Человек может часами улучшать резюме и оттачивать формулировки, но всё зря: его не читают. Соискатель расстраивается, ругает непрофессионализм рекрутеров, алгоритмы интернет‑площадок и придумывает конспирологические теории. Но на деле всё гораздо проще.

Зачастую на вакансию приходят десятки, а то и сотни откликов. У HR‑специалиста просто нет времени читать всё. Сайты для поиска работы позволяют просмотреть присланные резюме списком, не открывая, и узнать самое важное: компетенции, последнее место трудоустройства, ожидания по зарплате. Если документ пришёл на почту, сотрудник должен быть достаточно заинтересован, чтобы кликнуть по нему.

Так что важно поработать не только над содержанием резюме, но и над тем, чтобы его для начала открыли.

1. Адаптируйте название резюме под вакансию

Допустим, вы только что уволились с должности PR‑менеджера, но согласны на любую работу, которая кажется вам похожей. И вот вы отправляете резюме на вакансии журналиста, копирайтера, SMM‑специалиста, контент‑менеджера и руководителя рекламного отдела. Но в названии у вас всё ещё написано «PR‑менеджер».

С большой долей вероятности ваше резюме проигнорируют, ведь у рекрутера множество релевантных откликов. Хотя если бы вы потратили минуту на редактирование заголовка, то попали бы в выборку.

Я неоднократно получала на должность коммерческого директора резюме офис‑менеджеров (ничего так карьерный скачок, да?). Как‑то раз на должность менеджера по продажам прилетел «разгонятель облаков».

Инна Крунтяева, руководитель департамента по работе с персоналом ГК Dzotov Partners

Не ленитесь переделывать резюме. Сайты для трудоустройства позволяют дублировать документы и редактировать каждый в отдельности. Это отличный способ проявить индивидуальный подход к вакансиям.

2. Добавьте фото

Представьте себя на месте HR‑специалиста: вы просматриваете табличку из «шапок» резюме, в одних есть фотографии, в других — нет. На чём задержится ваш взгляд? Конечно, на изображениях.

Добавить фотографию — это отличный способ привлечь внимание. Она очеловечивает буквы и цифры из документа и помогает расположить к себе уже на этой стадии. Но важно, чтобы изображение показывало вас профессионалом. То есть никаких снимков с пляжа, селфи, зарисовок из семейной жизни. Впрочем, фото как на паспорт тоже не лучший вариант. Это скучно, и единицы выглядят привлекательно в таком формате.

Живое портретное фото в деловом стиле — то, что нужно.

3. Адекватно оцените зарплатные ожидания

Эта строчка важна для HR‑специалистов. Если возможности компании совпадают с вашими желаниями, это дополнительный плюс. Соискатели, которые хотят намного больше, не подходят: если работодатель не готов столько платить, зачем смотреть резюме? А когда зарплатные ожидания значительно превышают средний оклад по рынку, это вызывает ещё больше вопросов.

Часто мы видим сумму в 2–3 раза выше верхней планки по рынку, и становится интересно, что же там за специалист уровня бог. Указывайте реалистичные ожидания. А дальше всё зависит от того, стоите ли вы заявленных денег или нет.

Екатерина Дементьева, директор по персоналу компании «Новые облачные технологии»

4. Указывайте ключевые навыки

Такое поле есть на многих сайтах для поиска работы, и оно очень важно. Во‑первых, алгоритмы площадки рекомендуют вам вакансии на основе ключевых навыков. Во‑вторых, они помогают HR‑специалисту быстро определить, подходите вы на должность или совсем нет. Так что подумайте, каковы ваши важнейшие компетенции. Чур стрессоустойчивость и коммуникабельность не предлагать — это уже всем надоело.

5. Внимательно читайте описание вакансии

Нередко HR‑специалисты прячут там задания на внимательность и проверку исполнительности. Например, предлагают начать письмо определёнными словами. Даже если ваше резюме прекрасно, предпочтение отдадут тем, кто нашёл в себе силы справиться с поручением.

Если я вижу отклик без выполнения такого задания, это говорит, что соискатель или невнимательный, или сознательно проигнорировал его — возможно, считает себя выше и «снизошёл» до компании своим откликом.

Инна Крунтяева

6. Добавьте сопроводительное письмо

Здесь мнения экспертов расходятся. Когда речь идёт о сайтах для поиска работы и линейных должностях, вполне можно обойтись без сопроводительного письма, если в описании вакансии не указано иное. Скорее всего, откликов будет так много, что сотрудникам кадрового отдела будет не до чтения дополнительных материалов.

Достаточно частый вопрос: читают ли HR‑специалисты сопроводительное письмо, привлекает ли оно внимание на старте? Скорее нет. Если резюме заинтересовало рекрутера, он обязательно изучит всё, что вы предоставили в дополнение к CV.

Екатерина Дементьева

Но если вы посылаете резюме напрямую отдельным документом, персонализированное сопроводительное письмо может стать стимулом, чтобы его открыли. В идеале стоит писать его на основе вакансии — донести, что именно вы подходите под требования компании. Но будьте лаконичны, не углубляйтесь в дебри и избегайте шаблонных, безликих формулировок.

Пишите с большой буквы, когда это нужно, ставьте точки, не сокращайте слова. «Н‑р» вместо «например» не сэкономит время, зато вызовет недоумение у работодателя. Проверьте ваше имя и подпись в настройках почты. Пишите своими словами: представьте, что на вакансию вашей мечты придёт ещё 20 откликов с теми же формулировками. Выключите робота‑копипастера.

Вероника Ильина, HR-эксперт «Яндекс.Практикума»

7. Сделайте документ читабельным

Если отправляете резюме отдельным файлом, позаботьтесь о том, чтобы он открылся на компьютере адресата без искажений. Лучше всего для этого подходит формат PDF: форматирование не поплывёт, а программы для чтения есть практически на любом офисном компьютере.

8. Используйте альтернативные способы поиска работы

Трудоустройство по рекомендациям всё ещё отлично работает. Может, так ваше резюме и не начнут открывать чаще, зато каждый просмотр будет в яблочко, документ прочитают.

Не менее важно откликаться оперативно. Если HR‑специалист уже отобрал стопку понравившихся резюме из первых пришедших, велик риск, что остальные он смотреть уже не будет. Так что не полагайтесь только на сайты для поиска работы.

Подружитесь с HR интересных вам компаний в соцсетях, мониторьте вакансии на карьерных сайтах и в Telegram‑каналах и отправляйте резюме напрямую по указанным контактам. Активная позиция повышает ваш шанс получить работу мечты.

Екатерина Ковалевская, HR-бизнес-партнёр образовательного портала GeekBrains