Почему российскую «Этерну» нельзя назвать ни новой «Игрой престолов», ни просто интересным фэнтези

Сюжет с первых минут кажется хаотичным, а визуальный ряд совершенно не цепляет.

20 января на «КиноПоиске» выходит «Этерна: Часть первая». Это эпизод сериала (длительностью как полнометражный фильм), который должен дать старт целой саге. Сюжет проекта основан на цикле книг Веры Камши «Отблески Этерны», которые начали выпускать ещё в 2004 году.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Сериал позиционируют как российский ответ «Игре престолов»: это тоже масштабное фэнтези об альтернативном мире, где разворачиваются политические интриги. И вроде бы задумка действительно интригует. Но после просмотра первая часть оставляет лишь недоумение и разочарование. Авторы попытались показать в одной ленте огромное количество событий и персонажей. А в результате превратили историю в набор разрозненных сцен с непонятными отсылками.

Поток беспорядочной информации

Действие разворачивается в мире, который называется Кэртиана, в королевстве Талиг. Когда‑то им правила династия Раканов, но потом власть захватили Оллары. Наследный принц в изгнании Альдо (Анар Халилов) мечтает вернуть себе трон при поддержке верного товарища Робера Эпинэ (Павел Крайнов). Но им придётся столкнуться с коварным Рокэ Алвой (Юрий Чурсин), который поддерживает власть. Когда‑то именно он подавил восстания и помог Олларам.

В то же время молодой Ричард Окделл (Денис Нурулин), сын одного из мятежников, отправляется в школу, где из дворян готовят оруженосцев. Так юноша планирует приблизиться к высшему свету и отомстить всё тому же Алве. Ведь тот когда‑то убил на дуэли его отца.

 

В синопсисе выше приведена лишь малая часть героев и событий, которые ожидают зрителей всего за 1 час 20 минут. И это не говоря о том, что прямо в заставке авторы за две минуты рассказывают всю предысторию мира Кэртиана: его создание, мятежи, переход власти, четыре главных дома, вокруг которых будет вращаться сюжет.

Примерно через полчаса у многих наверняка возникнет странное ощущение. Представьте, что вы пришли в гости, а по телевизору идёт 134‑й эпизод какого‑то сериала. В начале кратко пересказывают события предыдущих пяти сезонов, а потом начинается бесконечный неймдроппинг: буквально каждые две минуты звучит новое имя, титул или должность. И в случае «Этерны» все эти слова непривычны для российского уха, поэтому запомнить их с первого раза практически невозможно. При этом, когда в кадре впервые появляется глава гоганской общины Достославный Енниоль, все делают вид, что пояснять ничего не нужно.

Кадр из сериала «Этерна»

Хотя главная проблема в другом. Если бы все упомянутые герои, события и места играли какую‑то роль в сюжете, можно было бы просто запоминать или записывать каждого из них, а всех запутавшихся (и автора этой статьи) обвинить в недостатке внимательности. Однако больше половины имён и локаций вообще никак не влияют на происходящее. Какие‑то персонажи зайдут на пару минут в кадр, скажут несколько фраз и исчезнут навсегда. Мало того, всего за 10 минут до финала в действие вводят мистическую составляющую.

Всё это наверняка окажется важным в следующих эпизодах. И если бы проект выпускали по обычной сериальной схеме, например раз в неделю (или хотя бы в месяц), такую хаотичность можно было бы простить. Но для полнометражного фильма без предыстории «Этерна» слишком непонятна. А для сериала год ждать выхода второй серии как‑то странно.

Да, совсем недавно зрители уже наблюдали подобный пример — «Дюну» Дени Вильнёва. Но в том случае на фильм шла армия фанатов оригинальной книги, любители Тимоти Шаламе, Оскара Айзека и других звёзд. Да и просто те, кто любит масштабное кино на больших экранах. Увы, авторам «Этерны» придётся признать, что у произведений Камши на порядок меньше поклонников.

Единственное, что можно посоветовать тем, кто решился посмотреть «Этерну», попробуйте повторно включить вступительный ролик где‑то на середине просмотра. Тогда информация уляжется получше. В ином случае есть шанс почувствовать себя участником глупой знаменитой сценки с игрой в «Жижу» и фразами в стиле «Север золото не режет».

Компиляция из всех знакомых сюжетов

В анонсах «Этерну» часто называли «российским аналогом „Игры престолов“». Журналистов в этом трудно винить: после финала знаменитой саги любой крупный сериал в жанре фэнтези невольно сравнивают с легендой. Но в случае с «Этерной» такие аналогии бессмысленны хотя бы потому, что ленту вообще трудно считать самостоятельным проектом. Создаётся ощущение, что авторы почти хаотично набрали элементы из различных популярных историй и связали их в новый сюжет.

В таком подходе вроде бы нет ничего плохого. Например, Джордж Лукас ещё в 1970‑х создавал так свои «Звёздные войны»: взял фильмы про самураев, вестерны, «Дюну» Герберта, десяток других произведений и удачно скомпилировал их. Проблема в том, что в российском сериале отдельные составляющие плохо склеиваются друг с другом.

