Что такое «тихое растрескивание» и как на работе не развалиться окончательно на части

На это состояние крайне важно вовремя отреагировать и самим сотрудникам, и их руководителям.

Что такое «тихое растрескивание»

Для английского термина quiet cracking пока нет устоявшегося перевода. Явление, которое им обозначают, по-русски называют тихим надломом, кризисом и даже саботажем. Хотя «тихое растрескивание» будет гораздо ближе к правде.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Quiet cracking — это постепенная потеря интереса к работе у сотрудника, который в целом любит то, чем занимается. Он справляется со своими задачами и укладывается в дедлайны, но пустеет внутри, потому что чувствует себя недооценённым, не видит возможностей для карьерного роста и пространства для профессионального развития.

Этот процесс часто происходит незаметно для окружающих, поэтому «растрескивание» выступает здесь хорошей метафорой. Скажем, стоит на полке кувшин — есть и есть. В какой-то момент вы протираете пыль и видите на нём трещину. Она взялась непонятно откуда и пока не очень заметна, так что вы возвращаете кувшин на полку. Но трещина постепенно расползается, у неё появляются боковые ответвления. Однажды, когда вы возьмёте кувшин в руки, он может и рассыпаться. 

Александра Куракина

HR-стратег, предприниматель, автор телеграм-канала «HR-стратегии Куракиной».

Это не выгорание, хотя они соседи. Выгорание — эмоциональное истощение, а «тихое растрескивание» — потеря смысла. Сотрудник исправно ходит на работу, выполняет задачи, только искорки в глазах нет. Он не конфликтует, не жалуется, но его внутренний мотор работает на холостом ходу. И это часто дороже обходится бизнесу, чем открытый конфликт, потому что процесс «растрескивания» незаметный и необратимый.

Какие признаки у «тихого растрескивания»

Человек, который переживает это состояние, может переедать, недосыпать, чувствовать тревогу, апатию или перепады эмоций. Но такие симптомы могут быть вызваны разными событиями, необязательно связанными с работой. По словам психолога Анастасии Калашниковой, которая работала в сфере найма ИТ-специалистов, есть несколько признаков, на которые следует обратить внимание.

Потеря вовлечённости

Когда человек со всем справляется, это, конечно, хорошо для бизнес-результатов. Но важно также, как он это делает, то есть надо смотреть на динамику его вовлечённости.

Анастасия Калашникова

Основатель проекта ПСИвИТ, практикующий психолог и бизнес-консультант в ИТ, автор телеграм-канала «Psyvit.ru: Soft-Skills и психология в IT».

Тревожным сигналом будет, если раньше сотрудник с энтузиазмом участвовал в обсуждениях, предлагал идеи, интересовался своими результатами и результатами коллег, а теперь всё это вызывает у него безразличие или даже раздражение. Он перестаёт задавать вопросы, не проявляет инициативы, отсиживается на шаблонных задачах, где не нужно прилагать усилия.

Эмоциональная дистанция

Сотрудника в состоянии «тихого растрескивания» больше не веселят шутки коллег, он отмалчивается в чатах. Если в его обязанности входит общение с клиентами, он выдавливает из себя только базовый набор фраз.

Цинизм

Человек по большому счёту становится безразличным, растрачивает весь свой былой пыл и задор. Он может это даже озвучивать: «Всё равно ничего не изменится», «Зачем стараться, всё равно никто не оценит». Иногда подобное отношение выливается в пассивную агрессию: сарказм, замедленные реакции, скрытый саботаж или грубость в общении с коллегами под видом честности.

Как предотвратить или остановить «тихое растрескивание» у сотрудников

Если вы руководитель, в ваших силах предпринять несколько шагов. Эксперты рекомендуют следующее.

Не пытаться «купить» сотрудника

Деньги, безусловно, важны. Повышение зарплаты на какое-то время может даже остановить расползание «трещин». Но одного финансового поощрения недостаточно.

Андрей Лосев

Основатель HR-агентства Saints Synergy, автор телеграм-канала «HR-стратег | Андрей Лосев».

Мотивация не держится только на зарплате. Людям важно видеть смысл, признание и перспективу. Даже щедрая премия не всегда даёт то, что мы от неё ждём. Если за деньгами нет ничего большего — смысла, развития, признания — мотивация уходит.

