Вечный «ответ Западу»! За что чаще всего ругают российские фильмы и заслуженно ли это: колонка Алексея Хромова

27 августа отмечается День российского кино. Разбираемся, правда ли с ним всё так плохо.

2

Когда-то наша страна была в числе передовых в плане развития кинематографа. До сих пор многие режиссёры со всего мира признаются в любви к Эйзенштейну и Тарковскому. Однако в XXI веке, а особенно в последние лет десять, часть зрителей начала утверждать, что буквально всё российское кино испортилось, и его невозможно смотреть.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Лично для себя я выбрал нейтральное отношение к отечественным фильмам. Я не буду их хвалить только из-за того, что они — «наши». Но точно так же я не хочу обобщать и говорить: «Российское — значит плохое». Да и что за зверь это такой — «отечественное кино»? Тарковский снял «Ностальгию» в Италии, а седьмую «Полицейскую академию» поставили в Москве. Так какой из этих фильмов «наш»?

Отчасти это шутки. Но мне хотелось бы поразмышлять на тему популярных претензий к отечественным фильмам и разобраться, какие из них правдивы, а какие — скорее домыслы хейтеров. 

У нас нет ничего своего — только вечный «ответ Западу»

За такие лозунги иногда и правда испытываешь испанский стыд. Трудно сказать, что из этого выглядело глупее: «Защитники» Сарика Андреасяна, в которых на коленке попытались сделать копии дорогих кинокомиксов, или «„Форсаж“ на танках», как рекламировали военную картину «Т-34». 

Кадр из фильма «Защитники»

В первом случае хотя бы всё понятно: это кривая калька с популярной темы, созданная, чтобы собрать кассу на хайпе. А вот второй — нелепая попытка привязать один жанр к другому ради рекламы.

Если попытаться немного оправдать авторов (просто чтобы разобрать разные стороны вопроса), то в США и других странах тоже нередко занимаются подделкой популярного кино. Достаточно погуглить «Мстители: Гримм», «Трансморферы» и прочие «шедевры» студии Asylum. А уж история, что «Бойцовский клуб» рекламировали во время матчей по рестлингу, и вовсе лучший пример неправильного пиара. 

Но понятно, что косяки других стран не оправдывают проблемы российского кинематографа. Важнее другое: далеко не все отечественные фильмы, даже жанровые и массовые, выглядят и продвигаются как «наш ответ». Есть хотя бы «Майор Гром». Да, об этой франшизе можно спорить. Но это российский фильм по российскому комиксу и выглядит вполне достойно.

Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной доктор»

Есть триллер «Казнь» про поиски маньяка или «Кентавр» с Юрой Борисовым. Есть «Красный призрак» — совершенно нетипичный фильм про Великую Отечественную войну. В конце концов, есть новая версия «Мастера и Маргариты» — необычное переосмысление классического сюжета, да ещё и поставленное с голливудским размахом. Так что своего продукта у нас тоже хватает. 

Российские фильмы очень депрессивные

Отечественное кино — вечная хтонь и обречённость. Это отчасти так, хотя я люблю депрессивное кино. «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова теперь один из моих любимых новогодних фильмов, да и вообще фильмов последних лет. Хотя, признаюсь, даже мне было неуютно от «Аритмии» с Ириной Горбачёвой и «Света» с Еленой Яковлевой. А «Левиафан» Звягинцева и вовсе загоняет в глубокую тоску.

Кадр из фильма «Петровы в гриппе»

Действительно, так получилось, что в стране больше обсуждают и награждают мрачное кино о тяжёлой жизни. Возможно, людям проще увидеть себя в каком-нибудь «Дураке», чем в сериале «Беспринципные». 

Но комедии у нас тоже снимают. Да, часть из них с примесью драмы, как «Игра в правду» Виктора Шамирова или недавний «Тополиный пух» с Антоном Лапенко. Первый, кстати, регулярно выдавал отличные работы, смешные и немного грустные. Но, увы, многие теперь обсуждают его только из-за единственного провала — фильма «Непосредственно Каха». Лучше посмотрите его «Дикарей» — это один из лучших летних фильмов.

