5 схем развода от ЖКХ-мошенников, которых нужно остерегаться

Прочитайте сами и предупредите знакомых.

1. Фальшивые платёжки

В почтовый ящик кидают квитанцию от управляющей компании. Выглядит она обычно, в ней указана неподозрительная сумма. Только штрихкод и реквизиты отличаются: если использовать их для оплаты, то все деньги мошенникам.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Что делать

Прежде чем платить, проверяйте квитанцию на подлинность. Во‑первых, найдите ваши данные. В платёжке среди прочего должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество владельца квартиры;
  • почтовый адрес квартиры;
  • лицевой счёт собственника жилья;
  • площадь помещения.

У мошенников не всегда есть доступ к полной базе данных, так что какая‑то информация может отсутствовать или содержать ошибки. Это уже повод насторожиться.

Сверьте реквизиты с предыдущей платёжкой. Если они не совпадают, позвоните в ресурсоснабжающую или управляющую компанию. Только номер смотрите не на последней квитанции, а на предыдущих или в интернете. Спросите у оператора, менялись ли реквизиты. Если да, то на какие.

2. Плановые работы

На подъездной двери или в почтовом ящике появляется объявление. В нём написано, что тогда‑то в доме будут проводиться плановые работы по прочистке труб, проверке качества воды, устранению насекомых и грызунов — нужное подчеркнуть. Конечно, времени на всех у мастера не хватит. А потому нужно записаться заранее по указанному телефону.

Жертву подкупает официальный вид бумаги, тон объявления и, конечно, намёк на коллективность — это же всех квартир касается. «Если бы это были мошенники, разве объявление бы появилось?» — думает человек, торопится позвонить и в лучшем случае платит за минуты разговора. В худшем — к нему приходит мастер и события развиваются по одному из сценариев:

  • Прочистка труб. Ваш слив могут почистить тросом, а трубы — каким‑нибудь монструозным агрегатом, который на деле совершенно бесполезен. За услугу возьмут плату или попытаются продать вам чудодейственное средство, которое растворит налёт внутри батареи, даже если смазать им плинтус под ней.
  • Проверка качества воды. За этой якобы бесплатной услугой кроются продажи фильтров по очистке водопроводной воды. Но сначала надо продемонстрировать, насколько грязна жидкость из‑под крана. Для этого измеряют степень её минерализации, а минеральные соли там определённо будут. Ещё могут подвергнуть воду электролизу, из‑за чего соли выпадут в осадок, и эти хлопья выдадут за «страшную грязь». Потом жертве продемонстрируют образец из фильтра — дистиллированную воду, в которой нет примесей. Доверчивые люди легко покупаются на такие разводы.
  • Уничтожение грызунов и насекомых. За немаленькие деньги вам предложат или лжеработы, или трёхкопеечный мелок.
  • Диагностика окон. Схема та же, что и с водой. Мастер обнаружит какие‑то неполадки, «ремонт» окон обойдётся в кругленькую сумму.
  • Коллективное переподключение газового оборудования. Здесь мошенники будут продавать газоуловитель, который якобы сообщает об утечках.

В процессе злоумышленники могут не только получить деньги за псевдоработы или ненужные приборы. Нередко они подсматривают, откуда жертва достаёт купюры, а потом забирают ценности — в лучшем случае незаметно. Иногда пострадавших опаивают, например тестовой водой из фильтра с добавлением снотворного, или избивают.

Объявления — самый простой способ получить уже подогретых клиентов. Но часто мошенники сами звонят потенциальным жертвам, а то и устраивают поквартирные обходы. Впрочем, последствия будут те же.

Что делать

Здесь выручит набор юного социофоба:

  • Игнорируйте подобные объявления и никому не звоните. Если уж вас беспокоят грызуны или сквозняк из окон, поищите проверенного мастера. Можно взять контакты у знакомых или найти информацию в Сети — там, по крайней мере, доступны отзывы.
  • Если очень хочется позвонить по объявлению, сначала проверьте номер и название компании в интернете. Скорее всего, множество записей с жалобами на мошенничество отобьют охоту.
  • Не открывайте двери незнакомцам. Да, так можно делать и взрослым. Все, кого вы ждёте (родственники, знакомые, курьеры), сначала звонят. А внезапно приходят только с неприятностями.

3. Поверка и замена счётчиков

Чаще всего мошенники действуют, подкидывая листовки в почтовый ящик. Они сообщают о необходимости срочной поверки или замены счётчиков. И это работает, потому что они ссылаются на нормативные акты и грозят крупными штрафами. Впрочем, иногда мошенники ищут лёгкий путь и всё так же вешают общие объявления. А иногда по квартирам.

Итог один. К вам приходит «мастер», который проводит фиктивную поверку. Ещё хуже, если он всё-таки меняет счётчик. Делать это могут только аккредитованные компании. Если пломбу со старого прибора срывает сотрудник шарашкиной конторы, крайним здесь будете вы и получите штраф за самодеятельность. Плату за ресурс пересчитают по нормативу, а не по счётчику. Дополнительно нужно будет оплатить проверку и опломбирование прибора учёта.

Что делать

Не паникуйте. Сроки очередной поверки счётчиков указаны у вас в квитанции ЖКУ. Если там этой информации нет, можно найти паспорт прибора учёта и посмотреть в нём. В крайнем случае обратитесь в управляющую компанию. Там точно знают дату, с которой вам нужно начислять плату за «коммуналку» по‑новому. Если договор о поставке ресурса заключён напрямую со снабжающей компанией, звонить, соответственно, надо туда.

Если действительно приближается срок, когда счётчик нужно поверить или заменить, обращайтесь только в аккредитованную компанию. Найти её можно в специальном реестре.

4. Государственная программа по замене или ремонту чего угодно

В ход идут объявления о том, что льготным категориям граждан готовы двери, окна, батареи по специальной цене. Правда, вопреки ожиданиям, специальная — это завышенная. Иногда потенциальных жертв обзванивают — вероятно, по полученной где‑то базе. В зоне особого риска находятся пенсионеры‑льготники. Часто их дополнительно запугивают тем, что замена или ремонт чего угодно обязательны по закону.

Что делать

Помнить о том, где обычно находится бесплатный (или льготный) сыр, и объяснять это знакомым пенсионерам. Если какая‑то программа помощи и существует, обычно есть два варианта:

  • О ней кричат из каждого утюга, и не знать о ней невозможно.
  • О ней молчат и объявлений не развешивают. Просто вспомните, когда вас в последний раз разыскивали, чтобы всучить деньги.

Если всё же сомневаетесь, уточните, положено ли вам что‑то, в отделе соцзащиты или в пенсионном фонде.

5. Отключение за долги

Мошенники приходят, рассказывают о задолженности по платежам за ЖКУ, пугают отключениями и предлагают частично оплатить долг сейчас, чтобы избежать санкций. Естественно, деньги просто идут в их карман. В худшем случае всё заканчивается кражей.

Что делать

Изучить, как работают санкции для должников. Прекратить поставку ресурса только после двух месяцев неуплаты. Затем пользователя должны проинформировать об отключении и дать ему 20 дней на раздумья. И только после этого возможны какие‑то ограничения или прекращение предоставления услуг. А требовать наличку могут исключительно вымогатели.

Сталкивались ли вы сами с подобным обманом? Расскажите в комментариях.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Николай Семенов
23.09.20 18:10
так сами работники ЖКХ и являются первыми мошенниками