«Просто сидеть и ждать. Иногда по 8–9 часов»: интервью с фотографом дикой природы Сергеем Цветковым

О гостевом браке зимородков, встрече со слепым кабаном и игре в шахматы в укрытии.

На фотографиях Сергея Цветкова красуются жизнерадостные лисы, зайцы и кабаны. Однако для того, чтобы получить хотя бы один такой кадр, ему приходится здорово потрудиться: уехать за 200 км от города, встать в 3 часа ночи и просидеть в укрытии 4–5 часов, не разговаривая и не шевелясь.

Лайфхакер расспросил Сергея, как правильно фотографировать дикую природу и что нужно знать, отправляясь в лес на встречу с кабаном или медведем. И да, в статье много снимков животных!

Сергей Цветков

Фотограф дикой природы.

О профессии

— Как вы пришли в фотографию?

— До рождения сына мы с женой любили палаточный отдых. Выезжали переночевать в красивые места. Просыпаясь с рассветом, я любил смотреть, как пробуждается природа: красное небо, туман, роса…

В одну из таких поездок мы отправились исследовать окрестности. Проходя мимо залива, я заметил там двух огарей — уток оранжевого цвета. Тогда я увидел их впервые, но полюбоваться не успел: они испугались и улетели. Однако, когда мы сделали круг по местности и вернулись к заливу, я увидел, что птицы вновь сидят там.

Пришла мысль сфотографировать их. Залив порос тростником, и замаскироваться оказалось легко. Я лёг. Спустя какое‑то время услышал шевеление. В метре от меня сидел заяц. Около минуты мы смотрели друг на друга, не отрывая взгляда. Я понимал: если двинусь за фотоаппаратом, зверь тут же убежит. И он убежал.

Я уже собрался идти к палатке, как вдруг надо мной — очень близко — пролетел большой лебединый клин. Казалось, до птиц можно дотронуться рукой. Я был сражён.

Эти три встречи натолкнули меня на мысль: красоту природы надо показывать людям. И я стал целенаправленно выбираться в лес, чтобы сфотографировать животных и птиц.

— Получается, на начальном этапе у вас уже был фотоаппарат. Но, насколько я знаю, для съёмки дикой природы нужна особая техника.

— Да, фотоаппарат и объектив были новичкового уровня. Я, как и все, снимал пейзажи, цветочки — всё, что видел. Над кадром особо не задумывался.

Долгое время я не мог позволить себе обновить технику: она достаточно дорогая. Приходилось снимать на любительскую, совсем не приспособленную для фотографии дикой природы. Но когда я понял, что это увлечение меня поглотило, то принял серьёзное решение поменять её: сначала — объектив, потом — фотоаппарат.

— Помимо этого, в чём, на ваш взгляд, основная сложность этой профессии?

— Найти место. У нас в Ростовской области 92% территории занимают сельхозполя и населённые пункты. Найти что‑то можно лишь на оставшихся 8%. Поэтому обычно мы уезжаем за 200 км от города — поглубже в чащобы.

— А как обстоят дела с коммерческой стороной вопроса?

— В сфере фотографии дикой природы достаточно сильная конкуренция. Продавать работы удавалось: и изданиям, и на фотостоках, и для сувенирной продукции.

Практически каждый год я печатаю календари, продаю их тоже. Также часто участвую в фотовыставках.

— Каким должен быть фотограф дикой природы?

— Усидчивым. Существует два способа съёмки животных: из укрытия и с подхода. Второй способ — это когда фотограф перемещается и ищет какой‑то объект для фото. В этой практике есть множество недостатков, так как животные чаще всего замечают человека намного раньше, чем он — их, и успевают убежать.

При съёмке из укрытия есть больший шанс получить хорошие фото. Стоит заранее подготовить место: убрать лишний мусор и листья, чтобы в кадре получилась красивая картинка.

А потом — просто сидеть и ждать. Тихо, не шевелясь и не разговаривая. Иногда по 8–9 часов. И не факт, что вообще получится кого‑то сфотографировать!

Такое под силу не каждому. Обычно новичкам наскучивает уже после первого часа ожидания.

— А чем вы занимаетесь эти 8–9 часов, если вокруг не происходит ничего интересного?

— Читаю книгу, играю в шахматы на телефоне или просто наблюдаю за природой: стараюсь заметить новые паттерны поведения животных. Это очень медитативный процесс — особенно утром. Природа пробуждается, вокруг поют птицы...

Даже если снять ничего не получилось, я ощущаю, что отдохнул душой.

— Что у вас в планах на будущее?

— В следующем году хотелось бы организовать фото- и видеопроекты. За время съёмок у меня накопилось достаточно и видеоматериала о птицах и животных. Я хочу объединить их и показать людям, что вокруг них есть не только города, но и природа.

О фотопроекте пока не буду говорить, но намекну, что самые удачные кадры получаются, когда достаточно долго изучаешь один и тот же вид животного. Я постараюсь пойти по этому пути.

О съёмках

— Сколько съёмок вы проводите за год?

