«Виды доброты»: смешной и страшный фильм от режиссёра «Бедных-несчастных». Эмили Стоун снова в деле!

Приготовьтесь к почти 3 часам странностей, абсурда и танцев.

1

Совсем недавно все обсуждали «Бедных-несчастных» — провокационную фэнтезийную трагикомедию, гремевшую на «Оскаре» и вызвавшую много споров. Но уже в июне в мировой прокат вышла следующая работа того же Йоргоса Лантимоса — «Виды доброты». До России фильм так и не добрался — его не показали даже в параллельном прокате. Однако 27 августа вышел в «цифре», и теперь его могут оценить все желающие.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Не спешите думать, что режиссёр слишком быстро снял новый фильм. Нет, Лантимос не пошёл по накатанной и не выдал клон «Бедных-несчастных», хотя здесь снова появились Эмили Стоун, Уиллем Дефо и Маргарет Куолли.

«Виды доброты», снятые во время ковидных ограничений и постпродакшена предыдущей картины, удивят, а то и разочаруют тех поклонников Лантимоса, которые знают его только по последним двум фильмам — была ведь ещё не менее нашумевшая «Фаворитка».

Зато те, кто соскучился по более камерным, абсурдным и одновременно более личным работам этого автора, вроде «Клыка» или «Лобстера», получат массу удовольствия.

О чём фильм

«Виды доброты» длятся почти 3 часа. За это время зрителю показывают три разные, но одинаково странные истории. Первая рассказывает про служащего, который получает от начальника задание — протаранить своей машиной автомобиль коллеги. Он осторожничает и не справляется, поэтому постепенно впадает в немилость. Оказывается, что руководитель полностью контролировал жизнь работника: его питание, отдых и даже личные отношения.

Во втором сюжете полицейский очень скучает по своей жене, которая уехала в экспедицию. Он даже приходит к общим друзьям, чтобы посмотреть запись их группового секса. Потом супругу находят: с их командой случилась трагедия, но девушка выжила. Вот только полицейский уверен, что домой вернулась совсем другая женщина.

Третья история рассказывает про членов культа, которые ищут человека, способного оживлять мертвецов. Одной из участниц образ даже является во снах: это должна быть женщина, у которой была погибшая сестра-близнец. Однако после насилия со стороны бывшего мужа культистку выгоняют, считая «грязной».

Истории вроде бы разные, но чем-то связаны

Кажется, что перечисленные сюжеты никак не пересекаются. Тем более что во всех трёх играют одни и те же актёры, но в совершенно разных образах. Меняются характеры, причёски, стиль одежды и длина бороды Джесси Племонса — главного и лучшего новичка среди любимцев Лантимоса.

Кадр из фильма «Виды доброты»

Конечно, можно иронично шутить, что режиссёр так минимизирует актёрский состав, что в пандемию было особенно актуально. Но здесь речь идёт скорее об осознанном желании показать условность происходящего.

Если для «Фаворитки» и «Бедных-несчастных» Лантимос создавал полноценные миры, то теперь он возвращается к своей любимой неопределённости. Скорее всего, это наше время и США, но на самом деле дата и место совершенно неважны. Есть только отдельные локации, в которых актёры разыгрывают сцены. И делают это отлично.

Единственный персонаж, который роднит все истории, — некий третьестепенный (а на самом деле важный) герой по имени Р.М.Ф. Сам режиссёр утверждает, что у него нет на этот счёт какой-то конкретной трактовки. Но здесь легко увидеть образ самого автора, периодически подталкивающего действие. Да и случайно ли героя играет так похожий на Лантимоса старый товарищ и тёзка Йоргос Стефанакос?

Кадр из фильма «Виды доброты»

Кстати, автор изначально хотел назвать картину «Р.М.Ф.», но продюсеры заставили её переименовать. Видимо, поэтому после просмотра заголовок «Виды доброты» кажется даже слишком злобно ироничным. И вот почему.

