Винил или цифра — что выбрать для прослушивания

В эпоху цифрового аудио музыка обесценилась. Сегодня годы работы музыкантов уравнялись с парой минут работы торрент–клиента или несколькими центами за трек в iTunes. А ведь может быть совсем иначе.

Прошедший 2014 год стал удивительным для XXI века: виниловые пластинки поставили рекорд продаж. По всему миру было продано 8 миллионов ретроносителей. Пластинка Джека Уайта разошлась тиражом в 75 тысяч экземпляров. Более того, на фоне сокращающихся продаж физических носителей и увеличивающейся доли потоковых сервисов на музыкальном рынке доля винила не изменилась и составила 2% от общего дохода индустрии. В чём секрет?

Можно было бы связать это с гонкой за качеством звука: на фоне популярности lossless-форматов аудио кто-то сказал, что виниловые пластинки обладают ещё более качественным звуком, и все бросились их покупать. Так ли это? Вряд ли.

Можно ли назвать распространение винила очередной модной тенденцией нового поколения? Возможно, поскольку в числе наиболее популярных пластинок преобладают свежие релизы современных инди-исполнителей.

Почему так происходит? Пластинки громоздки, неудобны и дороги в сравнении с любыми аналоговыми носителями. Средняя стоимость пластинки в России составляет от 600 до 2 500 деревянных. Однако и это не мешает расходиться не только виниловым изданиям зарубежных исполнителей, но и переизданиям российских команд. Виниловую коллекцию записей Курёхина и «Популярной механики» фанаты смели за считанные дни. Активно переиздаются почти все достаточно крупные исполнители, включая «Гражданскую оборону», а уж от этих ремастированных записей середины восьмидесятых явно не стоит ждать повышения качества при переносе на винил.

Самой вероятной многим видится куда более оригинальная причина.

При переходе музыкальной индустрии к цифровым носителям — сначала в виде скачиваемых треков, а затем и потоковых сервисов — проблема поиска и приобретения новых произведений уравнялась с проблемой оплаты доступа в интернет. Ценой многолетней работы стала пара минут работы торрент-клиента или несколько центов в iTunes.

Несмотря на то, что цифровой век дал доступ множеству людей именно к той музыке, которая им нравится, всё не так однозначно. Отрицательный эффект широкого распространения оцифрованной музыки не может скрасить даже возможность простой и эффективной самостоятельной раскрутки молодых коллективов. Случилось то, что музыка резко обесценилась. Сегодня большая часть альбомов слушается потреково, отдельными кусками. Для множества исполнителей такой подход адекватен. Но не стоит забывать и про цельные музыкальные произведения, выпускаемые под единой обложкой и объединённые общей концепцией.

Здесь и проявляет свою магию винил. Это не только идеальный способ коллекционировать музыку, подобный букинистике. Прослушивание пластинок — это совершенно иной способ, который создаёт иной эффект погружения, отличный от простого прослушивания высококачественных типов на высококачественной аппаратуре.

Hi-res-аудио не обязательно даст отличный от обычного звука эффект. Пластинка же сразу заставляет отвлечься от всего прочего, сконцентрироваться на себе, пусть и немного. Чтобы воспроизвести пластинку, нужно проделать несколько физических манипуляций: встать, достать с полки конверт, достать пластинку, поставить её, включить аудиосистему. Для воспроизведения нужно затратить какие-никакие силы. А ещё у пластинки нельзя сменить трек. По крайней мере, при первом прослушивании. Приходится слушать целиком. Очень многие альбомы только выигрывают от этого. Человек постепенно привыкает к незнакомым звукам, и, если они не вызывают у него отторжения, музыка становится ближе, оказывает большее воздействие.

Таким образом, стоило бы назвать главной причиной возрождения винила желание человека быть заодно с музыкой, вернуть некое таинство прослушивания. Пластинка ближе к концерту, чем любая другая аудиозапись. Неудобство оборачивается магией. Приобретение нового винила — неплохой повод собрать друзей и послушать музыку.

А есть ли место винилу в вашей музыкальной коллекции?

