8 заблуждений о Древнем Риме, в которые мы верим совершенно зря

Нерон не поджигал Рим, а гладиаторы умирали вовсе не так часто, как в фильме Ридли Скотта.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

1. Римляне ходили в тогах

Римские женщины в набедренных повязках. Такую одежду надевали не для купания, а для занятий спортом. Римская мозаика из Сицилии, 4-й век н. э. Фото: Le Musée absolu / Wikimedia Commons

В традиционном представлении римлянин — это завёрнутый в белую тогу человек, гордо смотрящий на нас с иллюстрации учебника или с большого экрана. Но на самом деле, как пишет в книге «Римская одежда и мода» британский археолог Александра Крум, тога была основным предметом одежды «небольшого числа людей в короткий промежуток времени на ограниченной территории империи».

В действительности тогу из шерсти имели право носить только граждане Рима. Отправленный в ссылку римлянин терял это право, а иностранцу вообще ношение тоги было запрещено.

Для того чтобы надевать тогу и поддерживать в надлежащем виде, нужен был обученный раб (или даже несколько рабов). Поэтому носить тогу каждый день могли только богатые граждане. Уже во времена поздней республики — ранней империи, как мы можем узнать из строк Марциала (40–104 год н. э.), тогу надевали лишь в праздничные дни и по официальным случаям.

Как надеть тогу. Иллюстрация: LadyofHats / Wikimedia Commons

В повседневной же жизни римляне предпочитали простую и удобную одежду. Например, тунику — рубашку в виде мешка с отверстиями для головы, рук и туловища, тянувшуюся до бёдер (тогу обычно надевали поверх неё), а также мантию или плащ. Женщины носили столу — разновидность туники, широкую, более длинную, со складками и подвязанную поясом.

2. В Римской империи было очень много рабов, и они жили очень плохо

Когда говорят о римских рабах, мы представляем прежде всего закованных в цепи невольников, пристёгнутых к вёслам римских боевых кораблей. Вот только в римской армии и флоте могли служить только свободные люди. Поэтому даже рабы, взятые на флот, получали освобождение.

Рабы выполняли не только тяжёлую и грязную работу: они были ремесленниками и крестьянами, бухгалтерами и врачами, домашними слугами и учителями. При этом рабы могли служить не только конкретному гражданину Рима, но и всему государству.

Рабыни прислуживают римлянке. Мозаика. Фото: Musée National de Carthage / Fabien Dany / Wikimedia Commons

Раб, согласно римским представлениям, не имел личности, имени и даже предков, а потому и гражданского статуса. Его можно было продавать (в том числе на гладиаторские арены и в бордели), заковывать в цепи и пытать. Но при этом внешне рабы ничем не отличались от обычных граждан. Одевались они так же, а изначально введённые для них ошейники с именами хозяев были быстро отменены. Раб мог получить свободу и даже римское гражданство. Он мог владеть имуществом, предоставленным ему хозяином, и вести бизнес.

Конечно, такое положение не назовёшь завидным, но и на участь невольников из фильмов это мало похоже.

Кроме того, по мере роста империи с жестокостью в отношении рабов стали бороться на законодательном уровне. Император Клавдий освободил рабов, за которыми хозяева не ухаживали во время болезни. Позднее было запрещено травить невольников дикими зверями на гладиаторских аренах. А император Адриан запретил самовольное убийство рабов и заключение их в тюрьмы, а также продажу для проституции и гладиаторских боёв.

Несмотря на восстания (пик которых пришёлся на расцвет рабства в II–I веках до н. э.), рабы не играли большой роли в социальных конфликтах Рима. В армии того же Спартака воевали и свободные рабочие. Даже во II–I веках до н. э., когда рабов было больше всего, они составляли только 35–40% населения римской Италии. Если же брать всю империю, простиравшуюся от Британских островов до Египта, то из 50–60 миллионов человек, её населявших, только около пяти миллионов (8–10%) были рабами.

