Что такое иллюзия знания

Пожалуй, мало кто из людей может и хочет назвать себя некомпетентным в большинстве сфер жизни. Мы очень любопытны и проводим всё своё время в познании окружающего мира. И нам кажется, что мозг — компьютер, который постепенно накапливает полученную информацию и хранит её там десятилетиями.

Однако это далеко не так. Наш разум — не вычислительная машина и не хранилище данных. Природой задумано так, что человеческий мозг, получая новую информацию, отсекаетExplanation and Understanding всё лишнее, ненужное в данный момент.

Пример: представьте любую простую вещь, которой вы пользуетесь каждый день, скажем, зонтик. Вы знаете, как открывать и складывать его, знаете примерный механизм раскрытия и понимаете, что где-то в нём используется пружина. Но можете ли вы прямо сейчас описать точный состав и принцип его работы с точки зрения механики? Если вы не производите зонтики, то вряд ли. Потому что для вас это ненужная информация.

А теперь оглянитесь на все предметы, которые вас окружают. Большинство из них вы никогда не смогли бы воссоздать самостоятельно. Любая современная вещь, будь то компьютер или обычная кофейная чашка — продукт коллективной работы, знаний многих людей, по крупицам собиравшихся веками. Но большинство этой информации хранится не в наших головах, а вне их: в книгах, картинах, записях. А значит, на самом деле не так уж много мы знаем.

Наше знание строится не на изучении каждого предмета или явления, а на способности мозга проводить причинно-следственную связь, обобщать предыдущий опыт и прогнозировать.

Что влияет на нашу способность думать

Интернет

Психологи из Йельского университета в своём исследованииSearching for explanations: How the Internet inflates estimates of internal knowledge. выяснили, что поисковые системы действительно заставляют нас думать, будто мы знаем больше, чем есть на самом деле. При этом, погуглив информацию, человек становится настолько уверенным в себе, будто бы нашёл её не на просторах интернета, а в своей голове.

Ещё раньше заговорилиGoogle Effects on Memory: Cognitive Consequences of Having Information at Our Fingertips об эффекте Google, или о цифровой амнезии, когда всё, что человек читает в интернете, он забывает за ненадобностью.

Это сильно усложняет развитие человека. Ведь он уже приписывает себе те знания, которыми не обладает. И не видит смысла в запоминании и обдумывании информации, которая доступна в любое время.

Обилие информации

В большом количестве информации самом по себе нет ничего плохого. Проблема в том, что мы не умеем уклоняться от её потока.

Врач-психотерапевт Андрей Курпатов считает, что человек не может одновременно и потреблять информацию, и думать. А если мы получаем новые знания постоянно — соцсети, фильмы, музыка, реклама — то думать нам просто некогда.

Делегирование знаний

Курпатов также указывает на проблему делегирования знаний: мы настолько окружены различными помощниками, что не стремимся к самостоятельному решению проблем. Мы не запоминаем номеров телефонов, не учимся ориентироваться на местности и не пытаемся считать в уме. В итоге мозг расслабляется и становится менее способным думать самостоятельно.

Когнитивные искажения

Некоторые когнитивные искажения рождаются именно из-за обилия информации. Они связаны со стараниями мозга уменьшить поток получаемых знаний и проще их переработать. Например:

  • Нас больше привлекает информация, которая подтверждает наши уже существующие догадки. Остальное мозг может с лёгкостью отбросить.
  • Мы стараемся увидеть закономерности во всём. Даже там, где их нет. Так мозгу проще хранить и обрабатывать информацию.
  • Недостающую информацию мы можем просто додумать на основе стереотипов, обобщений или предыдущего опыта. А потом успешно забываем, что было фактом, а что мы домыслили.
  • Чтобы закрепить информацию в мозге, её нужно подстроить под существующие убеждения и закономерности. А значит, какой-то её частью можно пожертвовать.
  • Мозг запоминает только ту информацию, которая была важна в конкретный период.

Низкая социальная активность

Человек — существо социальное. Именно благодаря социализации мы достигли того уровня развития, на котором находимся сейчас. Однако сегодня ценность других людей как источника знаний стала ниже. Зачем нам поддерживать связи с окружающими, если вся необходимая информация есть в Сети?

Мы перестаём общаться, а общение — это всегда колоссальная работа ума. Ведь нужно уметь понять собеседника, найти, что сказать, как понравиться и заставить поделиться информацией.

В чём опасность иллюзии знания

Неадекватная оценка своих знаний

Учёные-психологи Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер установилиUnskilled and unaware of it: How difficulties in recognizing one’s own incompetence lead to inflated self-assessments. , что, чем менее компетентен человек в каком-либо вопросе, тем сильнее он склонен преувеличивать свои знания. Это явление получило название «Эффект Даннинга-Крюгера».

Недостаток знания в экстренных ситуациях

Человек не хранит всю информацию о предметах и явлениях в голове. Но в критической ситуации, когда решение нужно принимать мгновенно, он опирается только на собственные знания. А их может и не быть вовсе.

Потеря способности сотрудничать

Чтобы быть эффективным, человек должен поддерживать коммуникацию. Знания коллективны, поэтому наш индивидуальный вклад в них больше зависит не от умственных способностей, а от умения взаимодействовать с другими людьми. Считая, что мы уже всё знаем, и отказываясь от сотрудничества с другими, мы теряем возможность развиваться дальше.

Уязвимость перед ложной информацией

Распространённость уже готовой информации и неумение отличать правду от лжи приводит к ошибочным суждениям и зависимости от общественного мнения. Стереотипность мышления, навязываемая обществом, может сильно затормозить его развитие.

Казалось бы, мы стали свободнее в цифровую эпоху. Но даже если мы уходим из отчего дома, где нас «учат, как правильно жить», мы всё равно продолжаем воспитываться на успехах — чаще даже мнимых — тех, кого ежедневно видим в социальных сетях.

Как избавиться от заблуждений

  • Постарайтесь понять, что мы знаем не меньше чем нужно. Мы просто знаем меньше, чем нам кажется.
  • Задавайте вопросы. Другим людям, себе и всему миру. Будьте открыты для чужих идей.
  • Будьте критичны. Не всё, что кажется известным, вам знакомо. И не всё, что пытаются до вас донести, — истина.
  • Помните, что вы сами несёте ответственность за свои действия. Вне зависимости от того, что считает верным коллектив и общество.
  • Примите поверхностность своих знаний, но продолжайте вдохновляться новыми открытиями.
  • Не избегайте информации, которую легко добыть, избегайте информации, которую сложно проверить.
  • Не пытайтесь быть экспертом во всех областях — это невозможно. Углубляйтесь в близкие вам сферы и не стесняйтесь неполных знаний в остальных.
  • Ищите информацию в Сети прицельно: вы должны точно знать, что вам нужно, чтобы не заблудиться среди ложных данных.
  • Избегайте выжимок. Старайтесь находить ту информацию, которую вам придётся обдумать и переработать самостоятельно.

Читайте также