Зачем нужна временная регистрация и как её оформить

Если надолго переезжаете в другой регион и хотите облегчить себе жизнь, стоит зарегистрироваться на новом месте по всем правилам.

Чем временная регистрация отличается от прописки

Вообще, сейчас в российском законодательстве нет понятий «прописка» или «временная регистрация». Но их все употребляют, потому что так понятнее.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Под пропиской при этом понимается регистрация по месту жительства. Она бессрочная и длится, пока человеку не придётся выписаться в силу обстоятельств или по решению суда. Её обозначают штампом в паспорте с указанием адреса проживания.

Временная регистрация предполагает, что человек переехал на какой‑то период, например сменил регион по работе или отправился в санаторий. Постоянным местом обитания всё ещё считается старое жильё. Оттуда его не выписывают, а в новом регистрируют по месту пребывания. Это никак не отражается в паспорте, человеку просто выдают свидетельство.

Изображение: Dongabone

Временную регистрацию можно получить и без постоянной, но обычно её оформляют в дополнение.

Кому нужна временная регистрация

Её придётся оформить, если вы намерены жить в другом регионе более 90 дней. Иначе вам грозит штраф в 2–3 тысячи рублей, а в Москве или Санкт‑Петербурге — в 3–5 тысяч. Наказать на аналогичную сумму могут и владельца квартиры, в которой живут люди без временной регистрации. Если они её не оформили за 90 дней, хозяин обязан в течение трёх рабочих дней уведомить об этом МВД.

Не оштрафуют за отсутствие временной регистрации тех, кто:

  • переехал в другую квартиру внутри одного региона;
  • имеет постоянную регистрацию в Москве, а живёт в Московской области — и наоборот (это же работает для Санкт‑Петербурга и Ленинградской области, Севастополя и Крыма);
  • живёт вместе с близкими родственниками (ими считаются супруги, родители, дети, бабушки, дедушки, братья и сёстры), которые владеют помещением, арендуют его или прописаны в нём.

Зачем оформлять временную регистрацию

С одной из причин мы уже разобрались: чтобы не оштрафовали. Но на деле у временной регистрации есть немало плюсов, которые облегчают жизнь:

  • Будет проще определить ребёнка в детский сад или школу, поскольку «местные» имеют приоритет.
  • К поликлинике по месту жительства припишут по запросу (без регистрации — только с разрешения главврача).
  • Станет доступно больше вакансий, так как для некоторых работодателей регистрация принципиальна.
  • Можно претендовать на пособия и льготы.

Какие документы нужны для получения временной регистрации

Понадобятся:

  • Заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1. Его можно заполнить во время подачи документов или заранее. Форма заявления →
  • Паспорт или свидетельство о рождении для детей до 14 лет.
  • Документ, подтверждающий право на временное проживание.

Иногда люди оформляют временную регистрацию в доме или квартире, которые принадлежат им. Так нередко поступают жители Севера, которые переезжают южнее. Они покупают новые квартиры, но при этом не выписываются их старых. Так они сохраняют право на северные льготы и повышенную пенсию. В подобных ситуациях достаточно документа, который подтверждает право собственности. Например, можно принести договор купли‑продажи и выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Если жильё принадлежит кому‑то другому, для временной регистрации подойдёт договор найма, заверенный нотариально. В случае, если эта бумага оформлялась без участия нотариуса, потребуется ещё разрешение всех собственников недвижимости. Они могут прийти c вами в управление по вопросам миграции МВД на подачу документов или заранее предоставить вам нотариально заверенное согласие.

Ребёнка до 14 лет можно временно прописать в жилье без дополнительных разрешений, если там уже зарегистрирован кто‑то из его родителей. Заявление от его имени подаёт родитель, опекун или другой близкий родственник. Дети старше 14 лет обращаются за свидетельством о временной регистрации сами.

Как получить временную регистрацию

Есть несколько способов подать документы.

Напрямую в МВД

Это можно сделать в управлении по вопросам миграции (УВМ) двумя путями: по живой очереди или записавшись на приём заранее по телефону или на сайте «Госуслуг». Надо только выбрать соответствующий пункт.

Скриншот: сайт «Госуслуги»

Через «Госуслуги»

На сайте можно заполнить заявление на регистрацию по месту пребывания.

В обращении необходимо указать:

  • персональные и паспортные данные;
  • есть ли у вас постоянная регистрация;
  • по какому адресу оформляете временную;
  • кому принадлежит жильё.

После того как вы отправите заявление, вас вызовут в управление по вопросам миграции МВД. И останется только прийти в назначенное время со всеми документами.

Через МФЦ

Многофункциональные центры тоже принимают бумаги для оформления временной регистрации. Чтобы не стоять в очереди, лучше записаться на приём заранее.

Через паспортный стол управляющей компании

Некоторые УК предоставляют такие услуги. Узнайте, получится ли у вас подать документы через свою.

Сколько времени занимает оформление

По закону управлению по вопросам миграции на это даётся три дня. На деле вы можете уйти со свидетельством сразу после первого визита. Если пользуетесь услугами посредника — МФЦ или УК, добавьте время, которое потребуется этой организации, чтобы отвезти документы в полицию и вернуться со свидетельством обратно.

На какой срок оформляется временная регистрация

В соответствующем постановлении правительства сказано, что регистрация по месту пребывания «осуществляется на срок, определённый по взаимному соглашению». Но на практике УВМ обычно отказывает в предоставлении такого документа более чем на 5 лет. И тут многое зависит от того, что вам проще: бороться и жаловаться в вышестоящие инстанции или принять условия и прийти через пять лет за новым свидетельством.

Нужно ли сниматься с временной регистрации

Это произойдёт автоматически, когда истечёт срок, указанный в свидетельстве. Если по каким‑то причинам вам надо выписаться раньше, придётся обратиться с заявлением в УВМ. Правда, уже без пакета документов.

Заявление можно подать лично или через «Госуслуги» в том же разделе, где принимаются обращения по поводу оформления регистрации.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Анна Гуридова / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Ruslan Naguchev
24.04.21 18:32
Зачем это нужно? Кроме штрафа. И 90% арендодателей не дают согласие на врем регистрацию. У граждан нет свободы перемещения по своей стране?( не могут жить и работать).
Denis Krivosheev
24.04.21 19:12
Ерунда. Штрафануть вряд ли кто сможет, всегда можно сказать, что приехал на короткий срок. В поликлинику спокойно и так прикрепляют без регистрации, просто нужен страховой полис по месту нахождения.