Как рассказывать о своих достижениях в резюме, чтобы впечатлить эйчара

Простым перечислением не обойтись.

В рассказе о профессиональном опыте важно не только перечислить то, что вы делали, но и рассказать, как вы это делали. Скромные упоминания успехов не помогут расположить к себе рекрутера — ему нужно предложить настоящую историю.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Искусство самопрезентации очень важно для карьеры, считает Стефани Сворд‑Уильямс, предпринимательница и лектор. Она создала целую платформу F*ck Being Humble (англ. «К чёрту скромность!»), чтобы учить людей гордиться своими достижениями. Её книга «К чёрту скромность! Как преодолеть неуверенность и начать продвигать себя» рассказывает об этом в деталях. С разрешения издательства «Альпина Паблишер» Лайфхакер публикует отрывок из второй главы.


Присмотревшись к постоянной борьбе между Apple и Samsung за доминирование на рынке мобильных телефонов, вы обнаружите, что по качеству и производительности продукты Samsung превосходят продукты Apple, однако многие из нас предпочитают в это не верить. Для всех неприятных проблем iPhone (низкий заряд батареи, ограниченный объём памяти, легко бьющиеся экраны) у Samsung имеются решения.

Но есть один момент, который Samsung не удаётся усовершенствовать: это умение завоёвывать сердца, а не умы. В то время как Samsung проводит кампании, заполоняя Таймс‑сквер рекламными щитами с глянцевыми красивыми картинками и слоганом Do Bigger Things (англ. «Делай нечто большее»), Apple делится потрясающими фотографиями, которые снимают их клиенты, показывая, как продукт позволил им на самом деле «делать нечто большее». Samsung рассказывает, Apple показывает.

Чем поучителен этот пример? Видите ли, я вечно встречаю людей, которые рассказывают о том, что они делают, а не о том, почему они делают это так хорошо. Опять всё сводится к скромности и к нашему неумению признавать или даже помнить свой собственный вклад в проект. Так, женщины лучше распознают талант в других, чем в себе.

Социальный психолог Адам Галински называет это «эффект мамы‑медведицы»: женщины защищают других, поэтому не выглядят эгоистичными, тогда как мужчины склонны переоценивать свои результаты примерно на 30% (согласно Школы бизнеса Колумбийского университета). Молодцы, мужчины! Это явно работает на вас. Женщины, перенимайте опыт!

Слишком часто мы сосредотачиваемся не на сторителлинге, а на комментировании. Мы говорим о самом сюжете, а не о том, почему он увеличил доход на 50%. И не упоминаем, что, если бы не наше участие, не было бы повторных заказов, проект не выглядел бы таким привлекательным, а компания не стала бы с гордостью ставить нашу работу в пример.

Вы каменеете от боязни показаться задавакой? Но это упражнение в формулировании собственных достижений предназначено для другого: речь о том, чтобы увидеть свой собственный вклад в общее дело и понять, как лучше всего о нём рассказать.

В 16 лет я работала в Barratts Shoes (британский обувной ретейлер, далёкий от гламура), и нас заставляли продавать средства для ухода за обувью. Знаете эти защитные спреи для замши, которые никто не хочет покупать? Ну, и если мы оказывались худшими продавцами «защитного средства дня», нам приходилось пылесосить торговый зал. Теперь я не уверена, что это было законно, но я всё равно делала это около восьми недель подряд.

Однажды мне надоело таскать пылесос по полосе препятствий в торговом зале, и я решила в деталях изучить средства ухода за обувью. Только назовите, а я это уже знаю! И это стало не просто дополнением к акту купли‑продажи, а его «фишкой». Я изучила все беды, которые могут постигнуть обувь, если не мазать её тем или иным средством, и выбирала конкретную проблему, которую нужно решить, в зависимости от покупателя.