Сюжеты рассказывают о реальных проблемах

В трёх историях «Видов доброты» есть буквально все проявления человеческих характеров… кроме доброты. Лантимос всегда любил рассказывать в своих картинах о нездоровых отношениях, часто доводя ситуацию до абсурда.

Кадр из фильма «Виды доброты»

Можно просто пойти по его фильмографии: изолированная семья в «Клыке», фальшивые родственники в «Альпах», ускоренные поиски любви или, наоборот, одиночество в «Лобстере», общение с сыном умершего пациента в «Убийстве священного оленя». Это не пропало и в «Фаворитке» с «Бедными-несчастными» — просто ушло на второй план.

Теперь же за счёт возможности показать сразу несколько сюжетов режиссёр раскрывает совершенно разные виды абьюзивных отношений. Лантимос не изменяет себе и не превращает это всё в морализаторскую драму — градус абсурда иногда просто зашкаливает. Но нетрудно увидеть совершенно реальные проблемы.

Первая история посвящена тотальному контролю жизни другого человека. Пока полностью подчиняешься — получаешь многочисленные привилегии, провинился — найдём другого. И ведь это работает и в родительских, и в рабочих, и в интимных отношениях. 

Кадр из фильма «Виды доброты»

Вторая история рассказывает об эгоистичных проявлениях любви: от человека требуют максимального самопожертвования ради доказательства, что он — «тот самый». И ведь кто-то на это готов. Третья новелла — о поисках чуда, вере в мистику и во что-то высшее, о культах с идиотскими правилами. И ради всего этого люди готовы лишаться и лишать жизни.

Во всех сюжетах традиционно для Лантимоса, уроженца Афин, сквозит древнегреческая трагедия: выбор между двух зол, бессмысленная борьба с судьбой, ожидание неизбежной потери. Но всё это будто бы не совсем серьёзно.

Иногда «Виды доброты» превращаются в абсурдную трагикомедию

В синопсисе приведено краткое описание всех новелл, без финальных спойлеров и подробностей. Но не стоит надеяться, что при просмотре сюжеты станут намного более понятными, логичными и стройными. Этого и не требуется: «Лобстер» и «Убийство священного оленя» тоже ничего не объясняли, и от этого становились только лучше.

Хочется напомнить, что Йоргос Лантимос ещё и мастер абсурдной комедии. Даже в его самых серьёзных фильмах всегда проскакивает доля иронии и есть место танцам. На сей раз уже ставшую вирусной сцену поместили на финальные титры — кстати, Эмили Стоун придумала эти движения как раз на съёмках «Бедных-несчастных».

«Виды доброты» не скучные и даже не особо мрачные. В первой новелле персонаж Дефо заставляет подчинённого несколько раз повторять одну и ту же мысль и дарит ему бесполезную, но очень дорогую сломанную ракетку. Во втором сюжете сцена просмотра домашнего порно одновременно смешит и заставляет и героев, и зрителя чувствовать себя неудобно. Про жестокий юмор третьей части лучше даже не рассказывать, но момент с бассейном прекрасен.

Фильм можно разбить на множество диалоговых сцен, каждая из которых будет одновременно грустной и немного забавной. Это ещё и помогает сгладить внушительный хронометраж — и не скажешь, что там добрых 160 минут.

Кадр из фильма «Виды доброты»

Конечно, «Видам доброты» не видать той шумихи, обсуждений и наград, которые были у двух последних картин Лантимоса. Зато этот фильм даёт понять, что режиссёр не ушёл окончательно от необычного стиля, который прославил его лет 10 назад.

А ещё интереснее вот что. Если почитать разные отзывы на «Виды доброты», многие сходятся, что фильм получился немного неровным: какая-то новелла более удачная, какая-то — совсем слабая. Но это тот редкий случай, когда выбор фаворитов и проигравших у каждого свой, общего консенсуса нет. Возможно, просто каждого сильнее цепляет что-то более знакомое лично. А вот приятно или раздражающе — это вопрос.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Виды доброты»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Tarkol Islecu
2 часа назад
Так заразительно стонут, что самому захотелось попробовать). Вот только одно непонятно, на дальнем, так сказать, плане мужик мужика что ли?