Опрос: читают ли комиксы умные люди?

Всё это — просто наборы картинок для детей или нечто гораздо большее?

На открытии Московской международной книжной выставки-ярмарки (ММКВЯ), которое прошло 4 сентября, Владимир Мединский заявил о своём негативном отношении к комиксам.

⚡ Самое интересное и важное за день — в телеграм-канале «Лайфхакер. Новости».

Комикс — это для тех, кто плохо умеет читать. Я очень плохо отношусь к комиксам. Что такое комиксы? В принципе, как вам сказать, это не еда. Ориентация комикса должна быть на ребенка, который только учится читать, до семи или восьми лет, но взрослому человеку читать комиксы, мне кажется это убожеством.

Владимир Мединский

министр культуры России

Сразу нашлось множество людей, которые с Мединским категорически не согласны. Вот что думают по этому поводу в редакции Лайфхакера:

Обычно те недалёкие люди, что орут, будто комиксы — это удел слабоумных, судят об этом виде искусства по ранним экранизациям и мультфильмам. Обычно те недалёкие люди, которым считают, что комиксы читать стыдно, читали максимум действительно стыдные комиксы про Мурзилку или школьников из журнала «Костёр» в 90-х. Обычно те недалёкие люди, которые считают, что комиксы — это чушь, не пробовали читать настоящие комиксы и не пробовали включать голову хотя бы иногда.

В комиксах полным полно посредственных сюжетов — как и в фильмах, книгах, сериалах, театральных постановках — как в любом другом виде искусства. А ещё полным-полно изумительных историй, от которых то рыдаешь, то хохочешь, то буквально орёшь.

Комиксы — это особый вид искусства, который, к сожалению, пришёл в нашу страну поздно, когда некоторые люди успели составить о нём какое-то исковерканное представление. Комиксы — это не картинки с бум и бах, комиксы — это графические романы. И важен здесь не только рисунок, но и слова. У автора комикса нет возможности, как у условного Паустовского, фигачить по 15 абзацев с описанием листочка и лужайки — ему нужно уместиться в два предложения и, желательно, передать ещё и какое-то действие.

Если г-н, считающий, что комиксы читают только дураки, когда-нибудь слезет со своего склизкого трона и захочет исправить ошибки поздней молодости, советую ему начать читать комиксы с историй великих писателей — Нила Геймана, Алана Мура, Джея Майкла Стражински, Брайана Майкла Бендиса. Да пусть хотя бы посмотрит на шедевральные раны весьма спорного Дэна Слотта — это гораздо лучше, чем разбрасываться сомнительными утверждениями о вещах, в которых ты не просто ничего не понимаешь, а даже не пытаешься понять или хотя бы сделать вид, что пытаешься.

Неким господам, считающим, что комиксы не заслуживают внимания, стоит знать, что даже в России сейчас выходят действительно хорошие комиксы (чего стоит хотя бы история про ГУЛАГ). Российские издательства переводят на русский лучшие графические романы и истории — чтобы широкий читатель мог наверстать упущенное. Российские издательства выпускают собственные серии комиксов про собственных героев. Независимые комикс-артисты регулярно выпускают пусть пока и тонкие, но собственные сборники работ. Российские художники участвуют в создании крутейших историй.

Но нет, разбираться в этом — слишком сложно, ведь проще просто сказать, что какой-то вид искусства — полная дрянь, чем хотя бы попытаться понять, что культура — это не только фильмы про исторические события. Что культура — это то, чем живут люди, а не просто навязанные кем-то сомнительным ценности.

Павел Федоров, шеф-редактор

Конечно читают. Причём те, кто читают много, рано или поздно начинают читать оригинальные комиксы.

Что там ещё про детей. Не уверен, что у детей есть столько денег. Редкие комиксы стоят несколько десятков тысяч рублей.

Короче, конечно читают. Посмотрите лекцию Руслана Хубиева «Как объяснить маме, что читать комиксы это нормально».

