25 января на телеканале ТНТ и онлайн-платформе Premier выйдет сериал «Полёт». Это режиссёрский дебют сценариста и продюсера Петра Тодоровского — младшего. По его фильмографии было трудно представить, каким получится новый проект. В списке его работ — сценарий к провальному фильму «Весёлые ребята», и это настораживает. Однако осенью 2020 года «Полёт» получил главный приз фестиваля Serial Killer в Брно.

В основе сюжета — история коллег, которые отправляются в командировку. Компания весьма разношёрстная: тут есть юрист-хам, тихий писатель из финотдела, скромница и другие колоритные персонажи.

В аэропорту герои понимают, что ошиблись с местом вылета. До нужного далеко, а на рейс они уже опоздали. Пытаясь купить новые билеты, они узнают, что их самолёт разбился. Это событие влечёт за собой резкие перемены в жизни персонажей.

Почва для развития действия очень даже питательная. Однако у сериала есть как преимущества, так и слабые места.

Оригинальная основная идея

Крушение самолётов, к сожалению, не такое редкое событие. А ведь многие люди спасаются от печальной участи незадолго до посадки. Кто-то опаздывает на рейс, другие выбирают более позднее время вылета. Пока СМИ и общественность говорят о пострадавших в авиакатастрофе, уцелевшие остаются вне фокуса внимания. Но их жизнь, очевидно, оттеняется страшным событием и становится несколько иной.

Кадр из сериала «Полёт»
Кадр из сериала «Полёт»

Такую удачную идею и развивают создатели «Полёта», правда, делают это слишком лихо.

Но чересчур нереалистичные события

Смотря сериал, хочется воскликнуть: «Не верю!» Понятно, что странно было бы снимать про ничем не примечательную жизнь обычного человека. Однако истории, рассказанные в «Полёте», часто вызывают желание скептически нахмуриться.

Например, супруги, которые 7 лет состоят в браке, не могут сесть и открыто обсудить проблему в семье. Создаётся ощущение, будто пара вообще не решала сложные вопросы. То есть находилась либо в вакууме, либо в стране радужных пони.

Кадр из сериала «Полёт»
Кадр из сериала «Полёт»

Есть и другой пример того, как вымысел переходит границы. Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у одной из героинь не ослабевают при работе с психологом, но пропадают после виски и флирта с коллегой.

В некоторые моменты нелепость доходит до крайности. Так, есть эпизод, где персонаж с тяжёлым ранением в тонких метафорах рассуждает о значении слова «истина».

Такие неровности отвлекают зрителя от событий, раздражают и мешают сопереживать героям.

Интригующее нелинейное повествование

Каждый новый эпизод посвящён одному персонажу. Нам рассказывают, как он жил до чудесного спасения и что делал после. Зрителю уже знакома такая схема развития сюжета: она была использована в российских сериалах «Игра на выживание» и «Колл-центр».

Очень быстро зритель понимает: злосчастный полёт не самое страшное в судьбах героев. Произошло ещё что-то, из-за чего все они оказались на дне. Но что конкретно — неизвестно.

Кадр из сериала «Полёт»
Кадр из сериала «Полёт»

Так, каждая серия не только откидывает нас к началу истории и показывает развитие персонажа, но и сообщает детали дела, которое закончилось всеобщим крахом. Такой подход до боли напоминает культовое американское шоу «Остаться в живых» и буквально заставляет смотреть сериал дальше.

Кстати, захватывает «Полёт» уже с первых кадров. Параллельный монтаж показывает нам бегущего человека, домохозяйку, накрывающую ужин, и дымящийся ствол. Безусловно, зритель сразу пытается складывать пазл из этих событий. И цепляющий способ подачи сохраняется на протяжении всего шоу.

Но нелогичное развитие характеров

Поначалу разнообразие персонажей обещает нам истории на любой вкус. Кажется, что скромный писатель поэтично расскажет о переосмыслении жизни, а хамоватый юрист поведает о своём безразличии. У каждого зрителя появляется шанс проникнуться тёплыми чувствами хотя бы к одному герою. А значит, с большим удовольствием следить за продолжением сериала.

