2000–2005 годы: конец эры ню‑метала, R&B‑поп и MTV

В начале 2000‑х продолжали существовать жанры из 1990‑х. В тяжёлой музыке таким стилем был ню‑метал. Самыми яркими работами в то время можно назвать альбом Iowa группы Slipknot и Untouchables от Korn. Тем не менее ню‑метал доживал последние благополучные годы: совсем скоро эти и подобные им коллективы либо подстроились под меняющиеся предпочтения слушателей, либо пропали с радаров.

Музыкальные вкусы значительно определяли радио и ТВ, особенно канал «MTV Россия». Именно благодаря ему наши слушатели так полюбили группы Linkin Park, Evanescence, HIM и The Rasmus.

В мире был популярен поп‑панк. MTV выступал проводником музыки Blink 182, Sum 41 и ранней Аврил Лавин.

«Наше радио» под руководством Михаила Козырева определяло русский рок нового десятилетия — примерно такой же, который любители жанра слушают до сих пор. Почитателей нашло творчество «Сплин», «Би‑2» и «Короля и Шута» — в начале 2000‑х эта музыка была особенна популярна у вчерашних поклонников группы «Кино» и «Наутилуса». Одна из главных звёзд эпохи — Земфира.

Серьёзные изменения происходили в поп‑музыке: распались главные бойз‑бенды 1990‑х и пришла мода на R&B и соул. На MTV звучала Cry Me a River — её исполнял Джастин Тимберлейк, только покинувший группу ‘N Sync.

Не менее успешно смешивали традиции R&B и поп‑музыки такие исполнители, как Крэйг Дэвид, Ашер и недавно начавшая творческую карьеру Рианна. В 2003 году Бейонсе Ноулз из Destiny’s Child выпустила дебютный сольник Dangerously in Love.

Второй хит альбома после Crazy In Love Baby Boy. И тут можно проследить тенденцию: в поп‑музыке всё чаще стали встречаться черты восточной этники и реггетона — жанра, основанного на регги и популярного в Латинской Америке. Мода на этот синтез стилей сохраняется и сейчас: в жанре латиноамериканский поп пачками пишутся гимны для футбольных чемпионатов, а хиты вроде Despacito уверенно занимают верхушки чартов.

Главные отечественные поп‑звёзды того времени — скандальный дуэт t.A.T.u. На их счету набитый хитами альбом «200 по встречной», несколько популярных клипов и третье место на «Евровидении‑2003».

Хип‑хоп в 2000‑х ещё не успел стать самым прогрессивным жанром, но всё же был популярен. Главные западные рэперы для нашего слушателя — Jay‑Z и Эминем. Отечественные — Децл, «Каста», «Многоточие».

Главные альбомы

2006–2010 годы: эмо и мода на англоязычную инди‑музыку

Время последней массовой субкультуры — эмо. Её представители находили друг друга по значкам, ска‑шашечкам на одежде, бутылке слабоалкогольного напитка в руке и, самое главное, по определённой музыке в плеере.

Эта музыка не имела ничего общего с эмо предыдущих эпох (сам термин появился ещё в 1980‑х). У жанра есть множество ответвлений, но эмо‑музыка 2000‑х строилась на мелодичных распевах, чередующихся с экстремальным вокалом, и тяжёлых гитарных риффах. Начало тенденции было положено ещё в первой половине 2000‑х такими группами, как Alexisonfire, The Used и Thursday, но полностью жанр раскрутился к 2007 году, ставшему мемом.

На MTV тогда можно было услышать менее экстремальные группы, например My Chemical Romance или Fall Out Boy.

Отечественная музыка же стала уходить в народ благодаря каналу A‑One, CD‑сборникам «Море эмоций», субкультурным концертам и первому широкополосному интернету. В плейлистах эмо-кидов играли «Оригами», Amatory, Jane Air, Stigmata, «IdeЯ Fix», Marakesh и Tenkorr.