Родион Скрябин, директор по развитию

Я совершенно не понимаю, почему комиксы сравнивают с литературой, причём всегда в пользу последней. Пора уже перестать жить прошлым и стереотипами и понять: это просто другой вид искусства, вот и всё. Говорить, что комиксы это только для детей и тех, кто не умеет читать — всё равно что сказать «картины в музеях это для тех, кто не знает букв». Комикс это сочетание работы сценариста, художника, колориста и многих других людей. Если мы допускаем, что книги, то есть работа писателя, — настоящее творчество, и картины или рисунки, то есть работа художника, — тоже творчество. То с какой стати их сочетание вдруг для детей и дебилов?

Да, действительно, есть много детских комиксов, есть много откровенно глупых комиксов. Как есть множество плохих книг, картин, фильмов и песен. Но есть действительно сильные и глубокие произведения, которые не просто можно, а нужно читать взрослым.

Есть «Маус» Арта Шпигельмана — комикс о холокосте, получивший Пулитцеровскую премию. После его прочтения, у меня, уже тридцатилетнего в буквальном смысле тряслись руки. Он рассказывает об ужасах фашизма сильнее, чем большинство фильмов, которые спонсирует наше Министерство Культуры.

Есть сильнейшая антиутопия «V — Значит Вендетта». Сейчас все любят рассуждать, насколько наш мир похож на «1984» или «О дивный новый мир». Так вот, мы живём в мире «Вендетты», и там рассказы все подробности и проблемы современного общества. В частности, и про поведение всяких чиновников.

Есть невероятной красоты и глубины мифология «Песочного человека» Нила Геймана. Есть «Хранители» Алана Мура, которых журнал Time признал одним из сотни лучших романов 20 века. Не комиксов, а романов. Есть «Персеполис» Маржан Сатрапи об иранской революции. Есть хотя бы «Лечебница Аркхэм» — невероятно страшный комикс, который напугает любого взрослого, нуарный детектив «Блэксэд» и сотни других потрясающих произведений. Всё это — признанные во всём мире творения, их любят миллионы взрослых, умных и образованных людей.

При этом можно понять, почему министр сказал именно так. Но от этого ещё неприятней. Потому что это мнение человека, который не знает об этой индустрии ничего. То есть он, по сути, прямым текстом признался: «Я не разбираюсь в почти вековом пласте мировой культуры и не хочу видеть развитие этой культуры в нашей стране. Я застрял в прошлом и не хочу узнавать новое». И это говорит министр культуры. Причём выступая на книжной ярмарке, где выставляют немало комиксов.

Алексей Хромов, автор

А как вы считаете: комиксы — это только для детей или для умных людей тоже? Выберите подходящий вариант и поделитесь развёрнутым мнением в комментариях.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: buypopculture.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Anton Anton
06.09.19 10:39
Это не ответ на вопрос, а логическая ошибка. Нельзя взять одного человека и сделать на его примере вывод о всех комиксофилах. Нужна статистическая выборка - примерно 10000 комиксоидов с замером их интеллекта, социального статуса и т.д. Тогда можно будет увидеть их общий портрет. А то, что вы обозначили, в переводе на русский алко-язык звучит примерно так: "Мой дед бухает уже 90 лет и ни разу не был у врачей". В реальности, на подобного бессмертного деда приходится какие-нибудь 10000 дедов, которые окочурились от бухла, не дожив до 50....
Dmitry Kolodey
19.10.19 19:50
не путайте олигофрению с развлечением
Dmitry Kolodey
19.10.19 19:51
тогда ему в подарок вот это https://comicslate.org/ru:sci-fi:freefall:d0000
Dmitry Kolodey
01.01.20 11:10
его рисует профессиональный электротехник, всю жизнь собиравший ракеты и увлекающийся искусственным интеллектом. как можно заметить, у него есть проблемы с рисованием ступней и в течение всего комикса никакого развития его художественные навыки не имеют. такая специфическая рисовка привлекла бы мало внимания без второго элемента - научно-фантастического сюжета с глубокой проработкой на тему свободы роботов, за что комикс удостоился отраслевых наград. без визуального ряда это был бы нишевой роман для узкой категории технарей, не говоря уж о том, что технари сами достаточно узкая категория читателей. это только при условии, что автор умеет писать книги. так что такой синтез, как комикс, позволяет рассказывать сложные и интересные истории тем, кто иных способов не имеет, и для тех, до кого иначе не достучаться бы
Читать все комментарии