3. Император Калигула сделал консулом своего коня

Это знаменитый сюжет, который часто приводят в качестве примера распущенности и вседозволенности римских владык: будто бы император Калигула сделал одним из сенаторов своего коня Инцитата. Вот только в реальности этого не было.

Мраморная статуя Калигулы и её раскрашенная копия. Фото: Diagram Lajard / Wikimedia Commons

Своё начало этот миф берёт из «Римской истории» Диона Кассия — он жил полтора века спустя после правления Калигулы и не очень тому симпатизировал. Но Кассий говорит только о намерении, а не о реальном действии:

Дион Кассий

«Римская история», книга LIX.

А одного из своих скакунов, которого он называл Инцитатом, Гай приглашал на обед, во время которого предлагал ему золотые ячменные зёрна и пил за его здоровье из золотых кубков. Он также клялся жизнью и судьбой этого коня, а кроме того, даже обещал назначить его консулом. И он, без сомнения, сделал бы это, если бы прожил подольше.

Помимо этого Гай сам состоял в коллегии жрецов своего собственного культа и назначил одним из своих сотоварищей собственного коня; и ежедневно ему приносились в жертву птицы изысканных и дорогих пород.

Впрочем, современные исследования ставят под вопрос даже намерение Калигулы сделать коня сенатором. В 2014 году английский исследователь Фрэнк Вудс проанализировал этот сюжет в статье, вышедшей в журнале Оксфордского университета. Он пришёл к выводу, что шутку Калигулы, основанную на игре слов, вырвали из контекста. Другая точка зрения гласит, что такими выходками Калигула хотел высмеять страсть сенаторов к богатству, а также устрашить их.

4. Смерть гладиаторов на арене — любимое зрелище римлян

Раненый гладиатор падает на песок. Второй воин заносит над ним меч и смотрит на трибуны Колизея. Ревущая толпа опускает большие пальцы вниз. Брызжет кровь. Такую картину нам рисуют фильмы о Древнем Риме. Вот только было всё не совсем так.

Pollice Verso («Пальцы вниз»), 1872 год. Картина Жана Леона Жерома / Phoenix Art Museum / Wikimedia Commons

Начнём с того, что любимым зрелищем римлян были всё-таки не гладиаторские бои, а скачки. Если Колизей вмещал «всего» 50 тысяч зрителей, то на ипподром Большого цирка (Circus Maximus), по современным подсчётам, могли прийти около 150 тысяч римлян.

О том, насколько жители Вечного города любили гонки на колесницах, говорит и тот факт, что римский возница Гай Аппулей Диокл считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории. За всю жизнь он заработал почти 36 миллионов сестерциев, что примерно равно 2,6 тонны золота. Профессор Университета Пенсильвании Питер Страк считает, что в наше время Аппулей Диокл мог бы обладать состоянием в 15 миллиардов долларов.

Гай Аппулей Диокл. Фото: Zemanta / Wikimedia Commons

Нужно также сказать, что чаще всего на арене убивали не людей, а животных, в том числе и экзотических: львов, пантер, леопардов, рысей, слонов, носорогов и других. Крупные сражения гладиаторов вроде навмахии могли устроить только императоры.

Вероятность же того, что гладиатор погибнет в бою, была примерно 1 к 10. Бойцов специально покупали и тренировали для поединков, а некоторые из них и вовсе были свободными людьми. Гладиаторы носили хорошую броню, а в случае ранения на арене чаще всего им предоставлялась пощада.

Гладиаторы. Римская мозаика. Фото: Wikimedia Commons

Также нужно сказать, что мы не совсем правильно представляем себе жесты, которые использовались на аренах. Единого мнения насчёт того, что означал вытянутый большой палец — смерть или жизнь, нет. Точно известно, что не толпа решала судьбу раненого — это делал император или, в его отсутствие, организатор игр. Скорее всего, пощаду означал сжатый кулак, символизировавший меч, спрятанный в ножны. А вот большой палец, независимо от положения, видимо, означал смертный приговор.

