Как я проехал вокруг света на велосипеде

Посетил 39 стран и накрутил 54 000 км за два года и два месяца.

Егор Ковальчук

путешественник, автор книг о путешествиях, автор Telegram-канала КовальчукLive.

 

Первые путешествия: Россия и Центральная Азия

Мне 35 лет, я родился и до 12 лет прожил в деревне в Томской области, а потом переехал в Томск.

Когда учился на втором курсе университета, заскучал и стал искать компанию для путешествий. Первой поездкой за пределы области была Хакасия. Так я понял, что можно изучать мир вокруг, и стал периодически отлучаться в небольшие трипы в соседние регионы на автобусах и поездах.

Велосипед я купил чуть позже, чтобы отправиться в небольшой походик. Мне хотелось транспорт, в котором можно задействовать и свои силы, и силы природы. В машине ты едешь, как в аквариуме за стеклом. А велосипед движется за счёт твоих собственных сил. Какой мальчишка не хочет познать пределы своих возможностей? На велосипеде ты зависишь от природы, ветра, рельефа. Тебе нужно продумывать тактику движения, следить за метеоусловиями. Всё это делает поездку интереснее.

Первое путешествие на двух колёсах случилось в 2012 году. Это был маршрут по Сибири — там, где я уже бывал на поездах. Стартовал в Томске, проехал через Кемеровскую область, Красноярский край, Хакасию, Туву. Получилось 1900 км за 10 дней. В интернете было мало информации о таких путешествиях.

Я не знал, как правильно распределять силы, и в первый же день стёр пятую точку до крови. Было очень жарко, я неправильно ел и мало пил, поэтому после 200 км под вечер меня тошнило.

После таких приключений я оставил велосипед и год его не трогал.

Но, несмотря на трудности, была и радость от первого путешествия и преодоления себя. Поэтому год спустя я всё же вернулся к велику и решил двигаться небольшими отрезками, не планируя ничего наперёд. После каждого нового отрезка я оценивал силы и двигался дальше.

Фото из личного архива Егора Ковальчука

Так я доехал до Алтая, побывал в Средней Азии, на Кавказе, в Афганистане, Иране. Путешествие длилось полгода, я проехал 12 500 км. Оно стало настоящим испытанием на прочность и показало мне много нового о себе и людях вокруг.

В сердце запало невероятное гостеприимство семей в Азии и на Востоке, где путника приглашают в дом, чтобы накормить и напоить. И конечно, природа, которую я обожаю: горы Кавказа, степи Казахстана. На велосипеде ты сливаешься с окружающим миром и впитываешь всё вокруг.

Решение о кругосветке

Большую часть жизни я занимался тем, чем не хотел. Мне было скучно в детском саду, школе и университете — как будто не хватало пространства для чего‑то по‑настоящему увлекательного.

Поэтому я выделил себе несколько лет и решил отправиться в большое путешествие. Мне хотелось увидеть разные культуры, религиозные обряды, пропустить через себя местный быт, посетить детские дома и школы. Ну и, конечно, велосипед — это спорт.

Когда собираешься в такое огромное путешествие, главное — это запрос. Тогда моя душа очень этого просила. Сейчас я, например, уже не поехал бы в кругосветку. Однако когда чего‑то очень хочется, это получается.

Поначалу я не собирался вокруг света, просто поехал по континенту. Стартовал из Томска и двигался по зигзагообразному маршруту — в Среднюю Азию и на Кавказ. Потом план был доехать до берегов Баренцева моря и пожить там какое‑то время. Но в Москве я подал документы на Шенгенскую визу и визу в Америку. Мне их выдали, и я понял, что надо дожимать путь до кругосветки.

Планирование маршрута

Если ваш маршрут связывает много стран, придётся сделать приличную домашнюю работу.

Во‑первых, определиться с визами: в какие страны они нужны, где их проще сделать — дома или по дороге, какие условия выдачи. Также нужно посмотреть, в каких странах нужна регистрация или разрешение на пребывание и как их получить. Стоит обратить внимание, есть ли в регионах по дороге военные конфликты или военное положение, можно ли туда заезжать.

