У родителей младшеклассников много причин для беспокойства. Можно ли отпускать ребёнка в школу одного? Нужно ли отслеживать, что он смотрит в интернете? А если в классе возникнет конфликт, стоит ли в него вмешиваться? Заботиться о безопасности школьника действительно важно, но при этом нужно избегать гиперконтроля — он может отбить у ребёнка всякое желание исследовать мир.
1. Составьте маршрут до школы
Решение, отпускать ли ребёнка на занятия одного, зависит от безопасности дороги и готовности к этому самого учащегося. Так, первокласснику лучше ходить в школу в сопровождении родителей. А вот во 2–3‑м классах дети способны справиться сами, если учебное заведение расположено недалеко от дома и идти туда нужно по прямой спокойной дороге. Можно заранее составить с ребёнком несколько маршрутов и проследовать по ним вместе, чтобы понимать, что происходит в пути в эти часы. Важно объяснять школьнику правила дорожного движения и самим их не нарушать. Если дети будут видеть, как родители переходят шоссе на красный свет, то могут последовать их примеру.
На одежде ребёнка должны быть элементы, которые позволят водителям заметить его в темноте. Некоторые производители детской одежды используют светоотражающие полоски и рисунки. Но если их нет, можно пришить элементы самостоятельно — например, на рюкзак или рукав куртки.
Чтобы не тревожиться, где находится ребёнок, наденьте ему на руку детские умные часы — на них легко позвонить и узнать, дошёл ли он до школы. Можно включить геолокацию и проверять перемещения обладателя гаджета.
Детские умные часы подойдут для дошкольников и учащихся младших классов. Их удобно использовать и на занятиях, и на улице — на прогулке, на даче, в детском лагере или по дороге на учёбу. Смарт‑часы Philips W200 не будут отвлекать от уроков, помогут следить, где находится ребёнок, и оставаться с ним на связи в любых обстоятельствах.
Гаджет держит заряд до 150 часов в режиме ожидания и до 8,5 часа в режиме разговора. Родители смогут подключиться к Philips W200 с помощью специального приложения на смартфоне. Ребёнку при этом отдельный телефон не нужен — он может звонить при помощи часов. Устройство надёжно защищено от влаги и пыли, а качественный дисплей позволяет просматривать информацию под любым углом.
2. Следите за атмосферой на уроках
Если у родителя возникнут сомнения, правильно ли учат его ребёнка, он может прийти на урок. Но для этого потребуется согласие учителя — просто по своему желанию присутствовать на занятиях нельзя. Вмешиваться в учебный процесс тоже недопустимо. Посещение урока — исключительный вариант, к которому стоит прибегать в критических ситуациях. В остальных случаях попробуйте решить проблему вне учебного времени.
Конфликты между детьми в школе не редкость. Иногда они разрешаются быстро и без помощи взрослых, а иногда необходимо вмешательство родителей. Чтобы держать руку на пульсе, расспрашивайте ребёнка не только о том, что было на уроках и какие оценки он получил. Узнайте, как прошёл его день, как складываются отношения с одноклассниками и учителями. Если дети что‑то не поделили, можно обсудить ситуацию с ребёнком, но не принимать чью‑то сторону, а дать возможность участникам конфликта самим его решить. Вмешиваться стоит, когда школьники переходят к физическому насилию или в классе начинается коллективная травля.
3. Пользуйтесь приложениями для контроля с умом
Около 40% российских детей в возрасте от 8 до 10 лет почти постоянно находятся онлайн. Технологии полезны для получения новых знаний, но таят и опасности — например, ребёнок может столкнуться с неприемлемым контентом в интернете. Приложения для родительского контроля позволяют узнать, где находятся дети, что они ищут в Сети и какими программами пользуются.
Следить за тем, что делает ребёнок, желательно на условиях открытой договорённости. Тогда у школьника не будет соблазна обойти систему и схитрить. Например, вы можете объяснить ему перед установкой приложения для родительского контроля, что хотите быть уверены в его безопасности и помочь, если что‑то случится. Постарайтесь установить с ребёнком доверительные отношения, чтобы он сам рассказывал о том, что с ним происходит, а не скрывал это из страха наказания.
Смартфон в школе может мешать ребёнку: вместо того чтобы на переменах играть и общаться со сверстниками, он будет зависать в социальных сетях. Но оставлять детей без связи — так себе вариант. Выручит мобильный телефон из линейки Philips.
Например, Philips Xenium E185 может долго работать без подпитки, поддерживает две сим‑карты и обладает большим экраном, благодаря которому ребёнку будет легко набирать текст и отвечать на звонки. Ещё здесь предусмотрена функция зарядного устройства — она пригодится, если сядет родительский смартфон или другой гаджет. А чтобы телефон не отвлекал на уроках, дома или на занятиях в кружках, его можно убрать в портфель.
4. Объясните важность знаний, а не оценок
Психологический комфорт ребёнка не менее важен, чем физическая безопасность. Сильный стресс может ухудшить память и повлиять на качество обучения. Постарайтесь хвалить ребёнка и подчёркивать его сильные стороны, а не ругать за ошибки. Ведь ошибаться в процессе учёбы — нормально.
В современном мире набирает популярность lifelong learning — концепция непрерывного образования. За жизнь человек может сменить несколько профессий, но даже если он остаётся в одной и той же сфере, то должен постоянно совершенствоваться. В такой ситуации школьные оценки уходят на второй план. Важным становится умение осваивать новое, а зубрёжкой этого не добиться.
Помогите школьнику найти внутреннюю мотивацию учиться — тогда им будет двигать интерес к предмету, а не страх получить двойку. Увлечь ребёнка могут загадки и ребусы, увлекательные рассказы о путешествиях и открытиях. Попробуйте не навязывать школьнику свои интересы, а выявить его собственные. Даже если вы всю жизнь любили математику, придётся смириться, что ребёнок хочет рисовать.