Кадр из сериала «Этерна»

Первооснова действительно кажется близкой к «Игре престолов»: упоминают разрозненные провинции, враждующие государства и борьбу за власть. Да и действие вращается вокруг нескольких родов, у каждого из которых есть свои символы и слоганы в стиле «Твёрд и незыблем». Почти как «Непреклонные, несгибаемые, несдающиеся» Мартеллы из книг Джорджа Мартина.

Но визуально к этому добавляется эстетика мушкетёров, так и не отпускающая отечественное кино: одежда, шляпы и оружие фэнтезийного мира явно отсылают к XVI–XVII векам. Словно доказательством этого рефрена к финалу в кадре появится вечный Атос Вениамин Смехов. Здесь нужно отдать должное: костюмы пошиты очень интересно и правдоподобно (одобрил даже Клим Жуков), а оружие и доспехи изготовили вручную.

Кадр из сериала «Этерна»

А в сценах обучения дворян легко заметить какой‑то странный микс «Гардемаринов» и «Гарри Поттера». Герои даже поиграют в очень упрощённый вариант квиддича. При этом сигналы им будет подавать горн, будто взятый из трейлера к любому фильму Кристофера Нолана. Можно и дальше приводить ассоциации с другими известными работами. Но на самом деле поиск отсылок может стать одной из самых весёлых составляющих при просмотре.

Здесь даже трудно сказать, виновата ли в таком нагромождении автор оригинала. Ведь дело даже не в том, что параллелей слишком много. Просто каждой из частей уделяют мало времени. Так, за время обучения Ричард успеет найти верных друзей, вступить в противостояние с заносчивым представителем другого рода, подвергнуться травле со стороны преподавателя, увидеть призраков и выпуститься. В общем, половина «Гарри Поттера» примерно за 20 минут экранного времени.

Бедная и невыразительная постановка

Ещё одна причина, по которой «Этерну» не стоит сравнивать с «Игрой престолов»: у сериала совершенно другой масштаб съёмок. Ещё полтора года назад авторы опубликовали трейлер, в котором показали масштабную битву, фехтование и груды мёртвых тел. Но в итоге из ролика в сериал попала только одна наименее зрелищная сцена.

Конечно, и у проекта HBO в первых сезонах тоже был более простой визуальный ряд, чем в финале, а о крупных сражениях чаще говорили, чем показывали их. Но в «Этерне» подход иногда и вовсе напоминает классические советские телеспектакли. Битва, отрывки из которой мелькают в трейлере, — единственная за всю первую часть и длится около пяти минут. Не будет ни одной действительно красивой панорамы в духе «Властелина колец» или хотя бы «Колеса времени».

Большая часть действия поставлена в павильонах Ленфильма: в ограниченном пространстве гуляют или сидят несколько действующих лиц, которые просто разговаривают. Причём диалоги в основном снимают традиционными «восьмёрками», поочерёдно переключая камеры за спиной у персонажей.

Кадр из сериала «Этерна»

Необычную хореографию тоже вряд ли получится оценить: единственная реальная дуэль продлится около 20 секунд, а тренировка учеников тут же перерастёт в массовую потасовку. Разве что герой Халилова покажет какую‑то акробатику, заставляя вспомнить упражнения Пола Атрейдеса в новой «Дюне». Но снова лишь ради развлечения.

Про качество наложенных спецэффектов говорить трудно, в пресс‑копиях указано, что цвет и звук ещё не доработаны (это норма для предварительного просмотра). Но уже сейчас можно точно отметить: в сериале не стоит ждать особого размаха и впечатляющего визуального ряда.

Кадр из сериала «Этерна»

Каждая из перечисленных проблем сама по себе не делает «Этерну» провальной. Так, в «Ведьмаке» тоже перегружали сюжет линиями и подробностями, в первых сезонах «Пространства» бюджет канала SyFy не позволял создать хорошие спецэффекты, а фильм «Первому игроку приготовиться» строил все повороты на отсылках к другим произведениям. Однако в сумме все эти элементы превращают «Этерну» в сумбурное хаотичное произведение. Да ещё и без продолжения. Пожалуй, слишком много недостатков для одного фильма.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Этерна»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Alex Ponomar
08.02.22 14:51
Ну, англоязычное фанатское сообщество в своём мнении довольно единодушно.
Konrad Mayunov
09.02.22 19:25
Гм, я несколько раз за эти годы цикл перечитывал, и после экранизации еще раз. Не заметил такого.Либо менталитет, либо, не исключаю, нюансы перевода.
Кошка Полосатая
07.01.23 20:05
"Рецензия" -- типичный образец того, что "дураку полдела не показывают". Ну думали, что показывают первую часть кинокритику, а оказалось.. В остальном, автор, и правда, смотрите микки-мауса или сиськофентези типа ИП, если нет желания разбираться в сюжете сложнее чем дважды два четыре. Отличный сериал, рекомендую всем, кто любит исторические романы с большим количеством продолжением, вообще людям без клипового мышления.
Алексей Хромов
07.01.23 21:10
А сколько за год продолжений вышло, напомните?
Читать все комментарии