В конце концов я стала ведущим продавцом средств по уходу за обувью и мои прогулки в обнимку с пылесосом канули в прошлое. Пусть это не стало поворотным пунктом, изменившим мою карьеру, я всё ещё рассказываю эту историю в сегодняшних интервью, потому что она отражает моё понимание приверженности делу и цели. Она не о том, как я стала лидером продаж, а о пути, который я прошла, чтобы попасть туда, куда хотела.

Итак, давайте посмотрим, как можно вставить профессиональный пример в резюме и улучшить его, перейдя от комментирования к сторителлингу. Допустим, вы написали:

Как не стоит писать о себе

Я руководил созданием рекламного проспекта для университета, включая фотосъёмку, дизайн и тиражирование.

Спору нет, информация правдива, но изложена слишком буквально. И она не объясняет, почему именно ваше участие повлияло на проект, в котором вы были заняты, или на бизнес, в котором вы работали.

Приводя пример своей работы, вы должны дать понять, что именно входило в руководство проектом. Насколько сжатыми были сроки? Каким был объём работы? Как это повлияло на клиента или компанию, на которую вы работали? Что вы сделали, чтобы превзойти себя? Держа всё это в уме, попробуем ещё раз.

Как стоит писать о себе

Чтобы составить исчерпывающий обзор предложений университета, я за четыре недели провёл 17 собеседований, определивших креативное и содержательное направление проспекта и других брендовых коммуникаций. Я также координировал три съёмки, управлял внешними поставщиками и предоставил клиенту банк данных, содержащий более 300 единиц контента.

Видите разницу? Описав процесс работы над продуктом, которым гордитесь, вы сразу же повышаете степень своей вовлечённости и подчёркиваете моменты, которые, как вы знаете, впечатлят читающего. Это не значит, что, когда вас спрашивают о последнем проекте, вы должны вспоминать каждую мелочь, но обдумать их необходимо: это отличный способ убедиться, что вы готовы в любой момент о них рассказать.

Похоже на встречу с бывшим возлюбленным, который спрашивает, как у вас дела. Если вы ответите «нормально», это, безусловно, не впечатлит его и не заставит вновь броситься в ваши объятия. Но пройдёт 10 минут, и вы вспомните миллион разных вещей, которые сделали и которыми могли бы похвастаться, и всё прозвучало бы намного лучше, чем «нормально».

Стоит записывать всё интересное, что вы сделали за последнее время, чтобы всегда быть наготове. Превратив опыт в рассказ, вы заинтересуете им своих читателей и сами начнёте осознавать свою ценность и более чётко говорить о ней. Это важно не только в случаях, когда вам нужно заполнить неловкое молчание на собеседовании или презентации, но и для получения признания и денег, которых вы заслуживаете.

Способ, которым вы будете фиксировать собственный вклад, выбирайте на своё усмотрение. Но если вы будете записывать свои достижения только тогда, когда собираетесь подать заявку на новую работу или обратиться к потенциальному клиенту, то рискуете упустить что‑то важное, то, что демонстрирует ваши способности.

На всякий случай я бы порекомендовала делать ежемесячные обзоры, из которых ясно, что идёт хорошо, что можно улучшить и из чего извлечь уроки.

Чем больше вы размышляете, тем свежее в вашей памяти будут достижения, и вы не упустите возможность поделиться ими, когда настанет момент.

Если вы пока так не делаете, ничего страшного. Как я уже говорила в начале книги, если вас не учили рассказывать о себе, откуда у вас возьмётся умение делать это хорошо? Будь мир идеальным, кто‑нибудь постоянно рассказывал бы вам обо всех удивительных вещах, которые вы умеете; но в реальности этот вид анализа возможен, только если вы сами не поленитесь разобраться, почему же ваше мастерство по‑настоящему уникально.

Если вы хотите преодолеть застенчивость и перестать бояться саморекламы, «К чёрту скромность!» точно вам пригодится. Сворд‑Уильямс рассказывает вдохновляющие истории из жизни, делится практическими советами и даже даёт несложные упражнения для тренировки.

Купить книгу

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Помни»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий