15 мая на потоковом сервисе Hulu вышел первый сезон сериала «Великая», посвящённого русской императрице Екатерине II. Автор этого проекта — австралиец Тони МакНамара. В 2018 году он уже получил номинации почти на все крупные кинопремии за сценарий драматической комедии «Фаворитка».
Поэтому от «Великой» все ждали продолжения того же стиля: реальные события, приправленные чёрным юмором. Однако новый проект МакНамары уходит ещё дальше. Он жёстче и смешнее, но чтобы получить от него удовольствие, нужно забыть об исторической основе.
Фантазии вместо реальных событий
Юная и наивная девушка из Германии (Эль Фаннинг) отправляется в Россию, чтобы стать женой императора Петра III (Николас Холт). В чужой стране она сталкивается с совершенно дикими порядками и твёрдо решает их изменить. Буквально «сделать Россию великой». Для этого ей нужно склонить на свою сторону патриарха, договориться с военными, снискать уважение придворных дам. И конечно, разобраться со своим мужем.
Нетрудно догадаться, что придёт многим в голову после прочтения синопсиса и просмотра трейлера: «Опять унизительные стереотипы про нашу страну». На самом деле всё не так однозначно, ведь Россия в «Великой» вымышленная.
Типичные западные клише появляются в первых же фразах и сценах. Екатерина слышала, что в России много медведей, и надеется, что ей тоже дадут одного. Так и происходит — на свадьбу девушке дарят огромного ручного зверя. А ещё здесь все поминутно пьют водку и обязательно после этого швыряют бокалы на пол. Однажды Екатерина даже спрашивает у императора: «Вы, наверное, много посуды разбили?»
Уже от одного такого вступления многие могут загореться. Но в этот сериал нужно вглядеться внимательнее. Он вообще не про историю и даже не про Россию. Такой гротескный антураж XVIII века подойдёт почти любой европейской стране: Великобритания в «Фаворитке» не слишком‑то отличалась.
Только вот в «Великой» даже нет исторических личностей. Судьба самой Екатерины очень приблизительно следует жизни прототипа. А Пётр III и вовсе не внук, а сын Петра Великого. И его главная проблема — комплексы перед родителями. Он то носит ожерелье матери или вообще юбку, то пытается придумать себе звучный титул. Кроме того, император ведёт войну со шведами. В общем, от реального человека осталось только имя.
Об остальных героях и говорить не приходится. Есть здесь, например, персонаж с именем Орло. Вероятно, это намёк на графа Орлова. Правда, играет его Саша Дхаван — англичанин с индийскими корнями. Его все видели в роли Мастера в последнем сезоне «Доктора Кто». А ещё нетрудно заметить темнокожих героев, причём даже среди церковников.
Знатоки могут найти некоторые отсылки к реальным историческим фигурам. Вспоминают и пару известных фактов и легенд. Например, про Ивана VI, которого прятали в тайной комнате. Но это не более чем забавные намёки, чтобы было интереснее смотреть. Всё остальное — откровенный и нарочитый вымысел. Об этом даже специально объявляют в заставке: под заголовком есть сноска «иногда правдивая история».
Частная борьба вместо жизни страны
Почти всё действие «Великой» разворачивается во дворце и его окрестностях. Но не стоит думать, что жизнь приближённых императора — отражение порядков всей России. Наоборот, это просто частная история, всеми силами уходящая от масштабности.
Основной сюжет посвящён борьбе прогресса с закостенелыми порядками. И потому здесь обе стороны показаны так гротескно. Если в «Фаворитке» грубые развлечения вроде забрасывания человека фруктами были лишь эпизодическими вставками, то сериал строит на этом весь антураж. Нет, пожалуй, ни одной общей сцены, где на фоне никто не дерётся, не пьёт или не занимается сексом.
Женщины здесь не читают, поскольку это не принято, мужчины — потому что это «не по‑мужски». Литературу любит лишь Екатерина и её сподвижники. Все потакают капризам императора, который на самом деле хочет только развлекаться с женщинами. Пётр буквально в каждой серии говорит про свои или чьи‑нибудь ещё половые органы.
Вот с этим и решила бороться Екатерина. И после первых комичных эпизодов, демонстрирующих дикость обитателей дворца, история становится более стройной. Героиня вырабатывает план и собирает команду, которая будет устраивать переворот. Сподвижники у неё странные, но харизматичные: не в меру саркастичная служанка Мэриэл, любовник императрицы Лео Воронский и трусливый Орло.
Далее сюжет перерастает в отличную политическую комедию, где у каждого есть свои интересы и все пытаются переиграть оппонентов. Уже ко второму эпизоду новоиспечённые муж и жена подумывают об убийстве друг друга. Потом картина ещё больше усложняется: вмешиваются новые политические силы, личные интересы и многое другое.
Это, кстати, подводит к очень интересной мысли: даже те, кто всеми силами борется за прогресс и то самое «светлое будущее», зачастую вынуждены использовать самые грязные приёмы.
Свою роль играют и вовсе неожиданные повороты: зачастую действие перерастает буквально в комедию абсурда.
Чёрный юмор вместо сатиры
Возможно, самое главное, что нужно знать о сериале, — его не стоит смотреть тем, кто не любит жёсткие и грубые шутки.
Постоянные пошлые ремарки Петра лишь вершина айсберга. Здесь каждая вторая постельная сцена превращается в треш‑аттракцион, вплоть до сочетания разговоров о матери и орального секса. Не обходится, конечно, и без слухов о связи Екатерины с конями — одной из популярнейших непристойных легенд.
Мумия матери императора стоит у всех на виду. Огромная статуя Петра Великого изображает, как тот восседает на медведе. Некоторые персонажи и вовсе будто пришли из комедий труппы «Монти Пайтон»: вроде тётушки Елизаветы, которая дрессирует бабочек и разговаривает с рыбами.
Абсурдность происходящего подчёркивает и саундтрек: балалайки и хоровое распевание «Казачка» перемежаются с джазовыми мотивами, а заканчивается каждая серия каким‑нибудь современным треком.
Но странным образом лучшая часть юмора здесь спрятана в диалогах, а не в дикой обстановке застолья. Причём (по заветам самых жёстких комедийных сериалов) запретных тем здесь нет. Религия, война, смерть, болезни — обо всём пошутят очень грубо. И чаще всего смешно.
Увы, вряд ли даже нарочитый отказ от соответствия хоть каким‑то историческим событиям спасёт этот сериал от критики. Но на самом деле проект может оскорбить лишь тех, кто поверит в его правдивость.
В остальном же Тони МакНамара просто взял известную тему противостояния старого и нового, забросил в неё огромную порцию жёстких шуток и поместил в антураж, чем‑то напоминающий Россию XIII века. Получилось круто и весело.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.