«Триггер. Фильм» — бесполезное продолжение сериала о психологе-провокаторе

Герой больше не занимается ни психологией, ни провокациями.

21 декабря на Кинопоиске вышел «Триггер. Фильм». Это прямое продолжение второго сезона сериала «Триггер». В первом психолог Артём Стрелецкий выходит на свободу из тюрьмы. Оказывается, что несколько лет назад его клиент совершил самоубийство, в чём обвинили Стрелецкого: камеры засняли, как тот подталкивал клиента. Но психолог убеждён в своей невиновности. Артём считает, что помог клиенту, а сел, потому что кто‑то его подставил.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Стрелецкий занимается провокативной психологией: вместо долгих разговоров он за пару сеансов выводит клиента из себя, находит первопричину его проблемы и устраняет её. Но действует на грани. Например, жертву изнасилования Стрелецкий заставил встретиться с осуждённым педофилом.

Параллельно герой разбирается с проблемами в личной жизни. У него испорчены отношения с отцом и бывшей женой Дашей: она обижена на Стрелецкого, потому что тот не признал вину в доведении до самоубийства и «бросил» её на четыре года.

Рассказываем, почему «Триггер» можно не смотреть после первого сезона — с некоторыми спойлерами к сериалу.

«Триггер. Фильм» — скорее проходной эпизод сериала, чем полноценная картина

После событий второго сезона Артём забирает сына своей бывшей жены Кирилла и уезжает из Москвы. Они живут на море где‑то под Калининградом. Кирюша всё ещё называет Артёма папой — Стрелецкий не решается рассказать ему ни о заключении Даши, ни о её отношениях со Стрелецким‑старшим.

Психологию Артём забросил. Теперь он работает в местном баре у нового друга Никиты. Тот всеми силами старается сохранить убыточное заведение: так он выполняет обещание, которое дал умершему отцу. Идиллия нарушается в день, когда в дом Стрелецких приходит Лера, одержимая идеей спасения Артёма.

Кадр из «Триггер. Фильм»

Успешные сериалы нередко продолжают в формате полнометражного фильма. Есть удачные примеры: «Мачо и ботан» перезапустили «Джамп стрит, 21», а судьбу Джесси Пинкмана после финала «Во все тяжкие» показали в El Camino. Их секрет в умении рассказать новую историю. У «Триггера» с этим проблемы.

«Триггер. Фильм» похож скорее на спецэпизоды «Эйфории», которые выходили между первым и вторым сезонами. Это плавный переход истории Стрелецкого из одной фазы в другую. От осознания диагноза отца и разговора о необходимости завести ребёнка до окончательного решения воспитывать Кирюшу и триумфального возвращения в Москву.

Но странно продвигать проходной эпизод телесериала как полноценную картину. «Триггер. Фильм» длится почти два часа, но ценности даёт не больше, чем первая серия второго сезона. Артём узнает, что Лера жива, но зрителям‑то это показали ещё в мае 2022‑го. Артём должен вернуться в Москву из‑за близкой ему женщины — сомнительная развязка фильма, если учесть, что во втором сезоне таким же решением заканчивалась всего лишь первая серия.

Стилистически фильм продолжает второй сезон — но лучше бы вернулся к первому

«Триггер» радикально изменился с началом второго сезона. Успех сериала, видимо, подтолкнул авторов к мысли, что Артём не может быть отрицательной фигурой. Его решили сделать полноценным героем. Отработки материала на практике в большинстве своём стали мягче. А провокационные выпады сменили успокаивающие фразы: Стрелецкий стал реже унижать пациентов и чаще говорить, что они не виноваты в своих травмах.

Смена настроения была заметна и на уровне картинки. Первый сезон «Триггер» визуально запомнился двумя деталями. Во‑первых, припадочной съёмкой: диалоги героев показывали как череду крупных планов. Лица героев были в центре кадра, а фон размывали. Так зритель мог почувствовать панику пациентов Стрелецкого. Во‑вторых, сериал показывал крайне реалистичную Москву — высотную и серую из‑за отсутствия солнца. Виды города отдавали массовой депрессией.

Кадр из «Триггер. Фильм»

Второй сезон радикально изменился. Съёмки стали типично телевизионными: диалоги на общих планах, редкие и куда более адекватные «крупняки». Город стал красочным: даже бытовка на стройке выглядела более жизнерадостно, чем элитный офис из первого сезона. И так во всём: музыка стала веселее, клиенты — нелепее, а Артём из недавнего зэка превратился в типичного миллениала. Даже его интонации стали менее провокационными — добрые фразы герой произносил, скорее, в манере чувствительного и очень приятного в интервью актёра Максима Матвеева.

«Триггер» потерял свои фишки. Второй сезон продолжал играть в «Доктора Хауса», но боялся вызвать отвращение к протагонисту — у первого такой проблемы не было. Фильм вполне мог вернуться к оригинальной стилистике. Но вместо этого пошёл по пути наименьшего сопротивления. В новом Стрелецком уже невозможно узнать успешного манипулятора и провокатора — это обременённый знаниями по психологии отец‑одиночка, который будто и помочь уже никому не может.

Плюс фильм, как и второй сезон сериала, банально рассказывает неинтересную историю. Любовная линия Стрелецкого с героиней Ирины Старшенбаум возникает и развивается ещё стремительней, чем его отношения с Сашей. И не идут ни в какое сравнение с паническим страхом навсегда потерять Дашу — он остался где‑то в первых 16 сериях. Да и основная история с Лерой, если честно, утомила. Она то жертва, то охотник, то умирает, то воскресает. Вряд ли кому‑то может быть интересен ещё один сезон её любовных метаний.

Картина банально утомляет

С выходом фильма история Артёма Стрелецкого, кажется, навсегда ушла в область мыльной оперы с набором психологических клише. В центре сюжета теперь личная жизнь героя — тот же «Хаус» до конца в первую очередь всё же лечил пациентов.

Кадр из «Триггер. Фильм»

Линия отношений Стрелецкого с Кириллом при этом интригует, хотя и добавляет сценаристам третьего сезона сериала вызов: её нужно будет как‑то отделить от отношений Артёма с окружающими. Саша во втором сезоне справедливо заметила: Стрелецкий ведёт себя с близкими и пациентами как папа.

Но что‑то подсказывает, что вызов этот будет успешно проигнорирован. Лера в очередной раз умрёт или воскреснет. А зрители снова будут наблюдать, как Стрелецкий маринует тайну о том, что Кирилл ему не сын. Ну и где‑то на фоне может быть будут клиенты с их проблемами. В первом сезоне их провоцировали. Во втором с ними просто говорили. А в фильме Стрелецкий со своим якобы клиентом даже не общается: он как‑то сам свою травму нашёл и сам же от неё избавился.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма "Триггер. Фильм"
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Денис Spaceman
24.12.23 07:41
Триггер, оба сезона, в моем топе. Пару раз пересматривал.
Катя Катя
24.12.23 20:13
Фильм тошнилово,жесть так испоганить
Елена Товкачевская
25.12.23 21:09
Сериал был отличный, а фильм - отстой. Нудятина, которую после 20 мин просмотра смотреть уже не хочется...