Как независимые российские режиссёры пытаются осмыслить нашу жизнь. Лучшие примеры в подкасте «Смотритель»

Вспоминаем работы Балабанова, Быкова и Звягинцева и рассказываем, почему их стоит посмотреть.

Встретив словосочетание «российское кино», многие сразу закатывают глаза. Часть зрителей привыкла относиться к отечественным картинам критически, и, увы, зачастую это справедливо. Но в России было и есть немало самобытных режиссёров, которые через объектив камеры показывают отражение реальности и доносят до зрителя важные мысли. Кинокритик Лайфхакера Алексей Хромов разбирает самые яркие работы таких мастеров и объясняет, в чём главные достоинства их фильмов.

🎧 У нас есть телеграм-канал для всех, кто слушает наши подкасты и следит за индустрией. Подключайтесь!

01:42 — как изменилось отечественное кино в девяностых годах и почему среди десятков криминальных картин выделяется именно «Брат».

02:56 — как работа Алексея Балабанова стала символом эпохи и при чём здесь саундтрек.

05:23 — за что поклонники полюбили вторую часть «Брата».

06:34 — «Груз 200»: грубая «чернуха» или глубокий правдивый фильм.

08:08 — почему «Левиафан» Андрея Звягинцева вызвал столько споров, как сюжет фильма связан с реальными событиями в США и почему изменился финал истории.

13:35 — как пришла популярность к Юрию Быкову и чем интересен его фильм «Майор».

16:08 — почему «Дурак» — самая показательная работа режиссёра.

17:48 — какие ещё картины снимали перечисленные авторы и чем хороши их фильмы.

Что посмотреть по теме? Мы собрали фильмы, которые упоминались в подкасте:

  • «Брат», режиссёр — Алексей Балабанов, 1997 год.
  • «Брат 2», режиссёр — Алексей Балабанов, 2000 год.
  • «Мне не больно», режиссёр — Алексей Балабанов, 2006 год.
  • «Груз 200», режиссёр — Алексей Балабанов, 2007 год.
  • «Возвращение», режиссёр — Андрей Звягинцев, 2003 год.
  • «Левиафан», режиссёр — Андрей Звягинцев, 2014 год.
  • «Майор», режиссёр — Юрий Быков, 2013 год.
  • «Дурак», режиссёр — Юрий Быков, 2014 год.
  • «Сторож», режиссёр — Юрий Быков, 2019 год.

Подписывайтесь на подкаст «Смотритель» и включайте его там, где удобно: Apple Podcasts, «Яндекс.Музыка», Anchor.fm, YouTube, «ВКонтакте», RSS, ещё больше платформ на выбор.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Тайный Пурпурный Ежик
15.07.20 14:10
На мой взляд российское кино в такой яме, что снизу стучат только студии Зимбабве и Туниса. Почему если снимать, то нужно это делать так топорно? Если комедия - то такая, что от нее отмываться приходится. Если мелодрамма - то так, чтобы все рыдали 2 часа. Если кино социальное "со смыслом" - то так, чтобы все черным-черно было. Попробовал смотреть Дурака. Задумка вроде неплохая. Но снято... Если в здании трещина - то обязательно с сапог шириной. Так чтобы улицу видно было. И понимает что это опасно - только наш герой. И понимает это - секунд 10 глядя на профиль здания на мониторчике. Цирк... И бежит он почему-то не в полицию, МЧС или пожарным, а сразу к самому мэру. Все герои - это еще та песня. Главный дурак голубой до безобразия. Ни одной отрицательной черты. Голубее только его отец, что скамейки каждый вечер латает. А мать - наоборот карикатурно-злая советская тетка. А еще есть типичная семья алкоголика, типичная гопота... Неужели нельзя снимать мягче, интереснее, живее? Необычнее, что ли? Хорошее социальное кино - "Красивый мальчик", "Паразиты". Вроде никакой чернухи, а дух захватывает и после сеанса часами в себя прийти не можешь. А по качеству картинки и операторской работе круче даже современные сериалы на Нетфикс или Амазон типа "Почему женщины убивают", "Мисс Мейзел" или "Тварь".
Boris Zavadsky
15.07.20 14:16
Вот именно. Российское кино лучше не смотреть вовсе, чем пытаться найти что-то хорошее в куче
Алексей Хромов
15.07.20 15:39
Кино никогда не было и не должно быть копией реальности. Я вас удивлю, но даже документальные фильмы далеко не всегда отражают объективную реальность. Гротескные ситуации и персонажи нужны для большей яркости и понимания происходящего. Вот и всё. Если вы будете искать неправдоподобность в каждом фильме вы ни один фильм посмотреть не сможете. Ну, разве что «Горько». Вот там всё прям как в роликах на youtube
Тайный Пурпурный Ежик
16.07.20 06:57
Я не буду спорить с профессиональным критиком. Я даже не любитель. Но у меня есть личное мнение и оно такое.Кино не должно быть копией реальности. Даже наоборот, делайте кино живее, красивей, ярче и сказочней. Кто же против? Но в любой картине должны быть научные и профессиональные консультанты. Чтобы кино было не копией, но приближено к реакльности. Сложно переживать врачу, который диагнозы ставит без анализов, глядя в потолок, а пациентов спасает дефебрилятором...Атмосфера, операторская работа и плоские персонажи могут быть как задумкой режиссера, так и признаком отсутсвия таланта или банального желания проработать материал. В качетсве примера возьму "12" Михалкова и "Москва слезам не верит" Меньшова (я, просто, плохо знаю совесткое/российское кино). В "12" актеры часа 2.5 занимаются душевным стриптизом выливая на зрителя тонны своих проблем, причем делая это зачастую очень патетично с заламыванием рук, выдиранием волос и закатыванием глаз. Весь кошмар жизни главной героини фильма "Москва слезам не верит" без мужа с младенцем и в общаге, Меньшов передал за 30 (!) секунд манипуляций с будильником. И все стало понятно! Не надо было снимать никаких сцен, не надо было никаких патетичных монологов! 30 секунд и умному зрителю все понятно о ее следующих 10 годах жизни между 1 и 2 серией. Почему современные российские режисеры так не могут? Почему надо снимать гротескно? Если трещина - то в сапог толщиной. Если общага - то бухарики какие-то, как в программах про ЧП по ТВ. Если семья ГГ - то, как в передаче Малахова. Где полутона, где намеки? Неужели зритель настолько отупел, что ему надо современную действительность пихать в лицо таким гнусным образом? И "Горько" сюда же. Я особой разницы между персонажами "Горько" и "Дурак" не вижу. Плоские, стереотипные, противные.