14 февраля на Apple TV+ вышел фильм «Ущелье». В фантастическом ромкоме Аня Тейлор-Джой и Майлз Теллер играют снайперов, которые охраняют природный разлом с противоположных сторон. Вскоре они влюбляются друг в друга.
Фильм поставил опытный жанровый режиссёр Скотт Дерриксон — автор хорроров «Шесть демонов Эмили Роуз» и «Избави нас от лукавого», а также «Доктора Стрэнджа». В новой работе Дерриксон дистанцировался от привычного жанра в сторону фантастического боевика.
«Ущелье» странным образом напоминает одновременно клип Тейлор Свифт, диснеевский короткометражный мультик «Бумажный роман», сериал «Одни из нас» и немного «Очень странные дела». Картина точно не даст заскучать, хоть в ней и слишком много сцен, заставляющих закатывать глаза от стыда.
Рассказываем, каким получился стриминговый блокбастер, который лучше смотреть на большом экране.
О фильме «Ущелье»
- Оригинальное название: The Gorge.
- Страна производства: Великобритания, США.
- Жанр: ужасы, фантастика, боевик, мелодрама, приключения.
- Дата выхода: 14 февраля 2025 года.
- Длительность: 2 часа 7 минут.
- Режиссёр: Скотт Дерриксон.
- Главные роли: Майлз Теллер, Аня Тейлор-Джой.
Сюжет
Драса (Аня Тейлор-Джой) — секретный агент на службе Москвы. Она засветила свою личность на последнем задании и теперь вынуждена залечь на дно. Леви (Майлз Теллер) — бывший военный с ПТСР, потерявший смысл жизни. Оба они снайперы-наёмники, которые согласились на необычное задание.
Целый год им придётся провести в одиночестве, сидя в двух смотровых башнях по разные стороны ущелья. У Драсы и Леви нет больше никакой информации о миссии, месте и даже друг о друге. Есть только общая цель — охранять мир от того, что может вылезти из разлома.
Снайперам строго запрещено общаться, но они быстро нарушают приказ и начинают обмениваться посланиями. Вскоре между ними вспыхивают чувства, и вот уже от башни к башне натягивается трос. Тем временем обитатели ущелья дают о себе знать.
В фильме «Ущелье» нет интриги
С самого начала картина смущает своей искусственностью. В экспозиции демонстрируют сцену с героиней Ани Тейлор-Джой и её отцом. Он театральным тоном заявляет, что намерен покончить с собой 14-го февраля и так почтить память жены, а Драса пускает скупую слезу. Мало того, что этот эпизод своей претенциозностью способен отпугнуть некоторых зрителей, так он ещё и совершенно не нужен.
В этом главная проблема «Ущелья». Даже в самой первой сцене создатели слишком торопятся растолковывать все мотивировки персонажей, намеренно их упрощая и лишая любой загадки. Фильм старается быстро раскрыть все свои карты, объяснить положение дел, пока зритель не переключился на другой стриминговый контент, — это сводит на нет всё напряжение.
Фильм «Ущелье» — второсортный и неизобретательный жанровый микс с нелепыми диалогами
Пугающий синопсис про загадочный разлом и не менее таинственных тварей, живущих в нём, обещает зрителям фильм ужасов. В какой-то момент оба героя, конечно же, окажутся внутри ущелья и встретятся лицом к лицу с его обитателями. Однако хоррор-элементы картины работают плохо из-за отсутствия интриги, поспешности и слишком большой ставки на скримеры и компьютерную графику.
Куда более важной кажется первая часть фильма — мелодрама про отношения Леви и Драсы. Но и она не менее условна. Типичный вояка в депрессии внезапно оказывается поэтом и пишет для своей возлюбленной стихи под названием She collapsed the night. А Драса, наёмная убийца с холодным сердцем, предстанет любительницей танцев и томных слёз под луной.
В диалогах звучат фразы наподобие «Правда посеет в твоём сердце грусть, а в голове — безумие» и «Чем больше секретов хоронишь, тем меньше места на кладбище». Такой вычурный текст совсем не идёт столь легкомысленному сюжету.
Однако Майлз Теллер и Аня Тейлор-Джой серьёзно относятся к своим ролям и будто бы не замечают душного пафоса реплик. За это фильму хочется всё простить. Актёры покоряют бесконечной энергией и ослепительной харизмой, а героине Тейлор-Джой даже не мешает её кошмарный «литовский» акцент.
Майлзу и Ане немного не хватает экранной химии между ними. Лучше всего они смотрятся по разные стороны ущелья и в боевых сценах, а в романтических выглядят так, будто попали сюда из разных фильмов. В свои лучшие моменты картина напоминает «Мистера и миссис Смит» и «Рыцаря дня», только в фантастических декорациях.
Несмотря на минусы, фильм «Ущелье» не лишён достоинств
Да, сценарий оставляет желать лучшего, а между персонажами нет химии. Но картину всё равно не хочется слишком ругать. «Ущелье» — нескучное и даже милое жанровое упражнение, которое навевает воспоминания о фантастических боевиках 90‑х и нулевых.
Тогда в кино только набирали популярность спецэффекты, и создатели старались удивить зрителя огромными насекомыми, крутыми взрывами и другими достижениями компьютерной графики. В 2020‑е обилие вычурных эффектов в кино кажется скорее недостатком, чем достоинством. А большинство режиссёров всё чаще обращаются к художникам-постановщикам, нежели к режиссёрам спецэффектов.
«Ущелье» же, наоборот, делает ставку на графический экшен — он всё же не лишён изобретательности. На фоне бесконечных супергеройских блокбастеров боевые сцены выглядят более интересными — герои устают, выдыхаются и часто находятся на волоске от смерти. Например, в фильме есть очень напряжённая сцена погони по отвесной скале с грузовиком времён Второй мировой войны, лебёдкой и кучей нечисти. За хореографию камеры можно поблагодарить оператора нескольких «Джонов Уиков» Дана Лаустсена.
Но, пожалуй, главная удача «Ущелья» — саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса — участников группы Nine Inch Nails, двукратных обладателей «Оскара» и композиторов «Претендентов». Музыка создаёт всю атмосферу фильма и передаёт энергетику ущелья — тревожного, противоестественного и жуткого места. Ритмичные звонкие ноты напоминают композиции мастера ужасов Джона Карпентера и привносят синти-настроение 80‑х.
Добавляет баллов фильму и то, что он вовсе не пытается казаться тем, чем не является. «Ущелье» остаётся развлекательным кино, не претендующим на оригинальное высказывание или творческое новаторство. Поэтому картина отлично подойдёт тем, кто никак не может определиться, что же посмотреть — боевик со Стэйтемом или ромком с Джулией Робертс.