Нагиев в роли Чикатило. Новый сериал Сарика Андреасяна больше напоминает цирк, а не нуарный детектив

Авторы пытаются создать интригу на пустом месте и бессмысленно затягивают сцены, а актёры забывают играть.

На стриминговом сервисе Okko стартовал сериал, посвящённый одному из самых известных маньяков СССР. Имя жуткого убийцы Андрея Чикатило до сих пор регулярно всплывает в различных документальных и художественных историях. Новый проект рассказывает о поисках и поимке этого преступника.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Все, кто хоть немного интересуется подобными сюжетами, знают, что расследование дела Чикатило было очень сложным. Неожиданных поворотов в нём случилось больше, чем во многих вымышленных детективах.

Казалось бы, в эпоху развития мрачных сериалов про него можно снять действительно пугающую и захватывающую историю. Буквально «Настоящего детектива», но с антуражем СССР и реальной основой.

Но за дело взялся Сарик Андреасян. Этот режиссёр прославился такими фильмами, как «Тот ещё Карлосон!» и «Защитники». Правда, с определённого момента он пытается перейти на драмы, сделав своей главной звездой Дмитрия Нагиева. Но даже в случае с «Непрощённым» автор не смог найти правильный баланс, превратив сюжет в банальное выдавливание слёз из зрителя.

К сожалению, и в телеформате чуда не произошло. В «Чикатило» просто собрали все возможные клише из нуарных фильмов, занудно повторив их десяток раз только за первый эпизод. А неуклюжая режиссура портит все впечатления от проекта.

Невнятная подача

Первый эпизод начинается с дисклеймера, объясняющего, что сюжет основан на реальных событиях, поэтому из уважения к чувствам живущих и памяти погибших все имена изменены.

Кадр из сериала «Чикатило»

Такое пояснение часто прописывают в начале исторических фильмов и сериалов. Оно даёт большую свободу авторам и снимает с них ответственность за несовпадение деталей.

Но в случае с «Чикатило» уже само вступление выворачивается нелепым образом. Ведь тут же после фразы об уважении к выжившим и погибшим показывают сцену, где проститутка с громким чавканьем занимается оральным сексом с маньяком на вокзале. После этого преступника сразу арестовывают, и действие переносится на год в прошлое.

В этой временной линии и будет разворачиваться основной сюжет. Главные герои — межведомственная группа под руководством офицера Кесаева (Константин Лавроненко) — прибывают в Ростовскую область расследовать дело маньяка, наводящего ужас на всю округу.

И в этот флешбэк добавляют ещё один флешбэк — на неделю в прошлое. Чтобы показать, как генерал давал Кесаеву указания.

В команде есть учёный‑психолог Витвицкий (Дмитрий Власкин), который совершенно не приспособлен к полевой работе, но зато пытается разобраться в поведении преступника. Именно он будет прилагать все усилия, чтобы докопаться до истины, ведь местная милиция просто хочет свалить вину на первых попавшихся подозреваемых. А параллельно показывают отдельные моменты из жизни самого Чикатило.

Кадр из сериала «Чикатило»

С первой же серии проект набрасывает слишком много вводных данных. И они плохо стыкуются между собой. Авторы пытаются сразу рассказать о жизни людей, которые боятся злодея, продемонстрировать деятельность маньяка и познакомить со всеми основными действующими лицами. Вот только большая часть сцен с милицией — просто разговоры за столом, а Чикатило всё время прячут от зрителя.

В итоге получается каша, поймать в которой какую‑то атмосферу просто невозможно. Нуарному триллеру гораздо больше пошла бы неспешность, нагнетающая саспенс, а не два скачка во времени и все главные герои сразу.

Глупая секретность

Значительная часть рекламной кампании сериала строилась на том, что роль маньяка исполнит какой‑то засекреченный актёр. Мало того, даже весь первый эпизод Чикатило снимают со спины, сверху, ниже шеи или он прячет лицо под шляпой.

Кадр из сериала «Чикатило»

И уже к середине серии это становится настоящей проблемой. Все диалоги с ним выглядят кривыми, поскольку ракурс поставлен очень странно: в разговоре с мальчиком виден только его плащ, а иногда камера показывает руки.

