Почему вам стоит посмотреть фильм «Спутник»
«Спутник» — российский научно‑фантастический триллер. Главный герой фильма — советский космонавт Константин Вешняков — улетает на орбиту с напарником. Они выполняют в космосе свою миссию, но спокойно вернуться на Землю не могут, потому что в их корабль что‑то врезается. Звездолёт совершает аварийную посадку в степях Казахстана. Выживает во время падения только Вешняков. Его изолируют в лаборатории и во время множественных проверок обнаруживают, что всё же он вернулся из космоса не один.
1. «Спутник» вошёл в программу международного кинофестиваля «Трайбека»
У «Спутника» есть сюжет с интересной загадкой, крутые спецэффекты и не менее примечательная актёрская работа. Он задумывался как фильм для большого экрана с прокатом не только в России. Мировая премьера «Спутника» должна была состояться 15 апреля на кинофестивале «Трайбека» в Нью‑Йорке. Но планы нарушила пандемия. Массовые показы отменили, фестиваль перенесли в онлайн. Члены жюри «Трайбека» посмотрели фильмы, заявленные в программе, и раздали награды. «Спутник» в число призёров фестиваля, увы, не попал.
2. Из‑за пандемии российскую премьеру «Спутника» перенесли всего на неделю
Показать «Спутник» в России должны были всего на день позже — 16 апреля. А если брать в расчёт разницу часовых поясов, то и вовсе в тот же день. Но этого не случилось, всё по той же причине.
Создатели решили не откладывать премьеру триллера до осени‑зимы или следующего года, а просто перенесли её в онлайн. Дату сдвинули лишь на неделю: фильм выложили на ivi 23 апреля.
Посмотреть «Спутник» на ivi можно по стандартной подписке. Она стоит всего 399 рублей в месяц: как один, максимум два билета в кино.
3. Это первый полнометражный фильм Егора Абраменко
Режиссёр «Спутника» Егор Абраменко, хоть и впервые взялся за полнометражный фильм, в индустрии кино- и видеопроизводства уже не новичок. Он окончил режиссёрский факультет ВГИКа, 10 лет снимал рекламу для многих известных брендов, в том числе МТС, «Яндекса» и «МегаФона». Делал клипы для известных музыкантов: Тимати, групп «Мумий Тролль» и «Каста».
Художественное кино в творческой биографии Егора тоже есть. Дебютный короткометражный фильм Абраменко «Коллекционер», вышедший в 2007 году, попал в программу фестиваля Canadian Short Film Festival и получил призы на Международном фестивале ВГИКа.
Ещё один короткий метр — «Полароид лав», представленный на год позже, — также стал лауреатом фестиваля ВГИКа, смотров Nevidannoe Kino и «Послание к человеку». Затем вышли документальный фильм «Полк идёт» и ещё один короткий метр «Капсула». Последняя на сегодняшний день короткометражка Абраменко — «Пассажир» — стала поворотным фильмом в его творческой биографии.
4. В основу сценария легла короткометражка «Пассажир»
Идея снять фильм об инопланетянине, тайно прилетевшем на Землю, и о людях, которые пытаются с ним бороться в замкнутом пространстве, появилась у Абраменко около пяти лет назад. С предложением сделать «русского „Чужого“» режиссёр пришёл к продюсеру Илье Стюарту. Тот идею одобрил.
Абраменко не хотел браться сразу за полный метр: ему было важно проверить на реальной аудитории, насколько интересны история и концепция. Так в 2017 году появился короткометражный фильм «Пассажир».
Главный герой картины — космонавт, который после аварийной посадки оказывается в тайге на целых 36 часов. После этого вокруг него начинают исчезать люди, и он решает изолировать себя в собственной квартире. «Пассажир» — камерный фильм: в нём один актёр — Артур Смольянинов и всего одна локация — квартира.
«Пассажир» вошёл в программу фестиваля «Кинотавр», где его отлично приняли зрители и критики. После этого Абраменко понял, что готов к полнометражной работе.
5. Действие фильма разворачивается в СССР
Время событий в «Спутнике» — 1983 год. К созданию атмосферы СССР команда фильма подошла серьёзно. Долго искали съёмочную площадку, рассматривали многие советские здания в Санкт‑Петербурге и Москве. В итоге остановились на Институте биоорганической химии РАН, основанном в 1959 году. Там сохранились советская отделка пола и стен, мебель, ковровое покрытие. Даже камеры видеонаблюдения родом из восьмидесятых.
С декорациями для лаборатории помог коллекционер советской электронной техники. Интерьеры тщательно продумывались художником‑постановщиком Марией Славиной и оператором‑постановщиком Максимом Жуковым. Они пересмотрели множество советских фильмов тех времён, чтобы максимально достоверно передать атмосферу восьмидесятых.
Так же трепетно создатели отнеслись к интерьеру и экстерьеру космического корабля, хоть он и находится в кадре всего минут 10.
