Не просто «зебра» и «зелёный свет»: 3 языка дороги, которым нужно научить ребёнка

1. Знаки дорожного движения
Знать все-все обозначения ребёнку не обязательно: расскажите только о самых важных для него символах и объясните, как они помогут ориентироваться в дорожной среде. Начните со знака пешеходного перехода — именно он поможет найти место, где пересекать дорогу разрешено. Покажите все варианты: обычный, в жёлтой рамке, подземный и надземный.
И отдельно акцентируйте внимание на треугольном знаке в красной рамке: он нужен водителям и сигнализирует, что пешеходный переход будет впереди, нужно снизить скорость. Объясните, что выходить на дорогу в зоне такого предупреждения нельзя.
Даже если переход обозначен знаком, это не гарантирует полной безопасности. Ещё раз напомните ребёнку, что перед началом движения нужно убедиться, что машины остановились, а пересекая дорогу — не бежать и постоянно контролировать ситуацию вокруг.
Расскажите и о знаках, которые показывают, где ходить совсем нельзя. Первый — «Движение пешеходов запрещено»: он устанавливается в местах с ограниченной видимостью, рядом с опасными участками или там, где ездит много грузового транспорта. Второй — временное обозначение «Дорожные работы». Такой обычно сопровождается ограждением территории: объясните ребёнку, что нельзя перебираться через него или обходить по проезжей части. Нужно найти другой безопасный маршрут.
Знак, который порой вызывает сложности, — «Дети». Он может считываться ребёнком как разрешение к переходу, но на деле лишь показывает, что рядом школа или другое место, где бывает много детей. Расскажите, что на этом участке водители должны быть особенно внимательны, но и пешеходам важно не терять бдительность и соблюдать все правила дорожного движения.

Если ребёнок ездит на общественном транспорте самостоятельно, познакомьте его со знаками остановок. Он должен понимать, где безопасно ждать автобус и троллейбус, а где — трамвай. Отметьте и правила поведения после прибытия на остановку: торопиться и обходить стоящий транспорт не стоит, лучше дождаться, когда он отъедет, и уже после идти к пешеходному переходу.
Детям, которые иногда перемещаются на велосипеде или самокате, важно знать и о знаке «Въезд запрещён»: чтобы преодолеть такой участок, нужно слезть с транспорта и вести его рядом. Объясните, что нельзя кататься и там, где висит знак «Пешеходная дорожка» — по таким участкам можно только ходить, причём лучше передвигаться по правой стороне, чтобы не мешать другим людям. И отдельно проговорите, что с велосипеда или самоката нужно всегда слезать перед пешеходным переходом.
Одна из задач национального проекта «Инфраструктура для жизни» — повышение безопасности на дорогах. Для этого помимо обновления дорожного полотна комплексно модернизируют инфраструктуру. В этом году по всей стране на дорогах устанавливают почти 219 км линий уличного освещения и свыше 700 светофоров, более 700 км барьерных и 123 км пешеходных ограждений, свыше 485 км тротуаров и 14,5 км пешеходных дорожек, а также около 700 искусственных неровностей.
2. Светофоры

Начните с главного: объясните, что светофоры бывают двух видов — транспортные и пешеходные. Ребёнку важно понимать разницу. Первый регулирует движение автомобилей и другого транспорта, поэтому ориентироваться по нему пешеходу не нужно. А вот второй уже точно показывает, когда пересекать дорогу разрешено, а когда необходимо подождать.
Лучше не останавливаться на словах и картинках. Прогуляйтесь вместе по знакомому маршруту и покажите, где установлен каждый тип светофора и как меняются сигналы, прямо в жизни.
Важно: расскажите ребёнку, что зелёный свет хоть и разрешение на переход, но не гарантия полной безопасности. Перед тем как сделать шаг на проезжую часть, стоит убедиться, что водители остановились и видят пешехода. А если зелёный светофор уже мигает, то спешить не нужно — времени на безопасный переход не хватит. Лучше дождаться, когда пройдёт ещё один цикл и разрешающий сигнал загорится снова.
Обсудите и редкую, но важную ситуацию: если пешеходный светофор сломан. Объясните, что дорогу в этом случае пересекают по правилам нерегулируемого пешеходного перехода. В такой ситуации нужно проявить особую осторожность — действовать внимательно, убедившись, что транспорт уступает. Расскажите ребёнку об алгоритме «Стой — смотри — слушай — думай — иди»: он поможет не запутаться при пересечении как регулируемого, так и нерегулируемого перехода.
3. Дорожная разметка

Главный элемент разметки, который должен знать каждый ребёнок, — это зебра, которая обозначает пешеходный переход. По ней можно пересечь дорогу, даже если рядом нет пешеходного светофора. Покажите разные варианты: просто белые или жёлтые полосы, сочетание белых и жёлтых полос, с направляющими стрелками в начале. Объясните, что все они имеют одинаковое значение.
Пройдите вместе несколько зебр, чтобы показать, как правильно себя вести: не выбегать, проверять, что машины останавливаются, смотреть по сторонам, держаться ближе к центру перехода, идти спокойно.
Также расскажите про разметку остановок общественного транспорта: знать их полезно на случай, когда потребуется воспользоваться автобусом, троллейбусом или трамваем. А если на маршруте ребёнка есть велодорожка, например в парке, обратите внимание и на её обозначение — обычно это пиктограмма на асфальте, а поблизости есть соответствующий дорожный знак.

Объясните, что ходить по такой выделенной полосе не стоит, даже если так делают другие пешеходы. Пересекать её нужно так же аккуратно, как проезжую часть: убедившись, что транспорта рядом нет, и глядя по сторонам. Велосипедисты движутся быстро и могут не успеть остановиться, если ребёнок резко выбежит перед ними.
Для безопасного движения важно не только наличие знаков, светофоров и других элементов на дорогах, но и соблюдение правил дорожного движения. Национальный проект «Инфраструктура для жизни» работает над формированием культуры безопасного поведения на дорогах, в том числе при помощи профилактических мероприятий. Так, в этом году при его поддержке прошла Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги», которая помогает освоить и закрепить навыки безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. В ней приняли участие свыше 6,3 миллиона школьников 1–9‑х классов со всей страны.











