Испытания водой, огнём и хлебом: 7 самых странных способов правосудия в истории

А также «рвотные» африканские суды, бракоразводные поединки между мужчинами и женщинами и не только.

1. Испытание хлебом

Евхаристический витраж с изображением хлеба и вина, приход св. Архангела Михаила, Финдли, Огайо. Изображение: Wikimedia Commons

В стародавние времена продвинутых методов криминалистики вроде ДНК‑текстов и сбора отпечатков пальцев ещё не придумали, да и видеокамер с сигнализациями тогда ещё не было. Поэтому в вопросах установления правосудия люди всё чаще полагались не на улики и свидетельства, а на решение Господа Бога. Потому эти испытания назывались божьими судами, или ордалиями.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Одним из наиболее безобидных способов было испытание освящённым хлебом — просфорой или гостией. Оно применялось и в католичестве, и в православии. В англосаксонском праве такое испытание было как минимум до 1000 г. н. э. — упоминание о нём содержится ещё в законах короля Этельреда II Неразумного.

Если кого‑то обвиняли в преступлении, он мог доказать свою невиновность следующим образом. Испытуемый к алтарю, громко моля Бога, чтобы тот его защитил. Священник вешал ему на шею табличку с обвинением, клал под правую ногу крест из тополя и ещё один такой удерживал над головой. Затем церковник вкладывал кусочек гостии и сыра в рот подозреваемому, и тот глотал. Если это ему удавалось, его прощали. Если же хлеб попадал не в то горло — значит, виновен.

В православии схожий обряд проводился, в частности, над подозреваемыми в воровстве. Суд просфорой был весьма в Византии и Древней Руси.

Возьми литургисованную просфору и напиши на ней: «Уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба». И напиши имена подозреваемых, и пусть каждый возьмёт свою часть и будет есть, ты же читай вышенаписанные стихи, и не могущий проглотить — и есть самый вор.

А. И. Алмазов
Испытание освящённым хлебом

Чисто в теории суд просфорой действительно мог помочь выявить грешника. Если человек был убеждён в своей вине, он вполне мог подавиться хлебом из‑за психосоматического воздействия обряда. Но для этого нужен был очень совестливый и богобоязненный преступник.

Говорят, именно подавившись хлебом во время испытания, умер в 1053 году Годвин, граф Уэссекский, подозреваемый в убийстве брата короля Эдуарда Исповедника. Правда, более поздние историки , что это легенда. Французский филолог Шарль дю Канж же , что распространённая клятва «Да чтоб мне подавиться!» происходит именно от этого обычая.

2. Испытание холодной водой

Чарльз Рейнхарт. Испытание ведьмы на «Гусином стуле», около 1867–1879 гг. Изображение: Public Domain

Когда речь заходит об ордалиях, люди думают в первую очередь о Средневековье. Но на самом деле божьи суды — это очень древний способ установления вины. Например, испытание холодной водой в 13‑м законе Кодекса Ур‑Намму, старейшем из известных сохранившихся сводов, а также во втором законе Кодекса Хаммурапи.

Согласно им, если человека обвиняли в колдовстве, то он должен был прыгнуть в реку. Если выбирался из воды живым, его оправдывали. Ур‑Намму предписывал обвинителю выплатить невиновному три шекеля. Хаммурапи же был суровее с клеветниками. Согласно его кодексу, если обвиняемый был признан невиновным после испытания, обвинитель должен был быть казнён. А жертве предоставлялось право наследования его дома.

Некоторое время эта практика также присутствовала во франкском законодательстве, однако в 829 году была отменена императором Людовиком Благочестивым.

Впоследствии, в 1338 году, подобные ордалии иногда применялись в Германии. Если человека в браконьерстве, его должны были трижды погрузить в бочку с водой. Правда, немцы, видимо, не так интерпретировали древний обычай, потому что в их варианте если человек тонул, его считали невиновным, а если всплывал, то наоборот. И его в итоге казнили.

Вы спросите: а зачем тогда вообще было заморачиваться с судом? Не проще ли сразу убивать всех подозреваемых? Ну, если человек тонул во время испытания — значит, доказывал свою невиновность и попадал на небеса. А это для богобоязненных жителей Средневековья было важнее, чем жизнь на бренной земле.

