4 хитрости для начинающих гитаристов, чтобы вас слушали с удовольствием

Акцентирование, игра «мёртвых» нот и другие приёмы, которые сделают вашу музыку ярче и интереснее.

Алексей Чесноков
Автор-музыкант, человек многих интересов.

Начинающие гитаристы часто сталкиваются с одной и той же проблемой — их неинтересно слушать. Во многом этому виной однообразие репертуара и скудный запас используемых приёмов игры. Расскажем, как можно сделать ваши песни интереснее с помощью несложных трюков с ритмом.

1. Играйте ровнее

Сильно «плавающий» ритм в игре новичков — явление частое. Это может загубить любые положительные стороны исполнения, поскольку мешает слушателю насладиться музыкой.

Преподаватели советуют играть под метроном, и этот метод действительно помогает выровнять игру. Однако это занятие довольно скучное, не каждый сможет заниматься этим долго.

Более увлекательный метод — игра под барабанный луп. Луп — это зацикленный музыкальный отрывок, в нашем случае кусочек партии ударных. Такие лупы можно создать самому в секвенсорах вроде Guitar Pro, FL Studio или Reaper. Можно найти готовые — например, воспользоваться приложением Loopz.

Создание барабанного лупа в секвенсоре / Скриншот программы Guitar Pro 7

Занятие всегда лучше начинать с разминки. Затем выбираем песню, которую будем «выравнивать», подбираем под неё подходящий бит, выставляем нужный темп. Поначалу лучше выбрать темп помедленнее, чтобы в процессе игры было проще привыкнуть к пульсации. Затем постепенно повышаем темп до нужного.

Попрактикуйтесь неделю, и вы заметите повышение качества игры.

2. Играйте «мёртвые» ноты

«Мёртвые» ноты звучат, когда мы бьём по заглушённым струнам. Фактически это даёт нам новый перкуссионный звук, который подчёркивает ритм и акценты. Его можно эффективно использовать при игре боем.

Пример игры «мёртвых» нот

Упражнение для практики этого несложного трюка очень простое: левой рукой заглушите все струны, а правой начните играть вниз-вверх. Параллельно отсчитывайте каждый удар до восьми. Не спешите, играйте в среднем темпе.

Когда освоите этой приём, можно усложнить упражнение. Теперь на каждый счет «раз» вы должны сыграть аккорд Am, остальные семь счетов остаются «мёртвыми» (см. картинку).

Крестики на табулатуре обозначают «мёртвые» ноты / Скриншот программы Guitar Pro 7

После освоения добавляем на счет «пять» аккорд Em. Когда и это получилось, можно подставить вместо аккордов Am и Em аккорды песни, которую вы уже исполняете.

Подставлять аккорды можно на любой из счетов, а не только на «раз» и «пять». Также можно расширить рисунок боя. Например, попробуйте так: в первой восьмёрке играйте Em на «раз» и «два», Am на «пять» и «восемь», а во второй — С на «раз» и В на «пять», «шесть» и «восемь».

Это упражнение можно усложнять до бесконечности, получая новые музыкальные пульсации. Кстати, его полезно практиковать под метроном или барабанный луп.

3. Правильно акцентируйте

Акцент долей — очень важный инструмент для создания нужной музыканту пульсации. Для слушателя же это некая точка отсчёта, не позволяющая запутаться в музыкальном потоке.

Пример игры разных акцентов

Начинающие музыканты инстинктивно акцентируют сильную долю, то есть долю на счет «пять». Но часто это происходит слабо или не происходит вообще, поэтому важно попрактиковаться делать стабильный чёткий акцент.

Для его создания необходимо ударить по струнам немного сильнее, чем на остальные доли. Акцентированная доля будет звучать ярче, чем аналогичные ей «мёртвые» ноты или звучащие аккорды. Начните практиковать акцентирование вместе с барабанным лупом, а затем и с добавленными аккордами.

Акцент не обязательно должен приходиться на счёт «пять». Попробуйте его сместить: например, сыграйте его на «раз», «четыре» и «семь», или «три» и «семь». Или вообще акцентируйте каждую чётную или нечётную восьмушку. Эти эксперименты позволят найти новые и неожиданные ритмы.

4. Помните, что вы композитор

Это важная вещь, о которой забывают даже опытные музыканты. Вы хозяин звука, который выходит из-под ваших рук. Каждое ваше решение — это художественный приём, у которого есть свои плюсы и минусы.

Например, можно взять песню «Звезда по имени Солнце» группы «Кино», и сыграть её одним боем и на одной громкости. А можно все три куплета сыграть по-разному. Первый сыграем с помощью арпеджио, который также называют перебором. Во втором добавим бой с «мёртвыми» нотами. Аккорды будем играть на счёт «раз» и «восемь». А третий куплет исполним боем с акцентом сильной доли и без «мёртвых» нот. Сыграйте таким способом, и вы почувствуете, что громкость и напряжение возрастают с каждым куплетом.

Есть несколько вариантов, что делать с накопленным к концу песни напряжением. Можно «взорвать» его, сыграв последние такты очень громко, а можно нагнетать и дальше: например, на последней строчке внезапно перейти на тихий перебор и закончить.

В этом и заключается мастерство композитора — создать напряжение и умело с ним обойтись.


Изучение этих простых приёмов не займёт много времени, но станет большим шагом к интересному звучанию. Лучший способ освоить этот материал — использовать его в песнях, которые вы уже играете. Удачной практики!

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Школа рока»
Над текстом работали: Алексей Чесноков
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Конь Сферический
29.06.20 06:37
Настоятельно рекомендую посмотреть в Википедии, кто такой "композитор". Здесь композитором почему-то называют толи аранжировщика, толи исполнителя. Да, композитор может заложить в музыке определённое развитие, а вы можете по-своему его изменить, но композитором от этого вы не становитесь. Это просто ваша интерпретация произведения другого композитора. Когда создадите свое произведение, тогда да, вы - композитор. А про чувство ритма все верно. Его нужно развивать. Без него никуда. Касается всех музыкантов, не только гитаристов.
Тимофей Бондаренко
14.09.20 03:08
Все это набор банальностей не всегда уместных и не столь простых в исполнении.Я бы совет номер 1 оформил так - приобретите хорошую гитару и не пожлобьтесь на хорошие струны, которые стоит менять почаще.А из умений - прежде всего отвязать голос от рук. Не быть в вокале рабом ритма рук. Но это очень непросто и быстро не получится...