Дальше на карте нужно разметить скелет маршрута. Где‑то есть автобаны и хайвеи, по которым ехать опасно. На велосипеде лучше ехать по менее широким автомобильным дорогам. Нужно понимать, где проходят главные дорожные артерии, где второстепенные, где грунтовые или недостроенные дороги. Это всё помогает оптимизировать путь. К тому же знание дорог позволит в непредвиденной ситуации выбрать другой маршрут. Также лучше заранее искать информацию о работе погранпереходов — у них есть часы работы и праздничные дни. Заранее стоит уточнить, какие нужно иметь документы, чтобы пересечь границу.

Фото из личного архива Егора Ковальчука

Сколько оставаться в какой стране, зависит от желания и обстоятельств. Где‑то хочется задержаться подольше, посмотреть культуру, пообщаться с людьми, где‑то придётся проехать быстрее, потому что поджимает время визы. Всегда могут возникнуть какие‑то непредвиденные моменты, и маршрут или длительность пребывания в стране могут слегка измениться. Этого не нужно бояться.

В итоге я проехал 39 стран и 54 000 км за два года и два месяца. Я поделил маршрут на небольшие кластеры. Стартовал из Томска в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и вернулся в Астрахань. Несколько месяцев путешествовал по России и бывшим союзным республикам. Потом доехал до Мурманска и оттуда — в Скандинавию. Затем Балканы, Европа. Вернулся в Москву, улетел в Америку. Пересёк Штаты, оттуда прилетел в Индонезию, а там по прямой через Малайзию, Таиланд, Лаос, Китай, Монголию возвратился домой.

Велосипед, снаряжение и багаж

В долгом путешествии важен принцип «простота и надёжность». Велосипед нужно сделать максимально крепким и оснащённым. Особенно важны хорошие колёса, покрышки и крепкий багажник. Хорошими считаются колёса с широким крепким ободом: в них дополнительное количество спиц, более прочные втулки. Обычно они делаются на заказ.

Фото из личного архива Егора Ковальчука

С собой обязательно нужно взять:

  • аптечку;
  • гигиенические принадлежности;
  • спортивное снаряжение: велосипедную форма и обувь, шлем, очки, перчатки;
  • парадную одежду, чтобы погулять в городе;
  • палатку, потому что всё равно иногда придётся в ней ночевать;
  • спальник, складной или надувной коврик;
  • велосипедные камеры, ключи, покрышки;
  • зарядные устройства;
  • сувениры, ведь ты будешь встречать много добра и захочется чем‑то отблагодарить людей. Когда у меня кончились сувениры, я покупал муку, пёк деревенские лепёшки и угощал ими людей.

Чтобы всё это увезти, у меня был багажник и специальный рюкзак‑велоштаны. Там можно уместить много вещей, упаковав их в компрессионные мешки. Плюс на руле можно повесить небольшие сумочки для полезных мелочей.

Я не сторонник того, чтобы возить с собой одежду, которая может пригодиться на весь год путешествия. Всё нужное можно купить по ходу где‑нибудь в комиссионке. Ещё родные могут помочь. Через полгода путешествия мне отправили посылку на Кавказ с нужными вещами. В Америке было много секондов, где я набрал тёплые вещи. А по прилёте в Индонезию оставил их прямо на лавочке в аэропорту.

Хороший лайфхак — взять с собой ксерокопии всех документов и побольше фотографий 3х4, чтобы при оформлении виз у тебя всё это было при себе.

Деньги лучше раскидывать на разные карты и не возить с собой большую наличку. Также желательно сделать страховку для путешествий. В неё нужно добавить велосипед и, возможно, трекинг — у страховых есть такие опции.

Фото из личного архива Егора Ковальчука

С интернетом сейчас в мире нет проблем. Раз в несколько дней он точно будет появляться в населённых пунктах. Важно предупреждать родных, когда примерно ты выйдешь на связь. Все карты маршрутов лучше заранее скачать на телефон и иметь на всякий случай бумажную карту.

Ещё стоит записать необходимые адреса, телефоны и какие‑то опорные точки в блокнот на случай, если не будет связи или что‑то случится с телефоном.

Стоимость

Сложно сказать однозначно, сколько стоит такое велосипедное путешествие. Это зависит от того, где вы будете останавливаться: в дорогих отелях, в хостелах или вообще спать в палатке. Что вы будете есть: готовить сами в хостеле или питаться в ресторанах. Например, в Америке было дешевле питаться в китайских ресторанах по типу «шведского стола», а в Европе — готовить самому.