Испытание холодной водой также часто ассоциируется с охотой на ведьм, разгоревшейся в Европе в XVI и XVII веках. На самом деле эта ордалия к подозреваемым в ведовстве применялась довольно редко и не признавалась законами большинства стран, но всё-таки имела место. Последний суд водой над ведьмой прошёл в Сегеде в Венгрии в 1728 году.

Демонологи долго , почему колдуньи обладают такой отличной плавучестью. Король Англии Яков I полагал, что вода является слишком чистой стихией и выталкивает приверженцев зла естественным образом. А судья из Бонна Якоб Рикиус считал, что ведьмы сверхъестественно лёгкие, потому и умеют летать на шабаш. Он же предлагал не окунать их в воду, а просто взвешивать: возни меньше, а результат тот же.

3. Испытание дайвингом

Водоём на границе Индии и Бангладеш. Изображение: Wikimedia Commons

Испытание холодной водой и у индийской цивилизации — оно описывается в древних текстах. Но отдельно стоит упомянуть ещё один его вариант.

В Индии — как и в прочих странах Юго‑Восточной Азии — огромной популярностью пользовались петушиные бои. И частенько бывало так, что один игрок обвинял другого в жульничестве. Например, мошенник мог смазать своего петуха маслом, чтобы у противника не получалось его схватить, или затачивал его клюв и шпоры ножом.

Чтобы быстро и эффективно решать споры по петушиным боям, индийцы использовали… соревнования по дайвингу.

Обвинитель и обвиняемый в прозрачный пруд и хватались за шесты, которые были вбиты на дне. Кто продержится без воздуха дольше, тот прав и забирает денежную ставку. А кто не вытерпел и всплыл на поверхность за глотком живительного кислорода, считается обманщиком. Или клеветником.

4. Испытание рвотой

Испытания тангеной на Мадагаскаре. Иллюстрация Джеймса Сибри, XIX век, Национальная библиотека Франции. Изображение: Wikimedia Commons

Своеобразные методы установления вины существовали и в Африке. Например, жители Мадагаскара по крайней мере с XVI века использовали ядовитые плоды дерева цербера мангас, на местном наречии именуемом тангеной, во время судов над колдунами и прочими преступными элементами.

Подсудимым проглотить три кусочка куриной кожи и плоды, содержащие вещество церберин, которое при употреблении внутрь или даже вдыхании может убить или вызвать сильнейшую рвоту.

Если испытуемого тошнило и три фрагмента кожи возвращались наружу, его оправдывали. А если хоть один кусочек оставался внутри — приговаривали к смерти. Если же обвиняемый умирал от яда, его считали виновным. Но поскольку казнить его было уже поздно, ограничивались запретом хоронить колдуна на семейном кладбище.

Особенно испытание рвотой любила применять к своим заключённым правившая Мадагаскаром в XIX веке королева Ранавалуна I. Она прославилась массовыми репрессиями, которые к сокращению популяции подданных с 5 до 2,5 миллиона человек только за период между 1833 и 1839 годами. Из них от испытания тангеной умерло порядка 100 000 человек.

И только в 1863 году король Радама II развенчал культ личности безумной правительницы, запретил подобные суды, реабилитировал умерших обвинённых и разрешил перезахоронить их на семейных кладбищах.

Аналогичное испытание также у некоторых западноафриканских племён — только использовали они не тангену, эндемичную для Мадагаскара, а калаберскую фасоль. Подозреваемых в колдовстве женщин или одержимых злыми духами мужчин кормили этими ядовитыми бобами. Выжившие считались невиновными.

5. Испытание огнём

«Испытание королевы Эммы» Уильяма Блейка, 1779 г. Изображение: Wikimedia Commons

Одна из самых распространённых (и болезненных) ордалий. Подозреваемого заставляли пройти определённое количество шагов по горящим углям, или по раскалённым металлическим полосам, или удерживая в руках раскалённое железо.