Эпоха эмо продлилась недолго: молодым людям быстро надоели тяжёлые гитары и слезливые тексты. На смену пришло инди — такое название получила более аккуратная, благополучная и танцевальная музыка. Для этого уже была подготовлена почва: вышли первые релизы Franz Ferdinand и The Killers. Их треки и стали первыми гимнами поклонников инди.

Вместе со стилем отечественные коллективы взяли и язык. Это привело к появлению отличных групп, звучащих «как будто не из России». К таким можно отнести On‑The‑Go, Tesla Boy и Pompeya.

Уильям Бивэн, более известный как Burial, выпустил в 2007‑м альбом Untrue. Этот релиз стал одним из толчков для возрождения дабстепа — жанра электронной музыки с характерными басами. Особенно популярным стал Skrillex — сольный дабстеп‑проект Сонни Мура, покинувшего эмо‑группу From First to Last.

В 2007‑м Mujuice представил альбом Cool Cool Death!, обозначивший музыканта как одну из главных фигур на отечественной электронной сцене.

Рождается витч‑хаус — мрачная электронная музыка с медленным темпом и глубокими басами. Родоначальники стиля вроде Pictureplane и Salem так и остались известны в основном интересующимся, но некоторые черты жанра перекочевали в музыку более популярных коллективов, например Crystal Castles.

Конец десятилетия в поп‑музыке проходил под знаком Леди Гага и её песен Poker Face, Paparazzi и Bad Romance. Тейлор Свифт выпустила кантри‑поп‑альбом Fearless, который до сих пор считается одним из самых успешных в её карьере. Бейонсе ворвалась на танцполы со своей Single Ladies, а Рианна — с хитом Umbrella.

Одной из ключевых фигур в хип‑хопе тогда становится Канье Уэст. Например, в своей самой эмоциональной работе 808 & Heartbreak он переосмысляет и окончательно легализует для рэперов всего мира использование автотюна — эффекта, меняющего тональность голоса.

Главные альбомы

2011–2015 годы: русский рэп в массах и новая русская волна

Пятилетие ознаменовалось смещением массового интереса от гитарной музыки к рэпу. Утвердились принципы рэпа новой школы: отказ от канонов в создании битов, использование эдлибов (например, «йак» и «эщкере»), связь подстилей жанра с модными атрибутами и нескончаемый поток фрешменов, которые предлагают свежий взгляд на музыку.

Продолжал набирать популярность и просачиваться в массовую музыку трэп — поджанр хип‑хопа, основанный на звуках драм‑машин, глубоких басах и тарелках‑хэтах. Появились различные стили электронной музыки, основанные на нём. Также влияния жанра ощутимы в поп‑музыке Леди Гага, Бейонсе и Кэти Пэрри.

Рэп начала 2010‑х в России принято ассоциировать с Oxxxymiron: в эти годы он выпустил первый полноформатник и два микстейпа, а также участвовал в первых баттлах. Своим появлением, музыкой, сопутствующими скандалами и панчами на Versus Мирон Фёдоров перевернул игру: теперь о рэпе услышали даже те, кто вообще не увлекался музыкой.

Альтернативный взгляд на хип‑хоп‑культуру показали клауд‑рэперы: A$AP Rocky представил релиз Live. Love. ASAP, а Yung Lean — свой дебютник Unknown Memory. Также вышла пара десятков альбомов Bones. На отечественной сцене появились и начали стремительно набирать популярность Pharaoh и Boulevard Depo.

Одной из главных фигур поп‑музыки эпохи стала Адель — британская певица, чей сингл Rolling in the Deep семь недель держался на первой позиции чарта Billboard Hot 100.

У Ланы Дель Рей вышел альбом Born to Die. Одноимённый сингл, а также треки Dark Paradise и Summertime Sadness стали ключевыми песнями начала 2010‑х.

Daft Punk вернулся после долгого перерыва с альбомом Random Access Memories. После его выхода французский дуэт вновь пропал с радаров, но Get Lucky стал одним из главных треков как 2013 года, так и всего десятилетия.

