Российский сериал «Эпидемия» от режиссёра Павла Костомарова вышел в 2019 году и уже тогда наделал много шума. Зрителей и критиков порадовали необычно качественные съёмки и жёсткий сюжет. Ещё больше внимания привлёк Онлайн‑кинотеатр Premier удалил эпизод сериала «Эпидемия» о беспорядках скандал: в одном из эпизодов показали представителей власти, расстреливающих мирное население. Вскоре серию убрали с онлайн‑платформы Premier, а оставшуюся часть сезона отложили. Трансляцию продолжили лишь после того, как сюжет немного подправили, заменив силовиков бандитами.

В 2020 году «Эпидемия» снова оказалась в центре обсуждений. Для начала сыграла тема опасного и очень заразного вируса, которая перекликается с реальной ситуацией в мире. Вдобавок проект закупил стриминговый гигант Netflix, после чего о сериале заговорили не только в России, но и на Западе. Об «Эпидемии» положительно высказался даже Стивен Кинг.

«Эпидемия» действительно очень неплохой сериал, тем более для российского производства. Но, увы, без недостатков тоже не обошлось.

Жёсткая история о простых людях

В России распространяется смертельный вирус: заражённые кашляют кровью, у них белеют глаза, а через четыре дня больные умирают. В стране начинается хаос, все сражаются за бензин и еду, появляются банды мародёров.

В центре сюжета группа людей, которые уезжают из Москвы в поисках спокойного места для жизни. Главным героем можно считать Сергея (Кирилл Кяро), которого сопровождают бывшая жена с сыном, новая возлюбленная со своим ребёнком, отец и семья соседа. То есть вместо одного характера представляют с десяток, чтобы зритель сразу мог выбрать, с кем себя ассоциировать, а кого не любить.

В отличие от многих проектов, которые рассказывают о глобальных проблемах и борьбе с вирусом, «Эпидемия» фокусируется на простых людях. Подобный подход позволяет взглянуть на события не с позиции военных или властей, а именно так, как их почувствует каждый из нас. При всей гротескности происходящего трудно не заметить параллели с сегодняшними реалиями.

Герои пытаются добраться до уединённого острова на озере в Карелии, а потому весь сериал они путешествуют по стране. Каждый эпизод показывает новую локацию, на пути встают очередные испытания, что поддерживает интерес зрителя.

Но многие детали сюжета просто забыли прописать

Даже первый эпизод сериала отличает странная поспешность. Сначала зрителя постепенно знакомят с персонажами и рассказывают о начале эпидемии. А потом резко перескакивают к дальнейшим событиям.

Кадр из сериала «Эпидемия»
Кадр из сериала «Эпидемия»

О переменах в жизни толком ещё не рассказали, но героев уже атакуют какие‑то бандиты. Причём это не просто случайные хулиганы, а некая организованная группа с автоматами. Злодеям даже попытались прописать характеры и конфликты внутри группы. Но кто они такие и откуда взялись, не рассказали.

В дальнейших эпизодах точно так же, из ниоткуда, будут появляться новые персонажи — чтобы выполнить свою функцию и исчезнуть навсегда. А главных героев настигают неприятности по самым надуманным причинам. В отдельные совпадения ещё можно поверить, но если собрать всё вместе, кажется, что Сергей и его друзья — самые невезучие люди в мире. У них вечно всё ломается, а каждый второй встречный — маньяк.

Кадр из сериала «Эпидемия»
Кадр из сериала «Эпидемия»

Апофеоза такой подход достигает в пятой серии — как раз вокруг неё разгорелся скандал. По сути, это вообще филлерный эпизод, посвящённый другим героям. А главные персонажи попадают в сюжет только потому, что один из детей внезапно убежал из машины.

При просмотре одной серии в неделю такая схема может сработать. Но если попытаться осилить весь сезон сразу, пробелы бросаются в глаза. В итоге те, кто любит не только наблюдать за сюжетными поворотами, но и погружаться в экранный мир, наверняка разочаруются — сериал очень схематичный.

Отличная работа с картинкой и звуком

Западные сериалы уже давно не уступают большому кино по качеству визуального ряда. А вот российские проекты долго снимали сплошными средними планами. Только в последние пару лет режиссёры начали радовать зрителей интересным подходом к картинке.