Одна из самых известных историй об испытании огнём связана с матерью англосаксонского короля Эдуарда Исповедника, Эммой Нормандской. По легенде, её в прелюбодеянии с епископом Эльфвином Винчестерским. Но та прошла босиком по раскалённому железу и осталась невредимой, доказав свою невиновность.

Правда, высокодуховных личностей, которых и огонь не берёт, было не так много, поэтому в большинстве случаев виновность определялась по‑другому.

Когда человек стойко терпел ожоги, их ему перевязывали, а через три дня осматривали. Если раны заживали, испытуемого признавали невиновным, а если гноились — казнили.

6. Испытание крестом

Cуд над Бернаром Делисье перед инквизицией в XIV веке. Музей августинцев в Тулузе. Изображение: Public Domain

Эту ордалию в раннем Средневековье христианские проповедники предлагали новообращённым в истинную веру германским племенам. Эти варвары очень любили все тяжбы решать судебным поединком. Христиане же считали, что как‑то это слишком жестоко, и надо найти более богоугодный способ. Испытание крестом законодательно было Карлом Великим в 779 году.

Суть этой судебной процедуры следующая. Если один германский варвар, только обращённый в христианство, обвинял другого такого же сурового парня в каком‑либо проступке, драться им запрещалось. Вместо этого они отправлялись в церковь, молились, а затем вставали перед алтарём, разведя руки горизонтально на уровне плеч и приняв форму креста. Кто опустил их первым, тот считался виновным.

Особо упорные могли сутками стоять, пока мышцы судорогой не сведёт.

Правда, позже капитуларий Людовика Благочестивого в 819‑м и, повторно, декрет Лотаря I в 876 году суды крестом, потому что испытуемые якобы «пытаются уподобиться Христу», а это неприемлемо. И суровые германские народы вернулись к старым добрым судебным поединкам. Кстати, о них.

7. Испытание боем

Эгиль Скаллагримссон сражается на хольмганге с Берг‑Онундом, картина Йоханнеса Флинтоу, XIX век. Изображение: Wikimedia Commons

Судебные поединки издревле были отличным способом выяснить, кто прав, а кто виноват, не слишком морочась с законами, доказательствами и прочими юридическими тонкостями. Обвинитель и обвиняемый сходились на поле чести и сражались, пока один не умирал (или оба). Выживший считался победившим в суде, поскольку бог самолично привёл его к победе.

Согласно своду законов «Саксонское зеркало» 1230 года, к судебной дуэли в случае оскорбления, нанесения телесных повреждений или кражи. Стороны вооружались мечами и щитами и могли носить льняную и кожаную одежду. Но голова и ноги оставались обнажёнными, а руки были защищены только лёгкими перчатками.

Если обвиняемый уклонялся от боя после того, как его трижды вызывали, обвинитель мог нанести мечом два удара по ветру и два — против ветра, и дело рассматривалось так, будто он выиграл бой.

Что было, если день выдался безветренный, кодекс не уточняет. Возможно, жюри объявляло ничью.

В Скандинавии этот же способ отправления правосудия хольмганг, буквально — «прогуляться по острову». А на Руси поединок именовался «поле», а выходившие на бой звались полевщиками.

Псковская Судная грамота, кстати, участвовать в битве не только мужчинам, но и женщинам. Такое вот равноправие. Впрочем, если дама была заметно слабее противника и не могла сражаться, ей дозволялось выставить вместо себя наёмного бойца. А вот когда иск подавала женщина против женщины, наймиты запрещались.

Судебная дуэль между мужчиной и женщиной в пособии по фехтованию Ганса Тальхоффера, 1459 год. Изображение: Wikimedia Commons

Особенно оригинальным видом судебных поединков были бракоразводные дуэли, популярные в Германии XV века. Если супруги не могли поделить имущество мирно или одна сторона обвиняла другую в измене, они сразиться.

Мужчина, вооружённый дубинкой, сидел в яме глубиной по пояс, а женщина атаковала его камнем в мешке. Такие правила уравнивали шансы супругов, даже если дама была слабее.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Аня Исаченко / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Наталья Мурахтанова
16.08.23 09:22
Рвота и раскалённое железо — просто жесть.