Мы много раз это видели в работе с командами. Если сотрудник много говорит про деньги, значит, первые четыре пункта провалены. Это признание заслуг, график, обучение, вовлечение в решения компании. Нематериальная мотивация важна, особенно как профилактика выгорания.

Вернуть смысл

Часто «тихое растрескивание» начинается тогда, когда человек перестаёт понимать, зачем он делает свою работу. Руководитель может и должен помочь восстановить эту связь.

Анастасия Калашникова

Объясните, как конкретная задача влияет на клиента, на команду, на стратегию компании. Это должен быть не дежурный набор фраз, который звучит как фальшивая мотивационная речь. А живые конкретные примеры, которые действительно докажут сотруднику, что он важен и его работа имеет вес.

Давать обратную связь

По словам Анастасии Калашниковой, молчание руководителя воспринимается как безразличие. Даже если сотрудник не может похвастаться выдающимися достижениями, важно отмечать его усилия, а не только результат. И конечно, честно говорить, когда что-то идёт не так, но не обвинять, а показывать, что и как именно можно улучшить.

Предоставить автономность в работе

Когда кто-то выгорает, у руководителя часто возникает желание забрать задачи, чтобы сотрудник не мучился. Но это, отмечает психолог, лишь усугубляет чувство беспомощности. Лучше дать человеку пространство для принятия решений, хотя бы в рамках небольшого проекта. Ответственность, даже ограниченная, восстанавливает ощущение контроля и компетентности.

Проанализировать процессы в компании

Если у дерева высыхают ветки, проблема может быть и в конкретных ветках. Но также очень вероятно, что болеет всё дерево.

Анастасия Калашникова

«Тихое растрескивание» — не слабость отдельно взятого сотрудника, а чёткий сигнал, что в системе что-то не так. Возможно, перегрузка, отсутствие обратной связи, неясные цели или токсичная корпоративная культура, где принято молча терпеть. Задача лидера — это не просто «починить» человека, а изменить условия, в которых он работает.

Что делать, если вы сами переживаете «тихое растрескивание»

По сути, не так важно, с чем вы столкнулись — с быстрым выгоранием или медленным «растрескиванием», признаки будут схожими. Каждый человек может переживать это по-своему, но ориентироваться можно на следующие симптомы:

  • хроническая усталость;
  • подавленность;
  • раздражительность;
  • апатия;
  • снижение концентрации.

В общем, это состояние, когда сил ни на что нет, но больше ничего и не хочется, и это связано с работой. Наиболее очевидный выход — уволиться и поискать себя в чём-то другом. Но так получается не всегда, и тогда можно сделать вот что.

Найти новый смысл

Если старый куда-то завалился, возможно, получится отыскать что-то ещё, что сделает рабочие дни как минимум выносимыми. И хотя эта идея, скорее всего, не понравится работодателю, иногда для того, чтобы в работе появился смысл, нужно принять, что смысл вообще не в ней. Нормально не жить ради работы, а работать ради того, чтобы жить где-то снаружи офиса или завода.

Заботиться о здоровье

От этого совета хочется закатить глаза, но он и правда работает. Нарушение режима сна, плохое питание, недостаток физической нагрузки могут усугублять неважное самочувствие. Может, причина на самом деле во всём этом — непросто видеть смысл где бы то ни было, когда буквально нет сил.

Отдохнуть как следует

Только не по принципу «лучший отдых — это смена деятельности». Мозг напрягается и когда вы выполняете задачи на работе, и когда осматриваете достопримечательности, а вам нужно его разгрузить. То есть оградить мозг от новых мыслей, знаний, впечатлений и провести время максимально спокойно.

Обратиться к специалисту

Можно самостоятельно бродить в темноте — или найти кого-то, кто аккуратно выведет вас за руку из этого состояния.

Обложка: Каролина Вилья / Recraft / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Kremlina Nova
14 часов назад
Дааа. в таком состоянии реально ничего не хочется. Нужна смена обстановки и хорошая встряска.
Наталья Копылова
10 часов назад
И отдохнуть, в том числе ментально. Затяжной стресс очень вреден, к сожалению
Анастасия Казанская
6 часов назад
Потому-что надо поддерживать друг друга в коллективе. А задача кадров и руководства найти способы признания заслуг сотрудрика, чтобы он видел результат своего труда, свой вклад в работу. А сейчас все перевели на премии и штрафы. Увы! Это убивает мотивацию напрочь.