У нас есть «Сумерки» дома. Каким получилось российское фэнтези «Самая большая луна» 

Филипп Янковский и другие сверхлюди пытаются выжить в интересном мистическом мире.

4 июля в прокат вышло российское фэнтези «Самая большая луна». Картину несколько лет разрабатывал режиссёр Алексей Попогребский, называя её своим «проектом мечты». Правда, прямо перед релизом его имя пропало из титров: теперь создателем значится продюсер Роман Борисевич, а пункт «режиссёр» и вовсе отсутствует.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Но сам фильм всё же существует и, согласно изначальной задумке и открытому финалу, должен дать старт целой франшизе. Однако пока что «Самая большая луна» кажется слишком поспешной: за полтора часа авторы пытаются рассказать зрителю слишком много, да ещё и постоянно копируют более известные западные сюжеты.

О чём фильм

В нашем (или очень похожем на наш) мире рядом с обычными людьми живут эмеры — этакие энергетические вампиры. Они не способны любить и не чувствуют боли, зато могут управлять определённой эмоцией у людей. Самый сильный из них — Глеб (Филипп Янковский), он командует группой эмеров и пытается собрать весь спектр эмоций для достижения равновесия.

В это же время учёный Виктор Макеев (Александр Гришин) продвигает инвесторам новую разработку: приложение Emron, которое может считывать разные чувства. На самом же деле оно будет управлять эмоциями людей по заказу владельцев. Вот только в реальности создатель пользуется помощью Глеба, который влияет на подопытных вручную. 

Основной сюжет начинается с того, что эмер-полукровка Денис (Иван Ивашов) находит очень странную Катю (Симона Куст), которая оказывается сильнее остальных. После этого за парой начинают охотиться буквально все.

Сюжет любопытно совмещает разные темы

Фэнтези, помещённое в современный сеттинг, — одна из самых потенциально интересных и одновременно сложных тем как в литературе, так и в кино.

Кадр из фильма «Самая большая луна»

Причём у последнего задача труднее: при визуализации очень сложно объяснить, как всевозможные волшебные существа остаются незаметными для глаз окружающих. Возможно, поэтому авторы так любят разделять миры территориально и придумывать всяческие лагеря и школы, как в «Гарри Поттере» и «Перси Джексоне».

«Самая большая луна» справляется с задумкой далеко не идеально, но вполне достойно. Идея, что традиционный вампиризм из «Сумерек» заменили энергетическим, отлично соответствует тенденциям времени.

Люди всё больше заботятся о своих чувствах, и проблемы с эмоциями не менее важны, чем телесные. Ну а уж конспирологическая идея, что чувствами можно управлять через телефон, и вовсе максимально актуальна.

Кадр из фильма «Самая большая луна»

Да и просто интересно видеть, что сюжет рассказывает об относительно понятных героях, которые перемещаются по чуть мистическому, но знакомому Петербургу или Выборгу. Конечно, многих второстепенных персонажей почему-то всё равно превратили во фриков, но главные герои в кои-то веки кажутся людьми, хоть они и эмеры.

События в фильме развиваются слишком уж быстро

К сожалению, «Самая большая луна» страдает болезнью многих российских жанровых фильмов, авторы которых не хотят затягивать вступление. Зрителю в самом начале просто голосом Филиппа Янковского (в данном случае под переливающиеся на экране цвета — словно включили абстрактный фон в Windows Media Player) рассказывают краткую предысторию этого мира и расстановку сил. Во всём остальном придётся разбираться по ходу действия.

Кадр из фильма «Самая большая луна»

В каждой следующей сцене в кадр вваливаются новые персонажи и при этом ведут себя так, будто зритель про них всё уже давно знает. Действие начинается с презентации Макеева, тут же зрителя знакомят с Глебом и его командой. Через 20 минут у Дениса с Катей уже завязывается что-то вроде романа, а ещё через пять появляются эмеры-каннибалы.