— Трудно сказать. В прошлом году я вёл статистику, сколько ночей провёл в палатке. Получилось около 35. Соответственно, за ними стояли вечерняя и утренняя съёмки. Получается, за год — минимум 70 фотосессий, не считая тех случаев, когда я выбирался одним днём, без ночёвки.

Думаю, цифра была бы в районе 80. Но надо понимать, что съёмки не всегда бывают удачными. Мы можем выехать на природу и вернуться «пустыми».

— Как вы выбираете места для съёмок?

— Изначально мы смотрим фото со спутника — находим интересные места. Благодаря опыту мы знаем, какие животные могут там водиться.

В мелководных заливах, например, мы точно встретим водоплавающих птиц — куликов, уток. На лесных полянах могут бродить олени, косули, кабаны. В пограничной зоне между чащей и полем бегают зайцы и лисы.

Кулик. Фото: Сергей Цветков.

Также важную роль играет время года. Весной, например, интересно снимать водоплавающих птиц в их брачный сезон. А осенью гон начинается у оленей. Они ревут всю ночь. В такие моменты мы стараемся приезжать: животные заняты своим делом, им всё равно на фотографов, а нам проще снимать.

— А как часто и в какой компании вы ездите на съёмки?

— Обычно ездим втроём — с фотографами Антоном Мостовенко и Анастасией Браерской. Стараемся собираться практически каждые выходные: в субботу заехали, в воскресенье выехали. Оказываемся на точке ближе к вечеру, исследуем местность. В тот момент как раз красивый свет для фото. Хотя утренние съёмки, как правило, успешнее вечерних. Но время терять не хочется.

На рассвете встаём. Летом приходится подниматься в 2:30–3:00 утра, чтобы успеть до 7:00 — к тому времени солнце становится очень ярким, и съёмки приходится заканчивать.

— Проводили ли вы съёмки за пределами области или даже страны? Куда было бы интересно съездить?

— За пределы страны пока не выезжали. Но в другие области — да. В основном в период отпусков или на майских каникулах. Например, практически каждую весну мы уезжаем в Калмыкию. Это не очень далеко, но природа там другая: практически нет деревьев — сплошные степи и ветер. Много мелководных озёр и птиц, живущих на них. У нас такого нет.

Мне бы хотелось съездить на Камчатку, поснимать медведей. Но пока что я об этом не задумывался. Когда появится возможность, тогда и буду планировать. Хочется уезжать в максимально удалённые от цивилизации места и снимать девственную природу.

— А что насчёт саванны, в которой водятся львы? Хотели бы поехать туда?

— Наверное, нет. Львы мне не очень интересны. Наши местные лисы, зайцы и медведи роднее. Да и в лесу мне нравится больше.

— Вы так бесстрашно говорите про медведей. Не боитесь с ними встретиться?

— У нас в Ростовской области, к сожалению или к счастью, медведей не водится. Но на Кавказе мне удалось с ними увидеться. И ужаса они у меня не вызвали. Если знать повадки животных и правила поведения при общении с ними, то опасной ситуации можно избежать.

Допустим, один раз я снимал кабанов. И, конечно, было страшно, когда они ходили вокруг меня. Но я видел, что они не были настроены агрессивно — скорее, проявляли интерес.

Кабан. Фото: Сергей Цветков.

Я всегда стараюсь соблюдать минимальную дистанцию, при которой животное и человек чувствуют себя комфортно. Важно не нарушать личные границы. Обычно животные нападают на людей из‑за неожиданности, из‑за того, что кто‑то вторгся в их пространство. Важно оставаться предсказуемым и не пересекать черту.

— Но наверняка были опасные для жизни ситуации. Вспомните такую?

— Да. Прошлой осенью мы с Антоном сидели в лесу и ждали оленей. Мы знали, что они выходят на одну из полянок поблизости. Но тут сзади вдруг раздался шорох. Мы обернулись и увидели крупного кабана, надвигающегося на нас. Я попытался прогнать его шёпотом, чтобы не рычать на весь лес и не спугнуть других животных поблизости.

Сначала он остановился и задумался. Однако потом, когда я начал подниматься, он вновь вскочил с места и побежал в нашу сторону. Пришлось дёрнуться на него с криком в ответ, чтобы он испугался и ушёл.

Дело в том, что у кабанов не очень хорошее зрение. Поэтому, я думаю, он оборонялся — побежал на нас от неожиданности. Он не предполагал, что кто‑то может возникнуть на его пути. Теперь мы с Антоном стараемся чаще смотреть по сторонам.

Честно говоря, в нашей области нет особо опасных животных. Если не считать тех, что болеют бешенством. Но их мы ещё ни разу не встречали. Поэтому да, кабана можно назвать самым опасным.

— А какая из съёмок была самой сложной?

— Одну выделить не могу. Но бывает такое, что мы выбираемся в пятидневные поездки и первые три‑четыре дня не можем найти, кого снимать. Приезжаем на привычные места, но животных по каким‑то причинам там нет. Приходится на ходу кардинально менять маршрут.

Зимородок. Фото: Сергей Цветков.

Либо бывает такое, что ты нашёл объект съёмки — например, зимородка. Красивая птица с длинным клювом и синим оперением. Но приходится ходить вокруг да около несколько дней, чтобы она просто села рядом и ты смог её сфотографировать.

