31 августа в мировой прокат вышел фильм «Великий уравнитель — 3». Трилогия про безжалостного борца с преступностью Роберта Мак‑Кола закончилась в Италии, но кроме географии картина не демонстрирует ничего нового.
Режиссёр Антуан Фукуа и актёр Дензел Вашингтон впервые поработали вместе на съёмках культового «Тренировочного дня». С тех пор их пути пересеклись ещё три раза: в «Великолепной семёрке» и в двух частях «Великого уравнителя». Завершение трилогии — пятая совместная работа. Каждая часть «Великого уравнителя» предлагала зрителю харизму Дензела Вашингтона и море насилия, не делая акцент на неожиданных сюжетных поворотах. Финал трилогии построен на тех же принципах.
Роберт Мак‑Кол решил провести пенсию в Италии. Тихую и мирную жизнь деревушки, в которой он стал своим, нарушает мафия. Агент ЦРУ Эмма Коллинз уверена, что местные преступники связаны с международной группировкой, а потому находит Мак‑Кола и предлагает поработать вместе. Постаревший, но всё такой же безжалостный герой соглашается встать на защиту простых итальянцев.
Предсказуемость
Сценаристы отправляют Роберта Мак‑Кола в Италию не просто так. Прекрасная архитектура и живописные пейзажи позволяют снимать красивейшие кадры, а маленькие семейные кафе намекают, что герой окончательно ушёл на пенсию. Он мило общается с местными жителями на итальянском, его все знают и любят. Прямо идиллия. Всё это выглядит немного нелепо и абсурдно, но всё же не вызывает отторжения.
Кадр из фильма «Великий уравнитель 3»
И конечно же, всё рушит мафия. Если зритель видел хоть один фильм про мафиози, то сам достроит предысторию и характеристики отрицательных персонажей. Можно обвинить сценаристов и режиссёра в отсутствии оригинальности, однако речь идёт про трилогию, суть которой — показывать крутого главного героя. Каждый «Великий уравнитель» держится на харизме Дензела Вашингтона, а сюжет оказывается набором обстоятельств, позволяющим Мак‑Колу проявить себя. Поэтому и итальянская провинция, и мафия выглядят максимально стереотипно — это всего лишь фон, декорации.
Ультранасилие
Все враги Роберта Мак‑Кола должны быть максимально мерзкими, чтобы у главного героя был карт‑бланш на насилие. «Великий уравнитель — 3» следует принципам, возникшим ещё в первой части. Мафиози такие отвратительные, что главный герой имеет право убивать их как угодно.
Кажется, что сценаристам намного интереснее придумывать способы нанесения увечий, чем работать над второстепенными персонажами. В одной из сцен Мак‑Кол вонзает врагу пистолет прямо в череп, в другой — ломает ему кость большим пальцем. Не забывая о том, что события разворачиваются в Италии, в одной из сцен он бьёт преступника бутылкой вина.
Как и в прошлых частях, зритель не думает, кто победит в схватке, — он думает, как именно Мак‑Кол одолеет врага. И в этом аспекте «Великий уравнитель — 3» не уступает первым двум фильмам.
Маленькие нововведения
Чтобы вывести историю за пределы Италии (не будет же Вашингтон решать локальные вопросы), мафию связывают с мировым терроризмом. Вторая причина этого решения — добавление нового персонажа, молодой сотрудницы ЦРУ Эммы Коллинз в исполнении Дакоты Фаннинг. Она нужна для того, чтобы показать человечность Мак‑Кола. Герой относится к девушке по‑отечески, учит её, помогает ей. Зритель ведь должен понять, что Мак‑Кол — хороший человек, злой он только с преступниками. Приём простой, но рабочий.
Появление агента ЦРУ ещё и дарит фильму несколько коротких передышек. В совместных сценах Вашингтона и Дакоты есть спокойствие и немного юмора, у актёров есть химия, так что их неторопливые беседы отлично разбавляют экшен.
Кадр из фильма «Великий уравнитель 3»
«Великий уравнитель — 3» — предсказуемый фильм, который даёт зрителю всё то, за что он полюбил первые две части. Смена локации, введение новых героев и необычные способы перелома костей меняют историю лишь внешне, на самом деле наполнение остаётся прежним. К счастью, харизмы Дензела Вашингтона хватает для того, чтобы фильм хотелось досмотреть до конца.