Кадр из сериала «Эпидемия»
Кадр из сериала «Эпидемия»

«Эпидемия» выделяется даже среди таких работ. Во‑первых, это не камерный сериал: здесь очень много локаций и съёмок на открытом воздухе. И общие планы просто завораживают. Это действительно масштабный проект.

Во‑вторых, операторская работа остроумная. Много сцен снято динамичной и субъективной камерой с ракурсами хоть из багажника машины, хоть «из глаз» человека в противогазе. Это, конечно, не что‑то оригинальное и прорывное, но всё же захватывает. Кроме того, неплохо использовали цветокоррекцию. В зависимости от настроения и локации тона меняются с холодных на тёплые и наоборот.

Саундтрек иногда кажется слишком нарочитым, особенно это касается ретромузыки, которая регулярно звучит из магнитофонов. Кажется, что авторы просто решили не забывать о модной теме ностальгии. Логично это смотрится лишь в сцене, где немолодая женщина танцует одна в провинциальном кафе. Ну и нестройное хоровое пение «Берёз» группы Любэ очень впечатляет.

Кадр из сериала «Эпидемия»
Кадр из сериала «Эпидемия»

А вот с фоновыми композициями всё значительно лучше. Романтическая мелодия Teach Me Tiger, сопровождающая развитие отношений юных Полины (Виктория Агалакова) и Миши (Эльдар Калимулин), иногда слишком навязчива. Но она создаёт дополнительную комедийность, сразу показывая настроение героев.

«Эпидемию» можно считать примером атмосферных, качественных съёмок. Причём даже не только среди российских производителей. Многие бюджетные сериалы на Netflix выглядят гораздо слабее. И это настоящий успех.

Но слишком клишированные герои

Если непрописанных злодеев и эпизодических персонажей ещё можно списать на формат, то стереотипы в образах главных героев наверняка будут раздражать всех. Из десятка основных действующих лиц авторы придумали полноценные характеры лишь половине.

Сергей выглядит интересным и неоднозначным. Его подруга Анна (Виктория Исакова) слишком добрая, но тоже живая.

Из ниоткуда появляется отец Сергея (Юрий Кузнецов), чтобы вывести героев из опасной ситуации и дать первый толчок сюжету. Он рассказывает про развитие эпидемии, приносит ружьё для защиты, объясняет, куда можно уехать, и не только. Настоящий бог из машины. К счастью, потом у него появляется возможность раскрыться.

Кадр из сериала «Эпидемия»
Кадр из сериала «Эпидемия»

А вот Ирина (Марьяна Спивак) как предстаёт изначально «злой бывшей», так и остаётся ей на протяжении всего сезона, хоть героине и дают романтическую линию. Она ругается на ребёнка, бывшего мужа, его новую подругу и вечно повторяет, что у неё в жизни не было нормального мужчины. Причём делает это в самые неподходящие моменты. Трудно поверить, что в угрожающей ситуации женщина думает исключительно о том, чем насолил ей супруг. Разумеется, драка между героинями лишь вопрос времени.

Сосед Леонид (Александр Робак) и его беременная жена Марина (Наталья Земцова) и вовсе ходячие стереотипы. Первый отпускает пошлые шутки, обсуждает исключительно секс и деторождение, будто ему забыли дать хоть какие‑то осмысленные реплики. Марина же просто весь сериал страдает из‑за неудобств в дороге. На их фоне даже слегка клишированные Миша и Полина кажутся невероятно обаятельными и живыми.

Кадр из сериала «Эпидемия»
Кадр из сериала «Эпидемия»

Новым же героям, которые появляются в середине сезона, просто не хватает времени, чтобы раскрыться. Хотя с персонажем Александра Яценко поступили иронично: актёр, которого все помнят по роли врача в «Аритмии», снова играет медика.

От стереотипов страдают многие российские сериалы: авторы не прописывают полноценные характеры, ограничиваясь лишь парой главных черт. То же самое портило впечатление от проектов «Игра на выживание», «Просто представь, что мы знаем» и даже от половины героев «Чик». К сожалению, работа Павла Костомарова не избежала этой проблемы.


При всех недостатках невозможно не признать, что «Эпидемия» — это действительно яркий и удачный сериал. Причём не только для российского кинематографа. Но раз уж авторы сумели достичь нового уровня съёмок и рассказать интересную историю, хотелось бы, чтобы они отошли от жанровых клише и научились прорабатывать не только одну сюжетную линию, но и весь мир проекта.