10 октября на стриминговом сервисе Start, а также телеканале «Россия 1» стартует сериал Андрея Кончаловского. За 16 эпизодов авторы решили охватить порядка 20 лет истории России, начиная с 1905 года. На главные роли пригласили Юру Борисова, Никиту Ефремова, Евгения Ткачука и прочих популярных актёров.
Обо всём масштабе действия пока судить трудно: критикам показали три эпизода, причём из середины сезона (так делают регулярно и на Западе). Но судя по этой части, «Хроники русской революции» гораздо больше напоминают дневные сериалы канала «Россия», которые смотрят во время уборки и готовки, а не масштабные исторические проекты. Если же всматриваться, становится немного стыдно.
О сериале «Хроники русской революции»
- Страна производства: Россия.
- Жанр: исторический, драма.
- Дата выхода: 10 октября.
- Длительность: 1 сезон.
- Режиссёры: Андрей Кончаловский.
- В главных ролях: Юра Борисов, Юлия Высоцкая, Никита Каратаев, Александр Мизёв, Евгений Ткачук, Никита Ефремов, Тимофей Окроев, Артём Мосин-Щепачёв, Владимир Зомерфельд, Сергей Вагин.
После поражения в Русско-японской войне в России назревают революционные настроения. Николай II подписывает манифест, дающий людям демократические права и свободы, но положение лишь ухудшается. Тем временем среди революционеров тоже неспокойно: они спорят и решают, кто же возглавит будущее восстание.
На фоне этих событий полковника Михаила Прохорова назначают начальником специального отдела, который будет расследовать заговоры, угрожающие императору. Офицер знакомится с Ариадной Славиной — светской дамой, а на самом деле революционеркой. Между героями вспыхивает взаимный интерес.
Реальную историю подают через вымышленных персонажей
Фильм или сериал, посвящённый любым масштабным событиям, всегда сталкивается с одной проблемой. Зрителям не слишком интересно наблюдать за хрониками, нужна привязанность к каким-то конкретным персонажам. А если делать центром сюжета исторических личностей, придётся постоянно придерживаться документальной точности, и всё равно найдутся недовольные.
Андрей Кончаловский поступает разумно, связывая множество реальных происшествий, повлиявших на всю страну, через выдуманного героя — Михаила Прохорова. Персонаж Юры Борисова — усреднённый честный и благородный человек, вроде Эраста Фандорина. Его даже стоит воспринимать не совсем как личность, а как некий образ наблюдателя. Иначе странно, что он каждый раз оказывается в гуще главных событий: от убийства Григория Распутина до выступления Владимира Ленина на броневике.
«Хроники русской революции» вписывают в реальность и других вымышленных героев. Лютер, которого сыграл Александр Мизёв, — собирательный образ из Александра Ротерберга, Сергея Мстиславского и других существовавших личностей. А Ариадна Славина — типичная роковая женщина в кино.
И даже говоря о произошедших событиях, авторы регулярно склоняются к точкам зрения, о которых до сих пор спорят. Например, к «английской» версии убийства Распутина — её, кстати, в нулевых озвучивали на BBC. Да и вообще, в показанных сериях представители Великобритании оказываются чуть ли не главными злодеями.
Сама по себе такая субъективность не плоха. В любом случае сериал не позиционируют как документальную реконструкцию, а вымышленные герои добавляют истории жизни и дают больше свободы авторам. Проблема в том, что по остальным составляющим «Хроники русской революции» просто разваливаются.
Одни герои выглядят странно, другие — смешно
С подбором актёров в сериал вышла комичная история. Три года назад Андрей Кончаловский объявил всенародный кастинг в поисках людей, которые сыграют исторических персонажей. Опыт работы в кино не обязателен, главное — схожесть с прототипом. «В каждом человеке живёт артист, нужно только помочь ему это осознать», — говорил режиссёр.