Важный элемент в «Спутнике» — костюмы. Некоторые из них были исторически точными, например скафандры космонавтов — это копии аварийно‑спасательных скафандров «Сокол‑КВ2» из кораблей «Союз». Остальные костюмы вымышленные — например, военная форма была придумана с нуля по задаче художника по костюмам Ульяны Полянской.
Нереальные элементы добавили в фильм специально, чтобы показать: хоть действие картины и происходит в прошлом, она не историческая.
6. Фильм вдохновлён «Чужим», но не копирует его
То, что кинолента Абраменко вдохновлена культовым «Чужим» Ридли Скотта, видно невооружённым глазом. Создатели этого и не скрывают.
Важно то, что «Спутник» не калька с «Чужого». Фильмы похожи лишь двумя вещами: в них есть инопланетянин, поселившийся внутри человека, а главный персонаж — сильная, волевая женщина. В остальном картины разные. Главное отличие между ними — основной конфликт. Абраменко не хотел создавать историю «человек против космоса» или «человек против другого вида». Режиссёр задумал показать конфликт внутренний: «человек против самого себя». Создатели фильма говорят, что в этом смысле «Спутник» логичнее сравнивать с «Островом проклятых» Мартина Скорсезе.
7. Образ инопланетянина создавался крутыми аниматорами
Инопланетянин в «Спутнике» похож на большую ящерицу с длинными конечностями и хвостом, маленькой мордочкой с чёрными круглыми глазами и капюшоном, как у кобры. Внешне выглядит вполне безобидным и даже милым. Но пусть образ не сбивает вас с толку: инопланетян способен убить человека за считаные минуты.
Образ «русского ксеноморфа» создавала компания Main Road Post. Она попала в топ‑100 самых влиятельных анимационных студий всех времён. В прошлом её специалисты работали над спецэффектами к «Притяжению», «Вторжению», «Сталинграду».
8. Главные роли в фильме исполнили Оксана Акиньшина, Пётр Фёдоров и Фёдор Бондарчук
Именитых актёров продюсеры искали целенаправленно: такой масштабный фильм нуждался в звёздах, чтобы максимально раскрыть историю и привлечь зрителей.
В «Спутнике» три ключевых персонажа. Первый — космонавт Константин Вешняков. Герой Советского Союза, который в жизни не всегда поступает героически. Он вернулся из полёта в космос и сразу попал в лабораторию. Почему его там держат, космонавт не знает.
Пригласить на эту роль Петра Фёдорова продюсеры решили практически сразу. Актёр сначала сомневался, но всё же согласился.
Было интересно в этой сложной конструкции, где Вешняков заперт в замкнутом пространстве и в самом себе, двигаться к его человеческой сути: понять его проблемы, его душевный и ментальный дискомфорт, услышать его внутренний диалог с самим собой.
Второй ключевой персонаж — нейрофизиолог Татьяна Климова. Сильная духом женщина с непростой судьбой и любовью к своему делу. Она не боится идти на риск и применять экспериментальные методы. Её вызывают в лабораторию, чтобы помочь выяснить, что происходит с космонавтом Вешняковым.
Найти актрису на эту роль, по словам продюсеров, было непросто, но не потому, что претендентов не было. Напротив, кандидаток было множество. В итоге создатели остановились на Оксане Акиньшиной. Актриса уже на кастинге смогла прочувствовать и показать сложный и неоднозначный характер Климовой.
Татьяна очень закрытая, всегда сама по себе. Она прежде всего учёный, врач, и поэтому достаточно суха с точки зрения выражения эмоций. Но по ходу развития сюжета она меняется.
Чтобы сыграть в фильме, Акиньшина выучила несколько фраз на латыни и научилась водить УАЗ, хотя в жизни водит машину‑автомат.
Третий важный персонаж «Спутника» — полковник Семирадов, он же глава лаборатории, в которой содержат Вешнякова. Безэмоциональный, строгий, с принципами. Играет этого персонажа Фёдор Бондарчук, он также продюсер «Спутника». Сам исполнитель говорит, что его роль — подарок для актёра, потому что там есть что играть.
Семирадов не плакатный злодей, у него есть оправдание его достаточно жестоким, негуманным поступкам.
9. «Спутник» показал лучший старт на ivi за год
В ivi проанализировали все фильмы в подписке, вышедшие с апреля 2019 по апрель 2020 года, и проверили, сколько зрителей посмотрели каждый из них за первые пять дней после релиза.
«Спутник» в пять раз обошёл по просмотрам «Короля Льва» и «Аладдина», в три раза — «Марафон желаний», в 10 раз — «Джона Уика — 3». Также российский sci‑fi оставил позади киноленты «Мстители: Финал», «Аквамен» и «Звёздные войны: Последние джедаи».
Посмотреть «Спутник», «Мстителей», «Звёздные войны» и другие хиты можно по подписке ivi. В каталог онлайн‑кинотеатра входят новинки проката, классика мирового кино и сериалы — коллекция пополняется ежедневно. А ещё на ivi можно смотреть телеканалы онлайн.