Также в это время начали говорить о феномене украинского попа. Иван Дорн, «Время и стекло», Луна, Quest Pistols — песни этих артистов попадали в отечественные чарты и влияли на образ всей русскоязычной поп‑музыки. Журналисты Esquire считают Почему лучшая поп‑музыка — на Украине, рейвы — в Тбилиси, а самые крутые клипы — в Казахстане , что это связано с исторической демократичностью украинских музыкальных радиостанций и медиа, а следовательно, с большим количеством исполнителей, готовых экспериментировать.

Один из главных гитарных альбомов начала 2010‑х — AM от Arctic Monkeys. Это уже не просто талантливая хулиганская инди‑музыка, а настоящий рок для стадионов — бойкий и интересный. Хитами стали треки Do I Wanna Know? и R U Mine?.

Также начало 2010‑х ознаменовалось выходом в свет героев интернета. Яркий пример — «Валентин Стрыкало». Проект начинался с напевов музыканта Юрия Каплана на веб‑камеру и публикации роликов на YouTube. Позже — полноценная группа, туры, клипы и всероссийский успех.

В независимой гитарной музыке к середине 2010‑х оформилась новая тенденция — возвращение к родному языку. Это касается многих жанров, но первыми обычно вспоминают новых адептов пост‑панка: «Буерак», Ploho, «Сруб», «Утро». Тенденция поддерживалась ещё существующим тогда медиа «Афиша‑Волна», а также пабликами «ВКонтакте»: Motherland и «Родной звук». Началась эра фестивалей местной музыки, таких как «Боль», «Ионосфера» и Moscow Music Week.

Главные альбомы

2016–2019 годы: расцвет стриминговых сервисов и музыка во всём своём многообразии

Теперь музыку почти нельзя навязать с помощью радио и ТВ. Иногда достаточно просто загрузить трек на SoundCloud или видео на YouTube. Подобный сценарий привёл к успеху поп‑певицу Clairo и рэпера XXXTentacion.

Подобные случаи есть и в музыке России и СНГ. Удачное видео, пара упоминаний в медиа — и условный «Татарин» группы «АИГЕЛ» или «Рибки» Alyona Alyona становятся хитами.

Другой пример быстро взлетевшей звезды — Монеточка с альбомом «Раскраски для взрослых».

Забывать про артистов стали ещё быстрее. Так, например, случилось с «Валентином Стрыкало». Да и альбом от ещё недавно главного рэпера страны Oxxxymiron ждут куда меньше, чем три года назад.

Главная поп‑звезда нового поколения — Билли Айлиш. Подход к звуку, мелодичные хуки и лирика, построенная на рефлексии подростка, нашли отклик в каждой точке планеты, где вообще слушают поп‑музыку.

Ориентация на западные группы и английский язык в песнях отечественных коллективов не прошла проверку временем. Некоторые всё ещё продолжают работать в таком ключе, но популярность новой русской волны, появившаяся в середине 2010‑х, — явление более очевидное. Так, например, Tesla Boy теперь исполняет треки на родном языке, а одной из самых обсуждаемых в России и востребованных на Западе местных групп становится питерская Shortparis.

Демократичный интернет задаёт тенденции и в саунд‑продюсировании. Необязательно сидеть над релизом годами и оттачивать каждый звук. Например, дебютный альбом «Пошлой Молли» посчитали бы сырым в любое время, кроме нашего, однако это не помешало ему стать успешным.

Одним из самых популярных хип‑хоп‑проектов конца 2010‑х становится группа «Грибы».

Мы живём в интересное время, в котором существуют все жанры из прошлых десятилетий. Многие из стилей меняются, выходят из моды и возвращаются. При этом обозначать тенденции становится всё труднее: нет единого рупора, говорящего о том, что принято слушать сегодня. Интернет помогает выстрелить проектам, о которых ещё вчера никто не слышал, а значит, впереди только интереснее.

Главные альбомы