Ещё вспоминается «Я худею», который я начинал смотреть с самыми негативными ожиданиями, а в итоге увидел отличную историю. 

Кадр из фильма «Тополиный пух»

Да и не только комедии. Можно сколько угодно придираться к сюжету «Притяжения» Бондарчука, но именно как красивая фантастическая картинка это отличное кино, которое выглядит намного дороже своего бюджета. «Хардкор» Ильи Найшуллера — крутой боевик, да ещё и с необычным концептом: весь фильм показывают от первого лица.

Да тот же «Майор Гром», неплохо играющий с приёмами из комиксов. Понятно, что жанровое кино отстаёт по качеству от голливудского, но есть множество вполне достойных примеров – нужно просто выбрать. И вот с необходимостью выбора и связана следующая претензия.

В России снимают слишком много плохого кино

Большую часть отечественного кино невозможно смотреть: оно либо очень плохо снято, либо просто скучное. Найти среди всего многообразия что-то достойное практически невозможно, так что лучше и не пытаться. Такую претензию тоже можно часто услышать от недовольных.

Кадр из фильма «Беременный»

И знаете что… Я соглашусь. Действительно, немалая часть российского кино, мягко говоря, посредственная. Но, как ни странно, это нормально. В любом искусстве большая часть продукта оказывается бездарной: не только в кино, но и в музыке, литературе, живописи. Дело в том, что до широкого зрителя доходят преимущественно только самые хорошие фильмы из других времён или стран, поэтому они и кажутся лучше.

Сколько американских фильмов вы посмотрели за 2023 год? 10, 30, 50? А французских? Сколько из них вам понравилось? Тем временем в США за 2023 год выпустили в кинотеатрах около 500 картин. И это не считая стримингов и сериалов! Во Франции — 300. Просто конкретно до вас добрались те, которые прошли хотя бы минимальный отбор через прокатчиков, отзывы в интернете или хотя бы пиратов. Да ещё и не все понравились.

Из-за этого же, кстати, и старые фильмы кажутся лучше. Подумать только, в 1994-м вышло «Криминальное чтиво», «Форрест Гамп», «Побег из Шоушенка», «Леон» и «Король лев». Великий год, конечно. Но тогда же появились «Патрульная машина 54», «Домашняя вечеринка — 3», «Как справиться с отцом», «Bыcшая лига — 2», «Армейские приключения» и ещё сотня плохих фильмов. Кто-нибудь вообще их помнит?

Кадр из фильма «Упражнения в прекрасном»

То же самое с советским кино: все любят старые комедии, но сколько из них вы помните? Пару десятков. И это за 70 лет. Остальные просто забылись.

Да, в 2011 году на нас свалились «Беременный» и «Служебный роман: Наше время». Но уже сейчас, когда вспоминаешь этот год, в голову приходят «Упражнения в прекрасном», «Generation П», «Жить» Сигарева и «Шапито-шоу». И кстати, все они не выглядят «нашим ответом» хоть кому-то.

Актёры говорят невнятно, а диалоги нереалистичны

Две эти претензии можно объединить в один пункт для краткости. Потому что отчасти их корни кроются в одном. О том, что в российском кино невнятная речь, массово заговорили после выхода фильма Данилы Козловского «Чернобыль» — там действительно какая-то проблема со сведением звука, и текст часто не разобрать.

Кадр из фильма «Чернобыль»

Но на самом деле эта тенденция сейчас преследует и мировой кинематограф — тут я не берусь сказать, плохо это или хорошо. Я неоднократно натыкался в разных соцсетях на претензии от американских и британских зрителей, что им приходится смотреть сериалы на родном языке с субтитрами, потому что речь актёров невнятная.

И действительно, если сравнить старое кино (хоть советское, хоть западное) и современное, то от поставленной театральной речи по большей части перешли к обычному разговору — не всегда понятному. 