В целом можно сказать, что такая поездка может быть даже дешевле, чем обычная жизнь дома на протяжении того же периода.

Главные источники расходов — это визы, перелёты, если они есть, жильё и еда. И конечно, начальные траты: хороший велосипед для дальних поездок будет стоить минимум 100 000 рублей. Плюс экипировка, палатка, запчасти, всякие мелочи в дорогу. У меня это всё уже есть, поэтому сейчас перед каждой поездкой я докупаю что‑то минимальное.

В итоге, если вспоминать мою кругосветку, которая прошла в 2014–2016 годах, я потратил около 500 000 рублей, включая затраты на велосипед. Самой большой статьёй расходов были перелёты через океан.

Фото из личного архива Егора Ковальчука

Ещё в запасе должна быть какая‑то сумма на случай, если вдруг понадобится вернуться домой. До поездки я кое‑что накопил — это был стартовый капитал и подушка безопасности на случай критического момента. Но эти деньги не покрыли бы всё путешествие. Поэтому через год нам с приятелем удалось немного поработать в Америке.

Мы прилетели в Нью‑Йорк, где у нас не было знакомых. Нам захотелось задержаться в Америке подольше и влезть в шкуру эмигрантов, чтобы прочувствовать жизнь.

У нас были туристические визы, поэтому легально устроиться мы не могли. Мы брали русскоязычную газету, находили объявления о работе и звонили. Ещё ходили на Брайтон Бич в русскоязычные рестораны и магазины, церкви и спрашивали, нужны ли работники. Это сработало. В итоге мы занимались перевозкой вещей, строительными работами, убирали мусор, раздавали листовки. О нас уже прослышали и периодически предлагали подработки. Так мы могли и денег заработать, и познакомиться с жизнью вокруг.

Один день на велосипеде

В поездке важно распределять силы: спать, делать сиесты. Достаточно много пить, причём не просто воду. Вместе с потом расходуются минералы, поэтому пить лучше минералку, добавляя щепотку соли или изотоник.

За один раз не нужно стремиться проехать много. Комфортная дистанция для подготовленного человека — около 100 км в день. Лучше дробить свой путь на отрезки и беречь себя — понимать, что тебе ехать ещё завтра, послезавтра и ещё год.

Фото из личного архива Егора Ковальчука

Вообще велосипедное путешествие только кажется скучным. Дни проходят очень насыщенно. Утром ты собираешься, проверяешь велосипед и выезжаешь. Первый час разогреваешься. В карман я кладу какой‑то перекус: орехи, фрукты, овощи или хлеб. Люблю есть на ходу. Через несколько часов езды находишь, где остановиться, плотно обедаешь, переодеваешься, если нужно. Ехать должно быть максимально комфортно.

У меня всегда на день была задача с кем‑то пообщаться, что‑то узнать о местности и культуре, пофотографировать. Я писал дневник в течение дня. Ещё я возил с собой диктофон, записывал интервью с интересными людьми и по вечерам их расшифровывал, писал заметки, связывался с родными.

Фото из личного архива Егора Ковальчука

Когда вечером доезжаешь до ночлега, главное — проверить велосипед и привести себя в порядок. Ты должен быть чистым, так комфортнее ехать. На ночлег располагался где придётся: иногда это были отели или дома друзей, а иногда с удовольствием спал в палатке.

Конечно, в длительной поездке иногда бывает грустно, скучаешь по родным. Но в целом ты крутишь педали и отвлекаешься от этих гадких мыслей. Голова свежая, и ты наслаждаешься тем, что вокруг.

Приключения

Самое сложное в таком путешествии — не физическая нагрузка. Сложно, когда ты едешь, набрал инерцию, втянулся в процесс, а у тебя заканчивается виза. Тогда приходится останавливаться в городе дней на 10, обивать пороги, продлевать визу. Или тебе нужно попасть в Китай, а визу не дают. Приходится ехать в другой город или даже в другую страну и искать, где бы её получить.

За всю кругосветку неприятность случилась лишь один раз — меня случайно сбила машина в Казахстане. Я поехал среди дня в церковь и на перекрёстке столкнулся с автомобилем, который двигался на красный. Я упал на левую руку и растянул её, но в силу характера не стал обращаться за медицинской помощью. К вечеру рука опухла, и на следующий день я не мог опираться на руль. Пришлось сделать паузу в пять дней, пока всё не пришло в норму. Было неприятно, но такое случается.

