Рецепты самостоятельного PR для стартапа и малого бизнеса

PR — это не просто вычурная аббревиатура модного иностранного выражения. Это то, на что должны быть направлены все ваши усилия, если вы хотите, чтобы ваш бизнес процветал. Сегодня мы поделимся с вами размышлениями Ивана Дробышева, который точно знает, как помочь вашей компании вырасти в глазах основной целевой аудитории.

Представляем вам гостевой пост, автором которого является Иван Дробышев — предприниматель, консультант венчурных фондов и акселераторов по social and media relations, экс-журналист «Дождя».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Хотите того или нет, но бизнес постоянно участвует в публичных коммуникациях. Вы можете осмысленно подходить к вопросу PR, изучая, что думают о вас клиенты и инвесторы, либо пустить всё на самотёк и смотреть, как вас обходят раскрученные конкуренты. Если ваши клиенты — крупные компании, они должны знать, что могут доверять вам. Но как они могут доверять вам, если ваша компания на рынке несколько лет?

В этом случае помогут профильные статьи в крупных СМИ и экспертный статус главы компании. Узнаваемость в СМИ — ваше оружие и против конкурентов. Ну а работа с венчурными и деловыми изданиями позволит вам вырасти в глазах инвесторов.

Создайте ассоциацию

Во-первых, посмотрите, что писали о вашей компании, где упоминали. Для этого достаточно промониторить поисковики. Во-вторых, проверьте собственное имя и фамилию основателя, посмотрите, что выдаёт алгоритм. Вы должны ассоциироваться с тем, что вы делаете сейчас, посмотрите на свои фотографии в социальных сетях или же заведите деловые профили в LinkedIn или Facebook*. Установите уведомления на имя вашей компании и конкурентов в поисковике — так вы будете в курсе всех последних изменений.

Напишите пресс-кит

Сегодня все знают об elevator pitch, краткой (3–5 минут) речи о технологии, команде и своём предложении инвестору. По такому же принципу — кратко и максимально понятно — вы должны уметь описать свой проект.

В одностраничном тексте напишите, что вы за компания, какая миссия, в какой отрасли работаете, в чём ваша инновация и какой потенциальный рынок. Добавьте свои данные, контакты и компетенции. То, в чём вы разбираетесь и что можете комментировать. Например, промышленная робототехника или рынок образовательных проектов Западной Европы. Протестируйте свои тезисы на близких или друзьях, получите стороннее мнение от людей, которые не слишком знакомы с вашей компанией. Журналист, как и инвестор, с вероятностью 99% не разбирается в вашей технологии, а значит, нужно уметь объяснить принцип даже ребёнку.

Визуализируйте

Конечно, создать прототип не всегда можно и доступно на первой стадии, но стремиться к этому всё-таки нужно. Создайте 3D-модель или очень красивый эскиз — это вложение окупится сполна. Согласитесь, лучше один раз привезти работающего робота, чем сто раз рассказать о нём.

Найдите своего журналиста

И держитесь за него!

Раньше все пиарщики работали по принципу «собери базу из 1 000 контактов и делай пресс-релизы каждую неделю». Сейчас ситуация изменилась: если вы не администрация президента, то ваши официальные релизы вряд ли кому-то будут нужны.

Посмотрите, какие издания вы читаете, и подумайте, что читают ваши клиенты и инвесторы. Присмотритесь к этим изданиям, найдите нескольких журналистов, чьи статьи близки вам по тематике, и напишите им. Пришлите подготовленные материалы, изображения технологии, описание и не стесняйтесь проговорить основные моменты в телефонном разговоре. Предложите написать о технологии, но не расстраивайтесь, если в первый раз вам откажут и дадут понять, что им это неинтересно.

Когда вы найдёте того самого журналиста, который пишет про ваш сегмент или про такие же компании, он может стать вам ценным советчиком и помочь с продвижением. Журналистов можно искать и в социальных сетях, а не только в разделе «Редакция» на сайте. В соцсетях вы сможете лучше понять его профессиональные интересы, но не забывайте об этикете — писать о работе лучше на электронную почту.

Продвигайтесь через партнёров

Ищите партнёров. Если ваш бизнес как-то связан с более крупными и уже известными игроками на рынке, то используйте это в свою пользу. Познакомьтесь с их пресс-службой или маркетинговым отделом и предложите вместе написать про соглашение о сотрудничестве или, если это ваш клиент, о контракте. Вы предлагаете инновацию, а крупные игроки должны поддерживать имидж динамичной компании. Вам же нужно как можно лучше осветить новость о сделке или партнёрстве с крупным игроком.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: LDprod/Shutterstock.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter