В 2018 году в российских компаниях текучесть кадров, в зависимости от индустрии, составляла от 8 до 48 процентов. Стоимость увольнения сотрудника, по самым оптимистичным подсчётам, обходится работодателю в 30 тысяч рублей. Или, если речь о профессионале высокого класса, минимум в 33% от его годового заработка. И эти цифры не включают затраты на поиск и обучение нового сотрудника, которые могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей.
Однако финансовые последствия — только одна сторона проблемы. Любому руководителю комфортнее работать с постоянной и надёжной командой, а не заниматься поисками замены и попытками сработаться с новичками. Но как этого добиться?
Компания TINYpulse, которая специализируется на исследованиях в области управления персоналом, опросила 25 000 человек по всему миру. И выявила пять основных причин, почему люди увольняются.
1. Слабый менеджмент
На работе человек должен понимать, что входит в его обязанности, а что нет, как формируется зарплата, за что назначают премии или штрафы, какие у него есть перспективы для роста. Объяснять всё это — работа руководителя. А ещё он ставит задачи и помогает справиться с вопросами и проблемами. Сотрудники, оценивающие работу своего руководителя, менеджера или супервизора плохо, ищут новое место в четыре раза чаще, чем те, у кого всё в порядке.
Умение наладить контакт с подчинёнными, быть открытым для критики, пожеланий и предложений тоже очень важно.
Работники, которые боятся обратиться к руководителю или лидеру команды, чтобы задать вопрос, пожаловаться, предложить что-то или высказать недовольство, остаются в компании на 16% реже.
2. Недостаток признания и одобрения
24% опрошенных ищут новое место, потому что на текущем их не оценили за хорошо сделанную работу. 34% собираются уходить из-за того, что систематически не чувствуют себя значимыми и считают, что их не хвалят и не поощряют.
Исследователи думают, что эта тенденция должна привести к поиску эмпатичных лидеров, которые не будут игнорировать заслуги своей команды. Людям нужна обратная связь — и не только критика, но и похвала.
Об этом же говорит в специальном проекте TED Майкл Си Буш, глава консалтинговой компании Great Place to Work в области управления персоналом: «Людям важно, чтобы их ценили, чтобы учитывали их мнение и прислушивались к их идеям».
3. Переработки
Сотрудники, которые считают, что их работа и личная жизнь находятся в балансе, останутся в компании на 10% вероятнее, чем те, кто думает иначе.
Никому не хочется, чтобы их жизнь превращалась в день сурка — «сон-работа-дом».
Человеку нужно отдыхать, уделять время своим хобби и самообразованию, проводить время с семьёй и друзьями. К тому же переработки, недостаток времени на личные дела и прочие нарушения баланса между жизнью и работой снижают производительность труда и приводят к эмоциональному выгоранию, от которого страдают 72% россиян.
4. Нездоровая корпоративная культура и отсутствие миссии
Вероятность увольнения людей, недовольных внутренними отношениями между сотрудниками, выше на 24%. А те, кто не чувствует уважение коллег, уходят на 26% чаще работников, которые с такими трудностями не сталкиваются. Сплетни, интриги, жёсткая и нездоровая конкуренция, пристрастность начальника — всё это вызывает стресс и желание поменять место работы.
Об этом же говорит и эксперт по управлению персоналом Майкл Си Буш. Одним из принципов удержания сотрудников в команде он считает честность и равенство. Люди должны чувствовать, что ко всем относятся одинаково, вне зависимости от должности, возраста, пола, национальности.
Кроме того, если верить исследованию, людям очень важно, чтобы у компании, в которой они работают, была миссия. Нет, не просто «заработать побольше». А «создать для людей комфортную повседневную жизнь» — как у IKEA. Или «сделать информацию доступной для каждого» — как у Google.
Если перед человеком не стоит вопрос выживания, ему хочется не просто работать за деньги, а быть причастным к чему-то большому и важному.
Опрос TINYpulse показал: сотрудники, которые ясно видят миссию компании и разделяют её, на 27% вероятнее задержатся в команде.
К тому же миссия — это то, что может сделать обычную компанию выдающейся. Так считает мотивационный спикер и автор бизнес-литературы Саймон Синек. «Люди покупают не то, что вы делаете, а то, зачем вы это делаете», — говорит он в своём выступлении на TED.
5. Отсутствие карьерных перспектив
Сотрудники, которые не видят никаких карьерных возможностей, меняют работу в три раза чаще тех, кто чувствует, что рост есть. Желание занять более высокую должность связано не только с деньгами. Оно объединяет в себе множество других потребностей человека: в признании, в уважении коллег, в возможности быть услышанным и влиять на работу компании.
Кроме того, это своеобразная победа над собой, способ показать самому себе, что стал лучше, критерий оценки себя как сотрудника и профессионала. Именно поэтому хотя бы гипотетическая возможность получить повышение так важна для человека. И в компании, которая эту возможность предоставляет, люди работают охотнее.