Специалист в области психологии Дэвид Колб (David A. Kolb) разработал цикл обучения и определил стили, по которым мы учимся.
Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.
Цикл обучения Колба
Теория обучения Дэвида Колба — четырёхступенчатый цикл, в процессе которого учащийся затрагивает все основы.
1. Конкретный опыт — получение нового опыта либо иная интерпретация уже имеющегося опыта.
Вы учитесь ездить на велосипеде и обратились к тому, кто умеет это делать, попросили рассказать о нюансах.
2. Рефлексивное наблюдение — наблюдение, осмысление опыта.
Вы смотрите, как другие катаются на велосипеде, и думаете, как будете ездить вы.
3. Абстрактная концептуализация — теоретическое представление, анализ и выводы.
Вы поняли теорию и знаете принцип езды на велосипеде.
4. Активное экспериментирование — применение на практике.
Вы садитесь на велосипед и едете.
Обучение эффективно тогда, когда человек проходит через все четыре стадии цикла: получает новый опыт, размышляет над ним, анализирует и делает выводы, которые применяет на практике для проверки гипотезы, что снова приводит к новому опыту.
Колб считал, что обучение — комплексный процесс, в котором все этапы взаимосвязаны. При этом начать цикл можно с любого момента, но важно сохранить его логическую последовательность. А вот по отдельности ни один из них эффективен не будет.
Стили обучения
Четыре стиля обучения Колба основаны на вышеупомянутом цикле. Почему их несколько? Всё просто: разные люди познают новое по-разному, от этого во многом и зависит эффективность процесса.
Вертикальная ось — восприятие информации (наш эмоциональный отклик, что мы думаем, чувствуем), горизонтальная — её обработка (как мы подходим к решению задач). По мнению Колба, человек не может одновременно выполнять оба действия одной оси: думать и чувствовать, например. Получается такая матрица:
Активное экспериментирование (выполнение) | Рефлексивное наблюдение (осмысление) | |
Конкретный опыт (ощущение) | Аккомодационный стиль — практик | Дивергентный стиль — мыслитель |
Абстрактная концептуализация (размышление) | Конвергентный стиль — прагматик | Ассимилирующий стиль — теоретик |
Аккомодационный стиль
Человек проверяет всё практическим, экспериментальным путём, основываясь на своём опыте. Вместо погружения в теорию, он сразу попытается решить задачу. Практик использует скорее интуитивный подход, а не логический.
Дивергентный стиль
Обучающийся много размышляет, подходит к вопросу с разных точек зрения, изучает информацию, углубляется в неё, но не спешит применять на практике. Такие люди умеют генерировать идеи, обладают обширным спектром культурных интересов и любят собирать информацию.
Зачастую мыслители наделены богатым воображением, сильны в искусстве, эмоциональны и проявляют интерес к другим людям. Они предпочитают работать в группах, открыты к новым знаниям и любят получать персональный фидбек.
Конвергентный стиль
Прагматик ценит теоретические знания. Для него особенно важно, чтобы их можно было применить на практике. Он предпочитает технические задачи и меньше озабочен межличностными отношениями. Для него не составит труда найти практическое применение сгенерированной им идее или теории.
Ассимилирующий стиль
Для теоретиков важнее логически обоснованные теории, чем их практическое применение. К ассимилирующему стилю, как правило, склонны люди, которые работают в информационной или научной сфере. Они очень хорошо разбираются в теории и глубоко копают, много читают и анализируют. Но практический подход их не интересует.
Если поймёте, к какому стилю склонны вы, сможете существенно повысить эффективность обучения. Помните, что нужно проходить весь цикл, но начинать можно с любого этапа. Стиль познания во многом определяет, какой этап будет первым: начинаете с того, что вам ближе.
Подстройте процесс обучения под свой стиль. Это принесёт намного больше пользы, чем продолжение попыток обучаться по безликому шаблону.