5. Нерон поджёг Рим

«Нерон смотрит на горящий Рим», около 1861 года. Картина Карла Теодора фон Пилоти / Wikimedia Commons

Один из самых знаменитых мифов римской истории — о том, что Великий римский пожар 64 года н. э. произошёл по вине императора Нерона (37–68 годы н. э.), — уходит корнями к самим римским историкам. Впервые об этом написал Светоний (70–122 год н. э.), отзывавшийся о Нероне так же нелестно, как и о его предшественнике Калигуле.

Гай Светоний Транквил

«Жизнь двенадцати цезарей», книга шестая, «Нерон».

Но и к народу, и к самым стенам отечества он не ведал жалости. Когда кто-то сказал в разговоре: «Когда умру, пускай земля огнём горит!»; «Нет, — прервал его Нерон, — Пока живу!». И этого он достиг. Словно ему претили безобразные старые дома и узкие кривые переулки, он поджёг Рим настолько открыто, что многие консуляры ловили у себя во дворах его слуг с факелами и паклей, но не осмеливались их трогать; а житницы, стоявшие поблизости от Золотого дворца и, по мнению Нерона, отнимавшие у него слишком много места, были как будто сначала разрушены военными машинами, а потом подожжены, потому что стены их были из камня.

«Пожар в Риме, 18 июля 64 года н. э.», 1785 год. Картина Хьюберта Роберта / Wikimedia Commons

Но Светоний жил спустя век после пожара, а Тацит (середина 50-х — 120 год н. э.), который застал эти события в детстве, пишет иное:

Публий Корнеллий Тацит

«Анналы», книга XV.

Вслед за тем разразилось ужасное бедствие, случайное или подстроенное умыслом принцепса — не установлено (и то и другое мнение имеет опору в источниках), но, во всяком случае, самое страшное и беспощадное изо всех, какие довелось претерпеть этому городу от неистовства пламени.

Идя навстречу изгнанному пожаром и оставшемуся без крова народу, он открыл для него Марсово поле, все связанные с именем Агриппы сооружения, а также свои собственные сады и, кроме того, спешно возвёл строения, чтобы разместить в них толпы обездоленных погорельцев. Из Остии и ближних муниципиев было доставлено продовольствие, и цена на зерно снижена до трёх сестерциев.

Историки склонны соглашаться с Тацитом. Рим тогда был крайне перенаселён, и в нём было много легковоспламеняющихся построек. Прямых доказательств того, что пожар устроил Нерон (которого на тот момент вообще не было в Риме), нет. С одной стороны, узнав о пожаре, он помогал погорельцам и разработал новый план строительства, чтобы не допустить таких пожаров в будущем. С другой — на пепелище Нерон в скором времени начал постройку огромного дворцового комплекса, который даже в незавершённом виде поражал видавших виды современников.

6. Жители Древнего Рима погрязли в оргиях и пирах

Традиционно принято изображать жизнь римских богачей как праздную, наполненную пирами и невиданным обжорством. Но всё было не совсем так.

Сцена застолья. Фреска в Помпеях. Фото: WolfgangRieger / Wikimedia Commons

Римское общество было чрезвычайно консервативным и традиционным. Большую важность для римлянина играло mos maiorum — «обычай предков», а одной из римских добродетелей была скромность.

Так как содержание алкоголя в вине (основном напитке того времени) было высоким, его разбавляли водой перед употреблением. Пить вино неразбавленным и в чрезмерных количествах считалось привычкой варваров и провинциалов.