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: kozirsky/Shutterstock.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Nikolay Klimov
06.12.15 14:54
Тут вопрос не в качестве. Просто есть те, кто хочет отличаться от других. Когда все на цифре, всегда появляются те, кто хочет отличаться от других. И доля в 2% в целом соответсвует с поправкой на стоимость этого удовольствия. Т.Е. доля этой группы 7-10%. 2% из которых могут себе это позволить.
Ddan Eugene
02.05.17 13:00
Зашквар какойто, по 5-20 тыс $ стоит топ оборудование. ЗА 20 тыс $ можно эту группу к себе домой пригласить и будет воспоминаний... до смерти, маньяки. А как вы ребятки играете на электрогитаре? Ой а как же АЦП.. звукосниматели, он ж ламповые аналоговые, какая ж дичь. Теплый ламповый комбик? Нет колонок круче советских? Что там еще.. Примите правду. Хорошая цифра - это хорошая цифра. Еще скажите что лив версии круче студийных, ахахаха)) Я согласен есть очевидные вещи, а есть неочевидные, если бы аналог был бы так крут, его бы не цифровали и не сводили бы на цифре. А прям ляпали бы на магнитку сразу, но отчего-то не так
Oleg O
21.05.17 10:37
Хорошая цифра, например, записанная с того же винила в формате 24 Bit/192 kHz на конвертер с широким динамическим диапазоном (123-124 Дб), и хорошо воспроизведенная, например, через качественную USB-карту с отдельным блоком питания для нее, плюс через USB-изолятор, отсекающий земляные шумы блока питания компьютера, например, может практически вывести воспроизведение с компьютера на более высокий уровень, конкурировать по воспроизведению с CD-плеерами, и даже превосходить их при воспроизведении более качественных форматов, таких, как 24 Bit/192 kHz, так как оцифровка в обычном 16-битном формате более ущербная для пространственных характеристик звука и соответственно ущербная в записи, при которой в представлении звука в 16-битном формате обязательно происходит сжатие динамического диапазона, что сказывается на полноте пространственного окружения сцены, что сказывается на некотором огрублении высоких частот и уплощении звуковых образов. Кроме этого в технологии записи CD-дисков до процесса оцифровки применяют фильтрование звукового сигнала до частоты F max равное 22 kHz, что также добавляет искажений, не говоря уже об искажениях более низкой частоты дискретизации 44,1 kHz в сравнении с частотой 192 kHz. Таким образом можно уже с уверенностью заявлять, что CD-DA - это ущербный для звука формат, при использовании которого теряется пространство звука, в то время, как у винила, например, скорее не потеря звука, а лишь искажения. И если нет желания с каждым разом воспроизведения портить винил иглой, добавлять щелчки, то можно перейти на запись с винила в более качественном формате, чем у компакт диска, например, в формате 24 Bit/192 kHz. Что же касается покупки DVD-Audio-дисков или HD-дисков, выпущенных в формате 24 Bit/192 kHz, или SACD в формате 1 bit 2,8 mHz, например, то это отдельная тема для разговора о том, что такое мастеринг, что такое ремастер, переиздание. Дело в том, что в технологии мастеринга также часто используется компрессия - сжатие динамического диапазона, при котором теряется пространство, окружающее сцену, звуки соответственно становятся более близкими, что как раз на первый взгляд и привлекает непосвященных слушателей своей разборчивостью отдельных нот при низкой динамике воспроизведения, однако лишает человека комфортного пространства, комфортной отдаленности звуковых образов и их трехмерной детальности при повышенной динамике произведения, а так же лишает художественного восприятия музыки, как пространственной картины художественного произведения. Поэтому для оцифровки помимо высококачественного цифрового формата предпочтительнее выбирать первоисточники студийных записей - первоиздания, к тому же желательно воспроизведенные на той же аппаратуре, на которой и была осуществлена первоначальная запись, но вопрос аппаратуры - это уже студийный вопрос.
Vladimir Briliantov
15.09.17 21:41
аналогично, как то давно-давным замечал, что запись с цифры на ленту ВИДЕО потока на видике, гораздо приятнее смотреть было на ЭЛТ теликах?
Читать все комментарии