В итоге Ленина играет Евгений Ткачук, для которого это четвёртый проект за год. Причём для сходства с исторической личностью актёра неузнаваемо загримировали. Роль Николая II досталась Никите Ефремову, тоже с четвёртой премьерой. Горького воплотил чуть менее известный, но тоже опытный Евгений Смирнов. Кажется, идея непрофессиональных артистов всё же не сработала. Хотя это просто забавный факт.
Авторы сериала «Хроники русской революции» вроде бы хотели превратить сухих личностей из учебников истории в настоящих людей. Но в результате сделали их какими-то пародиями. Трудно не смеяться над сценами, где Ленин нахваливает вкуснейший круассан или кричит на помощника, который чинит ему велосипед: «Я тяну из последних сил».
Распутин всё время ругается пьяным и танцует на столе, Николай II смотрит в пол и теряет ход мысли. Почти все попытки говорить с иностранным акцентом или каким-то особенным выговором (еврейским или, наоборот, старорусским) звучат так, будто кто-то хочет рассказать анекдот.
За актёров даже обидно. Ткачук и Ефремов умеют отлично играть, а Борисов в своих сценах пытается вытянуть максимум из каждого момента. И в каких-то будничных разговорах между героями нет-нет да и промелькнёт какая-то жизнь: вздох, улыбка, быстрый взгляд и правда превращают их в людей.
Но все старания идут насмарку, когда по сюжету Прохоров, выпив водки, с придыханием говорит Ариадне: «Ты меня хочешь? Так хочешь или нет? Я тебя тоже хочу». А та отвечает: «А где ваша жена?» И эта сцена с неловкими паузами тянется с минуту. Хотя она всё же выглядит не так стыдно, как их предыдущая встреча, когда они страстно занимаются любовью в подсобных помещениях ресторана, зачем-то походя круша мебель. А в это же время в самом зале конферансье танцует аргентинское танго с переодетым в женщину князем.
Постановка «Хроник русской революции» получилась слишком театральной
Сразу стоит оговориться: критикам дали просмотровки сериала с незаконченными визуальными эффектами и отсутствующими вставками исторической хроники. Это обычная практика для мировых стримингов: из-за этого когда-то был непонятен финал первого сезона «Вторжения», там герои ходили на фоне синего экрана. То есть мы пока не можем говорить, как выглядят части про события в стране и фоны в уличных сценах.
Но другие части визуального ряда уже можно оценить, и радоваться здесь нечему. Так, весь сериал поставлен статичными планами: камера не двигается, не следует за героями, не добавляет жизни. Картинку просто переключают между несколькими ракурсами. Причём в отдельных сценах необоснованно часто: простой диалог в ресторане в седьмой серии режут буквально по 1–2 секунды (с завистью вспоминаю первую сцену дешёвого дебюта Квентина Тарантино «Бешеные псы»).
Другая проблема касается многих современных фильмов и сериалов — в том числе и продукции крупных платформ вроде Netflix. Если определять это одной фразой: всё слишком чистое. Это относится к самой картинке — яркой, чёткой, без какой-либо игры света и тени и специфических фильтров. И то же самое с костюмами и антуражем. Мундиры, пальто, шляпы, стулья, скатерти — это не вещи, а реквизит, которым никто никогда не пользовался. А ведь сюжет рассказывает не только об аристократах.
Андрей Кончаловский упоминал, что у него есть чёрно-белая версия сериала. Возможно, так он выглядел бы намного лучше: исчезнет ненужная яркость, фоновые детали будут не так заметны. Но, конечно, в эфир пойдёт именно цветной вариант.
Возможно, «Хроники русской революции» страдают от завышенных ожиданий и шумихи вокруг самого проекта. Если случайно включить его по телевизору во время домашних дел, то историческая драма окажется на своём месте: здесь не нужно постоянно всматриваться в экран, большая часть событий передана через диалоги, а герои гротескны, словно в телеспектакле.
Но как релиз большого стриминга и заявленная сага о событиях в стране сериал не оправдывает надежд. Как те картинки из интернета, где «чем внимательнее смотришь, тем страшнее».