Кадр из сериала «Полёт»
Кадр из сериала «Полёт»

Затем по ту сторону экрана начинается игра со зрительскими ожиданиями, и Тодоровскому действительно удаётся их обмануть. С персонажами происходит ровно то, чего мы от них не ждём. Правда, создатель рисует своих героев слишком смелыми мазками. С развитием сюжета персонажи всё больше походят друг на друга.

Например, почти все начинают испытывать желание мстить, идти по головам и влезать в неприятности. Это выглядит очень вычурно: интеллигент становится преступником, а скромная девушка — обольстительницей.

Кадр из сериала «Полёт»
Кадр из сериала «Полёт»

Парадоксально, что отталкивающая непредсказуемость героев сочетается с неглубокой проработкой характеров. Приобретая чужеродные черты, персонажи продолжают быть рабами стереотипов. Например, легкомысленная секретарша Котёнок начинает вести себя как боевая амазонка, но в то же время совершает очень глупые поступки.

Цепляет здесь и выбор говорящих имён (Котёнок, Жабенко и другие), которые заставляют зрителя заранее составить мнение о героях.

Хорошие актёрские работы

В сериале снялись и яркие молодые актёры (Юлия Хлынина, Павел Табаков), и их состоявшиеся коллеги, например Оксана Акиньшина и Михаил Ефремов. Персонаж последнего пугает тем, что отчасти повторяет печальную судьбу артиста. Герой садится за руль нетрезвым, и это плохо заканчивается.

Кадр из сериала «Полёт»
Кадр из сериала «Полёт»

Симпатию неожиданно вызывают второстепенные персонажи. Их характеры менее фактурны (в отличие от центральных действующих лиц), а потому выглядят реалистично. Актёрские отыгрыши в таких условиях по умолчанию становятся более органичными.

Радует и то, что не основных героев играют заметные артисты, среди которых Виктория Толстоганова, Светлана Камынина, Глеб Калюжный и не только.

Но инородные художественные элементы

Видимо, чтобы оживить персонажей, Тодоровский прописывает в сценарии нецензурные слова. Ожидаемо слышать их из уст наглого юриста Жабенко, однако брань других героев выглядит немотивированной. По большей части такие эпизоды смотрятся чужеродно, ведь не всегда ругань связана с событиями. Складывается впечатление, что это мат ради мата, который призван раззадорить публику, а не отразить состояние героя.

Кадр из сериала «Полёт»
Кадр из сериала «Полёт»

Но разгадка этой неорганичности весьма проста. Создано две версии сериала. Первая имеет ограничение 16+ и будет показана по ТНТ. Другая, с маркировкой 18+, выйдет на платформе Premier. Понятно, что фрагменты с матом лучше врезать в сценарий, чтобы потом легко убрать их из готовой ленты. Отсюда и берётся эклектичность.

Инородными можно назвать и некоторые саундтреки. Например, история обычной московской семьи рассказывается под эстрадную американскую музыку середины ХХ века. Это создаёт диссонанс и выглядит нелепо.

Также есть визуальные решения, которые вызывают непонимание. Как правило, режиссёр ставит сцену красиво и сложно, когда хочет сообщить нам нечто важное. Однако в «Полёте» не всегда можно понять предназначение таких эпизодов. Ярким примером является кусок, в котором герой Никиты Ефремова танцует с револьвером. Зритель и так почувствовал неладное, увидев оружие. Зачем же смаковать этот момент?

Ещё один пример картинки, которая режет глаза, — это заставка серий. Она представляет собой нарезку кадров падения самолётов. Начиная смотреть сериал, многие зрители хотят отдохнуть и развлечься. Такое вступление в этом точно не помогает.


Пока сложно сказать, насколько успешным окажется проект: его достоинства и недостатки сильны в равной степени. Возможно, в продолжении мы увидим более тонкое и ровное повествование, где акцент будет поставлен на многообразие человеческих натур. Но может быть, создатели шоу усилят и без того неудачные моменты. Тогда «Полёт» превратится в пёстрый хоровод из небылиц и карикатурных персонажей.