Зато ярких моментов много. Например, встречи с животными. В Скандинавии едешь — пустота, вокруг никого, только пасутся стада оленей. И ты на своём железном олене проезжаешь среди них и становишься частью их мира. Бывало, подбирал сбитых птичек и зверят. В Америке передо мной сбили сурка, и он у меня на руках умер, меня это немного шокировало.

Фото из личного архива Егора Ковальчука

Больше всего впечатляла, конечно, природа: вулканы Индонезии, реки и горы на Памире, пустыни Средней Азии, глыбы льда в Мурманске, океаны. Ты едешь и понимаешь, насколько мир многообразен и прекрасен. Наша планета — невероятно красивое творение. Я восхищён ей, влюблён в неё. Нужно беречь её и относиться с почтением.

Люди тоже встречались потрясающие. Бывает, крутишь педали в высокогорье на Памире, голодный, холодный. А местные пастухи приглашают тебя к себе погреться и поесть.

В Азии был случай, когда я всю ночь пешком поднимался на перевал и утром вышел на высоту 3000–3500 метров. Там стояла палатка, а в ней — бабушка с детьми. Они позвали меня к себе, отдохнуть и выпить чай. Маленькая девочка лет 11 принесла мне к чаю пакет с конфетами. Откуда было им взяться на такой высоте? Я понял, что это была для неё большая ценность. А для меня — одно из самых ярких впечатлений, когда незнакомый человек готов отдать тебе самое дорогое. Конфеты я, конечно, не взял.

Фото из личного архива Егора Ковальчука

Вообще по дороге встречается много добра. Проезжающие машины предлагали подвезти, если на улице дождь и ты едешь до нитки промокший. Или в пустыне в жарищу под 50 градусов мимо проезжает автомобиль и кидает тебе ледяную бутылку воды. Это дороже золота.

Во время путешествия я намеренно заезжал в бедные кварталы, видел нищету и разруху. Мне не хотелось от этого отгораживаться, потому что мир многообразен и надо узнавать его всяким.

В Индонезии я видел, как люди буквально живьём гниют на свалках. В Германии — как албанские девушки торгуют собой возле трасс. Когда приехал в Астрахань, то несколько дней общался с цыганскими детьми. Перед поездкой я познакомился в интернете с девушкой, которая фотографировала их и жалела, что не может передать эти фотографии. Я вызвался их отвезти — так мы и познакомились. Было видно, что эти дети занимаются попрошайничеством, но они говорили, что им хотелось бы учиться. Хорошие ребята!

Всё это был ни с чем не сравнимый опыт, который тебя учит, делает мудрее, открывает тебе окна в мир других людей.

Выводы из путешествия

После таких путешествий хочется жить так, чтобы была возможность кому‑то помочь, улучшить себя и мир вокруг. Ты видишь столько добра от разных людей, невероятную природу. Когда я вернулся домой, я подумал, что надо становиться максимально добрее, насколько это возможно. Только изменив себя, можно изменить мир.

Фото из личного архива Егора Ковальчука

Я уехал в путешествие с двумя правилами:

  1. Не искать лучшего места под солнцем, обретать мир в собственной душе.
  2. Вернуться туда, откуда уехал.

Россия в моём сердце навсегда, и путешествие дало возможность это понять. Я принял Россию со всеми её шрамами. Наша страна и ментальность неидеальны, но и я тоже не идеален. Поэтому я буду продолжать делать то, что от меня зависит, и становиться лучше.

Ещё я понял, что жить, как и путешествовать, можно лишь налегке: без лишних вещей, без лишних мыслей. Какие же вещи и мысли лишние? Те, о которых приходится думать чаще всего. Сейчас я занимаюсь тренерской деятельностью и организую велосипедные путешествия. В будущем мне хотелось бы доехать до Австралии.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Анатолий Думчев
09.06.24 18:20
Тяга к приключениям живет во многих людях. И только единицы могут эти приключения себе позволить, оплатить...
Лазейка
10.06.24 13:10
а вы хотели бы в кругосветку рвануть?
Анатолий Думчев
11.06.24 04:03
Были бы деньги, давно бы уже рванул. :)
Лазейка
11.06.24 11:46
эх, вечная проблема!
Читать все комментарии