КГБ против капиталистов. Каким получился фильм «Тетрис»

Вызывает ностальгию и скуку.

31 марта на Apple TV+ состоялась премьера фильма «Тетрис». История о создании знаменитой игры, а также её распространении за пределы СССР, получилась странной.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Над картиной работали режиссёр Джон С. Бейрд («Грязь», «Хулиганы»), сценарист Ной Пинк («Гений»). В главных ролях снялись Тэрон Эджертон («Кингсмен», «Чёрная птица») и Никита Ефремов («Лето», «Нулевой пациент»).

Сюжет фильма, как легко догадаться, связан с тетрисом. Советский инженер Алексей Пажитнов создал игру для персональных компьютеров. Затем права на её распространение на Западе приобрела компания Mirrorsoft, а на продвижение в Японии — предприниматель Хэнк Роджерс. В целях расширения бизнеса герой хочет сделать версию для игровых приставок. Он отправляется в Москву, чтобы договориться с чиновниками. Внезапно оказывается, что предыдущие правообладатели действовали незаконно, а «Тетрис» — проект государственной важности.

Очень сомнительный сюжет

Картина начинается с очень весёлых 15–20 минут, которые вкратце рассказывают не только про создание игры, но и про саму индустрию в конце 80‑х. Затем главный герой Хэнк отправляется в Москву, чтобы провернуть сделку. Ему мешают сотрудники КГБ, заинтересованные в получении прибыли.

Затем на протяжении часа практически ничего не происходит — сюжет просто перестаёт двигаться. И Хэнк хочет права на игру, и Mirrorsoft хочет права, и ради этого персонажи готовы сидеть в серых кабинетах и ждать, пока взрослые дяди примут решение. Зрителю остаётся тоже сидеть и ждать. При этом финал получился динамичным, но его легко предсказать.

В «Тетрисе» в целом есть несколько «неожиданных» сюжетных поворотов — они настолько очевидные, что не вызывают никаких эмоций. Но авторы фильма всё равно акцентируют внимание на вещах, которые позже вскроются и всё изменят. Хотя одного взгляда на героев достаточно, чтобы понять, что они будут делать.

Пустые герои

Кажется, что главные действующие лица слишком «картонные». Хоть отчасти живыми их делает отнюдь не сценарий: Хэнку помогает экранное время, Алексею — грустный взгляд Никиты Ефремова. Сопереживать им трудно. Но все остальные персонажи намного хуже.

Кадр из фильма «Тетрис»

Например, есть отец‑капиталист (который обманывает налоговую ради прибыли), есть его сын (глупый мажор), есть сотрудник КГБ (очень серый и злой). Пара персонажей, которые по ходу фильма примыкают то к одной стороне, то к другой, также не отличается сложностью. В общем, капиталисты выглядят так, будто сошли с советских агиток, а москвичи предстают как карикатуры из антисоветских газет. А ещё в «Тетрисе» есть предатель — и вы легко определите его уже по первой сцене с ним.

Эмоциональные эпизоды — худшая составляющая этого фильма. Те, у кого нет ничего общего, вдруг становятся лучшими друзьями, а бывшие враги готовы объединяться во имя добра. Абсолютная пустота персонажей рушит всю драматургию картины.

Удивительная атмосфера

И проблемы сюжета, и пустоту героев можно смело назвать провалом сценариста. Забавно, но даже так фильм приятно смотреть — все остальные компоненты на уровне. Дело в атмосфере, которой пропитан «Тетрис». Используется эстетика 8‑битных игр, а также абсолютно серый и мрачный мир из антиутопий, чтобы показать СССР. Иногда они пересекаются — и получаются лучшие сцены.

Визуально всё просто: зрителю показывают совершенно разные картинки. Мир за пределами Союза цветист и ярок, а вот внутри всегда серо и тускло. Для усиления эффекта герои ещё и вслух подчёркивают различия. Приём известный, но рабочий.

Огромную роль в создании атмосферы играет музыка. Так, в одной из сцен герои танцуют под песню The Final Countdown группы Europe. Несколько композиций исполняет Polina — американская певица российского происхождения.

Различия в менталитете

Снимать фильм про СССР и не скатиться в «клюкву» — трудная задача. И авторы «Тетриса» с ней не справились. Дело не в том, что сотрудники КГБ показаны плохими (а какими ещё?). Проблема в большой разнице между представителями разных стран. Пару раз герои проговаривают, что они люди, так что готовы понять друг друга. Однако всё, что происходит на экране, противоречит этому тезису. Авторы фильма словно выдумывают барьер, чтобы потом его снести, — однако у них не получается его уничтожить. В итоге история отдаёт тем же привкусом, что и стандартные картины о холодной войне («Красный рассвет», «Рождённый американцем»).

Кадр из фильма «Тетрис»

«Тетрис» очень несбалансированный фильм. Отлично снятые сцены соседствуют с неинтересными диалогами. Сюжет развивается настолько нестабильно, что иногда кажется, будто на экране ничего не происходит. Зато картина даёт заряд ностальгии по старым играм. Вряд ли «Тетрис» можно полюбить, но в качестве развлечения на вечер лента вполне годится.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Тетрис»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Tolik Jakubowski
04.04.23 06:34
Скуку вызывает ваш обзор, а фильм получился бодрым. Ожидали середнячок, а получился прям шпионский триллер. К нему есть вопросы, но в целом мне всё понравилось.
Ivan Saprykin
04.04.23 15:11
стоит смотреть или не стоит, что-то не понял?) собирался посмотреть, но после обзора как-то стало боязливо, что время зря потрачу....
Станислав Бабичев
05.04.23 04:05
Хороший, приятный фильм. И ещё очень радует, что русских играют русские.
Ivan Saprykin
05.04.23 11:10
вообщем, я посмотрел. фильм мне понравился. думал будет скучно, но, наоборот, с самого начала и до самого конца не мог оторваться. Главный герой напоминает Владислава Листьева.
Читать все комментарии