Учёные сравнили зависимость от соцсетей с поведением лабораторных крыс

Всё дело в виртуальном вознаграждении, которое стимулирует нас, подобно угощению.

По учёных, сегодня примерно у каждого четвёртого человека до 25 лет возникают проблемы с зависимостью от смартфона и соцсетей. Если верить свежему исследованию, то такое взаимодействие с гаджетами очень напоминает то, как лабораторные крысы нажимают кнопки для получения еды.

⚡ Самое интересное и важное за день — в телеграм-канале «Лайфхакер. Новости».

Учёные из Нью-Йоркского университета попытались , что участие в социальных сетях, особенно попытки пользователей получить лайки, определяется базовым поведением при обучении за вознаграждение. Хотя мотивы, лежащие в основе такого поведения у людей, несомненно, могут быть разными, сама суть этого поведения следует той же модели, что и у многих видов животных при поиске награды.

В своём исследовании учёные начали с анализа более миллиона сообщений от 4000+ человек в Instagram* и других социальных сетях. Посмотрев на частоту выхода постов, они обнаружили, что люди вошли в определённый ритм публикации, который максимизирует количество получаемых откликов. Проще говоря, чем больше лайков собирают записи, тем чаще пользователи делятся новыми постами.

Исследователи утверждают, что эту усреднённую закономерность можно рассматривать как форму максимизации вознаграждения. Такое явление наблюдается и у животных, ищущих пищу.

Чтобы глубже разобраться в этом вопросе, команда учёных отобрала 176 человек для участия в отдельном онлайн-эксперименте, в ходе которого испытуемые публиковали мемы и получали лайки на платформе, подобной Instagram*. И здесь в очередной раз они обнаружили, что чем успешнее были публикации людей, тем больше новых постов они выкладывали. Это ещё один пример базового поведения при обучении за вознаграждение, аналогичного поведению животных в поисках еды.

Лабораторные крысы, помещённые в ящик , — наиболее яркое сравнение. Животные там нажимают на кнопку (педаль или рычаг), чтобы получить угощение. Чем больше угощений они получают, тем чаще они нажимают на кнопку.

«Эти результаты показывают, что взаимодействие с социальными сетями следует базовым межвидовым принципам обучения с вознаграждением. Они могут помочь нам понять, почему социальные сети стали доминировать в повседневной жизни многих людей, и дать подсказки, заимствованные из исследований поощрения обучения и зависимости, о том, как можно решить проблемы онлайн-взаимодействия».

профессор Дэвида Амодио, автор исследования из Нью-Йоркского и Амстердамского университетов

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Станьте первым, кто оставит комментарий