Но если бы это действительно хоть как‑то создавало загадочную атмосферу, то задумку можно было бы объяснить.

Вот только всё происходящее — типичный секрет Полишинеля.

Ещё летом 2020 года Дмитрий Нагиев в интервью, что будет играть Андрея Чикатило. Эту информацию можно найти в Сети за считаные секунды.

Но даже если не открывать поисковики, достаточно дождаться первой фразы персонажа. Нагиев не слишком хорошо играет голосом, а учитывая его участие в рекламе, многочисленных телешоу и буквально во всех новых комедиях, интонации актёра узнаются с первых слов.

Кадр из сериала «Чикатило»

Это, кстати, тоже портит атмосферу. Нагиев честно пытается говорить серьёзно и делать страшный голос. Но многим наверняка покажется, что он сейчас пошутит.

Появлялась информация, что актёру делали точный грим маньяка. Поэтому, когда в конце серии персонаж поворачивается лицом к камере, он, вероятно, должен напугать зрителя. Однако улыбку сдержать будет очень трудно.

Слабая постановка

В первую очередь проблемы сериала растут из неумения или нежелания авторов дорабатывать свой продукт. Режиссёр Сарик Андреасян, а также его братья Арташес Андреасян, отвечающий за монтаж и музыку, и Гевонд Андреасян, выступивший продюсером, явно решили придерживаться стилистики неонуарных детективов и триллеров. Но они лишь нахватали идей по верхам, не создав из них ничего интересного.

Кадр из сериала «Чикатило»

Операторская работа и вообще визуальная подача по большей части скучны. Диалог между Кесаевым и его начальником длится три минуты. И всё это время герои просто сидят и произносят друг за другом фразы. А камера показывает их с одних и тех же ракурсов. Учитывая, что и эмоций на лицах персонажей не слишком много, зритель быстро заскучает.

С диалогами в сериале вообще беда, а ведь всё расследование построено на разговорах и спорах. Пока одни актёры проговаривают свой текст, остальные просто сидят и молчат в ожидании реплики. Причём в отдельных случаях перед ответом остаётся непозволительно долгая пауза.

Кадр из сериала «Чикатило»

Одни и те же операторские приёмы повторяются раз за разом: долгие проходы примерно от пояса (особенно когда скрывают внешность Чикатило), наезд камеры на говорящих героев, остановка и статичная съёмка.

Повторы быстро становятся слишком очевидными. А звук их только подчёркивает. Буквально каждая важная сцена завершается повышением громкости и высоты музыки, которая потом резко обрывается.

Каждый из этих приёмов работает отлично. Но не больше одного‑двух раз подряд. Когда их постоянно сваливают один на другой, получается скучно и однообразно.


У сериала «Чикатило» явно хорошая задумка, да и простор для творчества у авторов был очень большой. Но реализация даже первой серии убивает все надежды на интересный проект. Учитывая, что все эпизоды поставил Андреасян, вряд ли в продолжении стоит ждать чуда и исправления ошибок. Поэтому тем, кто интересуется реальной историей этого маньяка, лучше посмотреть документальные фильмы о нём. А поклонникам нуарных детективов стоит обратить внимание на более толковые проекты.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Чикатило»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Софья Женамошенника
02.05.21 19:06
Весьма субъективное мнение без которого бы многие обошлись.
Марь Иванович
12.05.21 23:13
Да фильм норм. Но будет продолжение. Ждите сезон 2. А так смотреть бессмысленно. Его так и не поймали за все эти 8 серий.
Елена Еникеева
14.05.21 18:34
Посмотрела, понравилось, переживательно. Жду второй сезон)
Сергей Плехов
28.05.21 18:32
Мне понравился сериал. Почему многие сравнивают Нагиева с Задовым !? Забудьте !!! Играет хорошо. Зачем сравнивать настоящего Чикатило и художественный фильм. Нагиев так сыграл ,что меня от его образа тошнило и переворачивало.
Читать все комментарии