— Какая из съёмок была одной из самых запоминающихся?

— Наверное, это съёмки из разряда «впервые увидел оленя», «впервые увидел кабана»... Например, в Калмыкии мы обнаружили нору корсаков — это степные лисицы. Они вели себя очень дружелюбно — прыгали, играли. Нам они так понравились, что мы снимали их несколько дней.

— Кого больше всего нравится снимать?

— Зайцев, лис, маленьких кабанят. Они выглядят мило и забавно. А зайцы вообще ведут себя интересно. Могут сидеть на месте, а потом резко подпрыгнуть, сделать какой‑то кульбит, развернуться и приземлиться обратно. А потом встать на задние лапы и начать барабанить передними по воздуху.

С одной стороны, кажется, что они делают какие‑то непонятные вещи, с другой — если разбираться, в каждой из них есть свой смысл.

Например, есть мнение, что они барабанят лапами по земле, предупреждая сородичей об опасности. А вот зачем они барабанят ими по воздуху — загадка. Наверное, тренируются.

О животных

— Как вы узнаёте о животных? Читаете ли какие‑то научные статьи, монографии?

— Прочитать общую информацию о животном можно и в «Википедии». А если меня интересует какая‑то узкая тема, то я обращаюсь к научным статьям и монографиям. Хорошо также смотреть документальные фильмы — я предпочитаю ленты от BBC или National Geographic.

Это позволяет не только изучать животных, но и накапливать визуальный опыт. Помогает развиваться как фотографу. Я смотрю, как построен кадр, как устроен сам процесс съёмки. Кстати, всем, кто интересуется животными, советую посмотреть фильм «Планета Земля».

— Какой факт о животных вас поразил?

— Первый — о жуках‑оленях. Они вылупляются из личинок, которая живут в трухлявых пнях. И личинки эти созревают там в течение пяти (!) лет. А сам жук‑олень — если это самец — живёт лишь один месяц. Самка — чуть подольше, два месяца.

Второй — о зимородках. Эти птицы живут в норах на отвесных склонах водоёмов. Ранней весной самец и самка образуют там пару. Но потом наступает осень, и они улетают на зимовку. Причём по отдельности, и иногда даже в разные места! Но на следующий год оба зимородка вновь возвращаются в семейное гнёздышко и продолжают сожительство до осени.

— А могли бы вы привести пример необычного поведения животных, подсмотренный из укрытия?

— Есть интересный момент с оленями. Когда они замечают человека, то, разумеется, ныряют в чащу. Но перед этим обязательно останавливаются на границе леса и поля, окидывают взглядом местность и — пропадают.

Олень. Фото: Сергей Цветков.

— Есть ли у вас какие‑то правила обращения с животными?

— Главное правило — не навреди. Его нужно прививать всем, а не только любителям дикой природы. Например, иногда мы идём по степи, обнаруживаем гнездо чибиса. Птица видит нас, пугается и улетает, а яйца, которые она высиживала, остаются.

Первая мысль, которая возникает в голове у фотографа: почему бы не подождать, пока чибис вернётся, чтобы заснять его вместе с будущим потомством? Но пока ты маячишь на горизонте, птица может побояться подлетать к гнезду, а яйца за это время остынут, и птенцы не вылупятся.

Это не значит, что птиц на гнёздах снимать нельзя. Просто нужно их подготавливать, а это отнимает много времени. Так, в первый день нужно находиться в удалении от гнезда, затем — чуть‑чуть подходить, затем — ещё чуть‑чуть. И с каждым разом птица подпускает тебя всё ближе и ближе, понимая, что ты не опасен.

— Может ли фотография дикой природы изменить отношение людей к животным?

— Мне кажется, может, но не в той степени, в которой хотелось бы. Я убеждён: если людям показывать больше природы, то они начнут лучше к ней относиться. Сейчас, даже приезжая в какой‑то глухой лес, в чащобу, до которой можно дойти только пешком, по дороге видишь разбросанный мусор. Чем больше мы будем упоминать о природе и рассказывать людям, как надо и не надо делать, тем будет лучше.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Rafael Cerqueira / Jim Cumming / Shutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Сергей Балашов
25.07.22 06:17
А чё у вас единичные фотки не масштабируются? И в масштабе. кстати, нет прокрутки стрелками клавиатуры
Pavel Gusev
25.07.22 08:50
| изменено
Хорошее интервью. Тоже увлекаюсь съёмкой животных и птиц и хобби выросло из пеших походов. Хорошо помогают знания хороших охотников, которых мало осталось. Теперь молодые охотники спрашивают, где я снимаю. Им своих мест не выдаю. Особенно интересно снимать косуль, красивое и грациозное животное. В молодом возрасте позволяют подойти близко. Но всё равно нужно держать дистанцию.
Дмитрий Петров
26.07.22 08:48
Отличная статья. Будет очень интересно узнать больше про фотосъемку животных. Спасибо.
Alex Ponomar
28.07.22 21:00
Да вроде масштабируются. А по второму – не подумали, сделаем.