«Худший человек на свете» может стать терапией для тех, кто ищет себя

Если вы соскучились по кинотеатру, эта картина — хороший вариант досуга.

24 марта в российский прокат выходит драматическая комедия Йоакима Триера «Худший человек на свете». Летом 2021 года фильм участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля, где его высоко оценили критики. А исполнительница главной роли Ренате Реинсве даже взяла приз за лучшую женскую роль. Сейчас картина номинирована на «Оскар» в двух категориях: «лучший оригинальный сценарий» и «лучший международный фильм».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В обычных условиях «Худшего человека на свете» в России заметили бы только поклонники авторского кино. Однако теперь в почти опустевшей сетке премьер именно эта лента не только погрузит зрителя в необычный сюжет, но и станет неплохой терапией. Ведь картина посвящена поколению неуверенных в себе людей, которые к тридцати годам так и не нашли своё место в жизни.

«Худший человек на свете» рассказывает о жизни без достижений

Молодая жительница Осло по имени Юлия (Ренате Реинсве) бросает университет ради карьеры фотографа и подрабатывает в книжном магазине. На одной из вечеринок она встречает автора комиксов Акселя (Андерс Даниелсен Лье). Тот старше девушки больше чем на десять лет и сразу предупреждает, что их отношения обречены. Однако у пары завязывается роман. Кажется, что Юлия и Аксель отлично понимают друг друга, но всё же недовольство девушки постепенно растёт. И однажды она встречает Эйвинда (Херберт Нордрам).

Пожалуй, единственная проблема этого фильма в том, что его синопсис трудно описать привлекательно. По краткому содержанию «Худший человек на свете» покажется мелодрамой, посвящённой не самой интересной героине.

В этом есть доля истины: Триер в образе Юлии рисует усреднённый портрет тридцатилетнего европейца, не пытаясь превратить персонажа в диснеевскую Золушку. Зато здесь мелькает другая ассоциация с мультиками: героиня определяет себя (то есть своё поколение) как «Бэмби на льду». И термина точнее, кажется, не подобрать.

Кадр из фильма «Худший человек на свете»

Именно на этом и строится основная драма «Худшего человека на свете». Вроде бы за весь фильм Юлия не столкнётся ни с одной по‑настоящему серьёзной проблемой. Разве что в финале, да и то трагедия случится не с ней. Героиня всегда делает что хочет. И мама её поддерживает, когда девушка решает сменить профиль обучения с хирургии на психиатрию, и даже спокойно реагирует на её планы стать фотографом. Юлия не страдает от нехватки средств к существованию и не попадает ни в одну опасную ситуацию.

Про таких людей часто говорят «проблемы первого мира» (если не «с жиру бесится»). Но именно «Худший человек на свете» честно и трогательно оправдывает и Юлию, и всех, кто чувствует себя так же. Кажется, что у героини неограниченные возможности. Но на самом‑то деле выбора толком нет. Она попросту не знает, куда двигаться, и хватается за всё подряд, пытаясь осознать себя через близких.

Кадр из фильма «Худший человек на свете»

Здесь стоит вспомнить персонажа фильма «Тик‑так… БУМ!», который истерически боялся тридцатилетия и говорил, что обязан прославиться раньше. Юлия переходит через этот рубеж почти незаметно, считая, что уже упустила все возможности. Она — худший человек на свете. Но не потому, что сделала что‑то плохое. А потому, что не добилась вообще ничего, просто жила. И более точно описать трагедию нынешних тридцатилетних невозможно, ведь все вокруг чего‑то достигают или хотя бы стремятся к этому. Особенно в кино.

В реалистичной картине есть место волшебству

Хоть Йоаким Триер и связан с Ларсом фон Триером очень дальним родством, в отдельные моменты хочется провести аналогии между их работами. Оба режиссёра ставят своей задачей показать жизнь без прикрас. Вот только старший и более популярный выбрал своими орудиями шок и провокацию. А Йоаким обратился к романтизации будней.