Римские ложки. Фото: Linda Spashett / Roman Museum in Butchery Lane / Wikimedia Commons

Также римляне мыли руки перед едой и пользовались салфетками. Ели полулёжа, в основном руками. Кости и другие непищевые отходы бросали на пол — их потом выметали рабы. Пища была довольно скромной: основу рациона зажиточных людей составляли овощи, ягоды, дичь, крупы и домашняя птица. Во время пира гости могли развлекаться азартными играми.

Однако умеренность в еде постепенно пропала во времена поздней республики. На столах у зажиточных римлян появляются такие деликатесы, как павлины и фламинго. Тогда же нравы стали более грубыми, а обжорство и пьянство превратились в норму. Впрочем, это относится только к узкой прослойке самых богатых членов римского общества.

В вопросе об оргиях всё тоже не так однозначно. Античная этика иначе смотрела на сексуальность и её проявления. Например, изображение фаллоса не считалось нескромным, так как он был символом плодородия и занимал важное место в культах богов земледелия.

При этом большое значение для римлян играл брак — в этом состоит одно из отличий Рима от Древней Греции. Римлянки имели и больше прав, чем гречанки, но при этом и больше обязанностей и ответственности (например, сами отвечали за измену).

7. Римская Империя была самой огромной в истории

Римляне с самого начала были нацией воинов. Они покорили большую часть Европы и сделали Средиземное море mare nostrum («нашем морем»). На пике могущества Римская Империя простиралась от Атлантического до Индийского океана, но при этом самой большой и великой в истории она не является.

Римская империя в разные периоды существования / Иллюстрация: Roke (d) / Wikimedia Commons

По количеству занятых территорий Римская империя не входит даже в двадцатку крупнейших государств в истории, уступая, например, Британской, Монгольской и Российской империям.

Более того, Рим не попадает и в тройку самых больших государств древности. Он уступает одновременно существовавшим с ним китайской державе Хань и государству гуннов, от которых ханьцы защищались с помощью Великой Китайской стены. Также Римская империя была меньше существовавших ранее неё Ахеменидской (персидской) державы и империи Александра Македонского.

8. Римские легионеры носили красную одежду и вооружение

В кинофильмах и сериалах римские воины сплошь одеты в красное. И действительно, такая униформа могла помочь различать своих и чужих в битве, а также оказывать психологическое давление на противника. Вот только в реальности нет никаких свидетельств, что римские легионеры использовали одинаковую алую экипировку.

Древние римляне. Иллюстрация из книги «Костюмы всех наций» (1882 год) Альберта Кретчмера / Wikimedia Commons

Красный и пурпурный цвета в одежде были доступны только богатым римлянам и тем, кто находился на высоких должностях. Марциал, например, писал, что красный цвет в одежде был очень редок. Поэтому, в отличие от командиров, обычный воин вряд ли мог носить яркую тунику.

Легионеры сами заботились о своей одежде: покупали или получали в посылках от родственников. Как правило, римские солдаты носили короткие туники, которые шили в основном из шерсти. В северных провинциях солдаты империи надевали более тёплый вариант туники с длинными рукавами. От непогоды их укрывал плащ (сагум).

И хотя алый — цвет бога войны Марса, одежда легионеров, вероятнее всего, была естественного цвета шерсти: белого, серого, коричневого или чёрного.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Рим»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Андрей Вдовенко
21.12.21 08:11
Хм... Summer G. Roman Military Dress. History Press. 2009. Croom A. Roman Clothing and Fashion. Amberley. 2010, 2012 Size and Duration of Empires: Growth-Decline Curves, 600 B.C. to 600 A.D. Cambridge University Press (2006) Гусейнов А. А. Античная этика. М. 2011 Ох уж эти заказные статьи...
Dim Yan
24.12.21 01:30
Откуда вы, идиоты, выползаете с этими заявлениями о "заказе"...
Dim Yan
24.12.21 01:32
Ага, обеспокоенные имиджем граждане Римской империи :)) И Алексей Котов, видимо, один из граждан, патриций, не менее :)
Алексей Хромов
24.12.21 07:29
Читать все комментарии