С одной стороны, это добавляет естественности — в жизни люди не говорят громко и чётко, с другой — их сложнее понимать. В нашем случае есть ещё одно искажение: иностранные фильмы многие смотрят в дубляже, а он всегда громче и чётче. Попробуйте послушать оригинальные голоса Сталлоне в «Рокки» или Джонни Деппа в «Джонни Д.» — там вообще ничего не разобрать.

А иногда актёры дубляжа и вовсе вытягивают плохую игру оригинального исполнителя. Самый известный пример — Хайден Кристенсен в «Звёздных войнах», который в оригинале дико преувеличивал эмоции.

Так что да, стоит признать, актёры иногда бубнят, и хочется включить к русскому кино субтитры. С другой стороны, вряд ли кто-то сейчас одобрит преувеличенно театральную игру в духе какой-нибудь «Летучей мыши» или «Гусарской баллады» — хочется слышать живую речь.

И, кстати, по поводу написания диалогов. От них тоже иногда стыдно: герои просто сообщают информацию и ждут, пока собеседник закончит свою реплику, чтобы начать говорить. В общем, возникает ощущение, что на экране роботы зачитывают текст.

Но, к счастью, есть и другие фильмы, в которых люди говорят так же, как и в жизни. Например, всё тот же «Тополиный пух». Вот где действительно настоящие эмоции, оговорки, паузы: одно только «Я здесь больше не могу» чего стоит. Или «Аритмия» и «Свет». Но это опять всё авторское и отчасти мрачное кино.

Давайте тогда возьмём новую версию «Мастера и Маргариты» — как там играют реальные супруги Цыганов и Снигирь. В одной только фразе Мастера «Ну это главное», которую он адресует своей возлюбленной, больше жизни и эмоций, чем во всём фильме «Падение Луны» Роланда Эммериха.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Глупо скрывать, что проблем у российского кино более чем достаточно. К сожалению, всё ещё процветает кумовство. Это касается не только талантливых Никиты Ефремова и Ивана Янковского, но и всей компании братьев Андреасян, выдающих по десятку посредственных фильмов в год. Есть много заказных или просто бездарных работ.

Но очень не хочется, чтобы из-за этого хоронили весь отечественный кинематограф, в котором ещё очень много хороших режиссёров, актёров и фильмов. Просто нужно чуть более осторожно их выбирать и внимательно следить за понравившимися авторами. Хотя так стоит делать не только с российским кино. И тогда окажется, что есть довольно много любопытных картин, на которые стоит обратить внимание.

А что думаете о российском кинематографе вы? Поделитесь своими любимыми фильмами.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Петровы в гриппе»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
S G
4 часа назад
постоянный распил денег сойдет за причину?
BVGf
4 часа назад
| изменено
Как пример классного и атмосферного кино в голову сразу приходит "Последний богатырь", после первой части я загорелся желанием вторую посмотреть в кинотеатре, и даже сходил на скатившуюся третью часть. О просмотре каких фильмов еще не пожалел, навскидку: Майор Гром(оказался разрывом шаблона), Курьер из Рая 2013 года и... всё?... ну может пара тройка новогодних фильмов для поддержания атмосферы. Остальное это либо гольная чернуха, мат и разврат, либо неприкрытая пропаганда, либо "наш ответ западу", либо "можемповторимство" на подобии переснятых "иронии судьбы" или "джентельменов удачи". Иногда всё это сочетается в одном фильме. Когда я только собирался писать этот коммент, я думал что напишу только про то, что достаточно всего лишь проводить такой же дубляж для русских фильмов как для иностранных. Ну вот есть же хорошие студии, которые классно снимают. Но попытавшись вспомнить подходящие хорошие фильмы, я вспомнил столько трэшового д**ьма, вызвавшего отвращение от просмотра и иногда даже его рекламы, что кажется российское кино только время исправит. И, кажется, придётся очень долго ждать.