Погодите, мы ещё с презентацией до конца не разобрались. И это, кстати, не шутка: линия, связанная с Emron, идёт настолько фоном и невнятно, что про неё легко забыть. Да и в целом на многие вопросы об устройстве мира и сил эмеров зрителю не ответят. Зато ближе к финалу найдут почти две минуты на повтор сцен из начала фильма.

Кадр из фильма «Самая большая луна»

Постепенно всё больше крепнет ощущение, что исходного материала было в два-три раза больше. Иначе чем жёстким и грубым монтажом не объяснить, почему отношения персонажей развиваются настолько быстро, что они успевают лишь перебегать из одной локации в другую, по пути то сближаясь, то проклиная друг друга.

В итоге создаётся впечатление, что «Самая большая луна» — то ли пилотный эпизод сериала, и скоро нам всё расскажут, то ли краткий пересказ несуществующего сезона этого самого сериала. В любом случае информации слишком мало. Остаётся только ждать режиссёрскую (ну, или продюсерскую) версию на каком-нибудь стриминге.

«Самую большую луну» просто приятно смотреть

Во время работы над фильмом авторы обещали некий необычный вид визуальных эффектов — 3D-мэппинг, то есть видеопроекции на физические объекты прямо внутри кадра. Нет, не стоит ждать от картинки чего-то революционного и прорывного. Скорее наоборот, такой подход создаёт более олдскульную атмосферу кино нулевых: кадр постоянно залит неоновым светом, и всё происходящее становится чуть более мистическим. 

Кадр из фильма «Самая большая луна»

Конечно, не обходится без банальностей: есть обязательная сцена в клубе, после которой начинаются проблемы, ну а эмеры носят странные костюмы. Но в данном случае это скорее работает на атмосферу, а не рушит её. Просто настройтесь не на движение в будущее, а на возвращение в прошлое.

Тем более что акцент разумно сделали на основных актёров, а не экшен и масштаб. Молодёжь в главных ролях (Иван Ивашов не слишком опытен, а Симона Куст и вовсе дебютантка) иногда слишком уж старается, но для образов влюблённых это допустимо.

Зато уже ставший мастером второстепенных, но ярких образов Филипп Янковский выкладывается на полную: он и раздражает, и вызывает сочувствие. В моменте, где два босса буквально «делят» Катю, наверняка захочется самому прикрикнуть — раньше, чем это сделает героиня. Да и в целом здесь множество запоминающихся эпизодических ролей.

Фильм грешит излишним копированием известных франшиз

Если суетность и поспешность сюжета ещё можно простить и списать на финальные правки, то вторичность многих идей, увы, не оправдать ничем. Поиски избранного, которые перерастают в историю любви, — сколько раз уже эту историю подавали с экранов во всех возможных видах и качествах: от «Матрицы» до «Последнего богатыря».

Кадр из фильма «Самая большая луна»

Странные люди считают себя изгоями и объединяются под началом кого-то сильного и мудрого, а потом противостоят таким же отщепенцам, но злым — не нотки ли «Людей Икс» пробрались в российское фэнтези? Конечно, не обойдётся и без «Сумерек» — зачем-то даже прозвучит слово вампир (хотя бы энергетический).

И вроде бы в каждой такой отсылке нет ничего ужасного, да и тема возвращает к «Тысячеликому герою». Но если поначалу «Самая большая луна» кажется попыткой придумать что-то своё, то ближе к финалу она превращается в одну большую компиляцию.

Кадр из фильма «Самая большая луна»

В России сейчас один за другим выходят фэнтези-сериалы. Но всё же «Самая большая луна» выделяется не только полнометражным форматом. Это не попытка осовременить сказки и фольклор, а действительно живая и свежая задумка. Увы, вторичность и поспешность сильно портят впечатление. Но хотя бы один раз посмотреть картину приятно.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
S G
2 часа назад
и рядом с этой статьей стремная статья про кал - как символично)
Оксана Запевалова
2 часа назад
Почему стрёмная? Чем вас смущает кал?
S G
1 час назад
я даже открывать ее не буду, а то потом "развидеть" не получится