Кадр из фильма «Худший человек на свете»

Фильмы, в которых главный акцент делают на красоте и естественности обычной болтовни и рутины, неофициально называют «мамблкор». Этот жанр давно уже прославили такие авторы, как Ноа Баумбак и Грета Гервиг. Хотя сам стиль появился значительно раньше термина: вспомнить хотя бы работы Трюффо и Годара.

«Худший человек на свете» регулярно вызывает ассоциации с «Милой Фрэнсис» упомянутого Баумбака (с Гервиг в главной роли), обе героини даже в какой‑то момент срываются бежать по улице, а Херберт Нордрам кому‑то покажется европейской версией Адама Драйвера.

Кадр из фильма «Худший человек на свете»

Как и коллеги, Триер превращает совершенно будничные истории в удивительное и почти чудесное путешествие. И речь не только о магической сцене, когда время для героини замирает. Волшебство здесь и в первой встрече Юлии и Эйвинда — странной болтовне с незнакомцем на чужой свадьбе. И даже в наркотическом трипе или побочном сюжете про второстепенного персонажа, открывшего для себя новый путь после столкновения с оленем.

Удивительным образом, рассказывая вполне будничную историю, Йоаким Триер заставляет почувствовать себя в сказке. Очень тёплой и трогательной, несмотря на то, что посвящена она холодной Норвегии.

Автор говорит на актуальные темы

Во многих фильмах о молодёжи есть одна проблема: их снимают люди другого возраста. Из‑за этого иногда возникают неудобные моменты: авторы говорят о том, чего сами не понимают и не чувствуют.

Кадр из фильма «Худший человек на свете»

Но «Худший человек на свете» от почти 50‑летнего автора и здесь умудряется обойти все преграды. Для начала режиссёр, хоть и снимает кино о молодой героине, даёт высказаться и другим поколениям. Здесь хороши сцены и с матерью Юлии, и с её крайне неприятным отцом, которого хочется то ненавидеть, то жалеть. Но важнее, что устами Акселя автор, похоже, говорит уже от своего лица. И здесь ему идеально точно удаётся сформулировать неприятие людьми за сорок цифровой эпохи: «Я вырос во времена, когда культура передавалась через предметы».

Но при этом режиссёр легко и умело рассказывает о современном мире. Например, смело и даже провокационно говорит об эпохе #MeToo и феминизме, который ограничивает женщин в их желаниях. И даже шутит на тему знакомств во времена, когда уже не нужно обмениваться телефонами: имени и фамилии достаточно, чтобы найти человека в интернете. И подписка на бывшую девушку в соцсетях может оказаться поводом для семейных споров.

Злонамеренно или нет, Триер делит сюжет на мелкие главы, словно намекая, что современный зритель уже плохо воспринимает целостное повествование: нужны абзацы, подзаголовки, яркие цитаты и клиповый монтаж, иначе станет скучно. Да и без масок на съёмках никуда, коронавирусные ограничения ещё действуют. И всё это происходит не нарочито, а очень естественно.

Кадр из фильма «Худший человек на свете»

«Худший человек на свете» трудно укладывается в определение конкретного жанра. Это вроде бы драма, но в ней много забавных сцен. Это романтическая комедия, но всё же ощущение потерянности и тоски не даёт воспринимать фильм как исключительно лёгкий жанр.

Остаётся лишь сказать, что это кино о красоте и трагедии обычной жизни. И взгляд со стороны на совершенно настоящую и будто знакомую Юлию кому‑то поможет более здраво оценить и проработать свои переживания. Или просто получить удовольствие от приятных героев и красивого путешествия по Осло.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Худший человек на свете»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Jane Rebel
23.03.22 19:56
Спасибо, это интересно. И как никогда актуально, надо будет посмотреть
Алексей Хромов
23.03.22 22:44
Всё так. Очень советую
Августина
04.01.23 16:33
Классный фильм, будто обо мне, только зовут меня по-другому и живу я в другом городе. Безумно красивая актриса, и да, я тоже увидела сходство с Адамом Драйвером у актера. Даже задумалась, не родня ли они) Влюбилась в Осло, такие красивые пейзажи, люблю холмистые города. И сама история напомнила, что я такая не одна, неопределившаяся. И как-то успокоила, и даже дала надежду.