26 ноября в мировой прокат вышел сиквел, возможно, самого удачного мультфильма Disney за последние 10 лет. Появившийся в 2016 году «Зверополис» не только заработал заслуженный «Оскар», но и собрал миллиард долларов в прокате, а также получил очень высокие оценки от критиков и зрителей.
Сиквел стартовал отлично. Он собрал больше 500 миллионов долларов только за первые выходные, на сайте агрегатора Rotten Tomatoes у него 93% положительных отзывов от критиков при 176 рецензиях, а от зрителей — все 96%. Впрочем, это может быть связано просто с ностальгией: год назад «Моана‑2» тоже отлично показала себя в прокате, хоть и не предлагала ничего интересного. Действительно ли «Зверополис‑2» получился удачным? Да! И на это есть несколько причин.
О мультфильме «Зверополис‑2»
- Оригинальное название: Zootopia 2.
- Страна производства: США.
- Жанр: детектив, приключения, комедия.
- Дата выхода: 26 ноября.
- Длительность: 1 час 48 минут.
- Режиссёры: Джаред Буш, Байрон Ховард.
- В главных ролях: Джиннифер Гудвин, Джейсон Бейтман, Ке Хюи Куан, Форчун Феймстер, Энди Сэмберг, Дэвид Стрэтэйрн, Идрис Эльба, Шакира.
С момента, как крольчиха Джуди Хопс и лис Ник Уайлд раскрыли своё дело и отправили в тюрьму мисс Барашкис, прошла всего неделя. Теперь герои стали официальными напарниками, но их отношения остаются всё такими же сложными, из-за чего зверей отправляют на курс терапии.
Но тут подворачивается новое непростое дело: где-то в Зверополисе появилась змея, а рептилий изгнали из города много лет назад. Кажется, теперь они готовят что-то опасное: гадюка крадёт старый дневник Эбенезера Рысевича о создании экосистемы города прямо с торжественного вечера, организованного его потомками.
Джуди раскрывает, что на самом деле весь Зверополис поколениями живёт во лжи. Проблема в том, что теперь все охотятся не только на вора, но и на самих напарников, которых обвиняют в пособничестве преступникам.
В «Зверополисе‑2» сюжет сложнее и интереснее
Disney редко снимает сиквелы своих мультфильмов — этим обычно занимается принадлежащая компании Pixar. А сама студия больше увлекается «живыми» ремейками. Но в последнее время новые работы оказывались не слишком популярными, а иногда и откровенно слабыми. Так что компания поправляет своё положение, возвращая популярные ленты. «Моана‑2», хоть и хорошо собрала в прокате, расстроила полным отсутствием свежих идей. После этого новый «Зверополис» внушал опасения. К счастью, зря.
Первая часть, помимо прочего, была очень толковым драматическим детективом. Если убрать фантастический мир разумных животных, остаётся история о разных по характеру напарниках, которые расследуют запутанное дело — без скидок на детскую аудиторию.
Сиквел отчасти идёт тем же путём: вновь обыгрывают проблемы в общении, подверженность общества стереотипам и политические заговоры. Но история не топчется на месте, а развивает все составляющие и выводит каждую из них на новый уровень.
Конфликты между Джуди и Ником никуда не исчезли — герои всё ещё слишком разные. Но самих персонажей раскрывают иначе. В первую очередь, более неоднозначной выглядит Джуди, которая раньше казалась наивной, но максимально положительной.
Теперь видно, что из-за своего перфекционизма и поисков правды зайка забывает и о своей, и о чужой безопасности, требует от остальных такой же самоотдачи. Да и просто не замечает, что о ней заботятся. Ник же выглядит более трогательным. Это уже история не о том, как нужно использовать сильные стороны друг друга, а о том, что необходимо прорабатывать своё общение и слушать близких.
А детективная линия выходит чуть ли не на уровень «Убийц цветочной Луны». Без лишних спойлеров можно сказать, что авторы недвусмысленно намекают на то, как у коренных жителей отбирают земли, а их самих превращают во врагов и изгоев. Или, по крайней мере (как с земноводными), считают низшей кастой.
При этом «Зверополис‑2» не проводит параллели навязчиво и никого не обвиняет прямо. Здесь всё на грани собственных догадок или отсылок к кино — к примеру, семья главных злодеев похожа на персонажей «Наследников». Но при желании во всём этом можно увидеть очень актуальный и мрачный подтекст. Хотя мораль проста и приятна: как и в первом мультфильме, основная идея в том, что нужно стараться жить сообща, невзирая на различия.
Мир «Зверополиса» поражает проработкой
Мультфильмов про животных много, «Зверополис» — один. Звучит пафосно, но действительно это чуть ли не уникальный случай, когда анимационный мир продуман настолько подробно. После выхода первой части все обращали внимание на то, что крольчиха Джуди носит наушники в ушах, а не на голове, как человек (как чаще всего рисуют в мультиках). Или что можно совместить миры мелких грызунов и больших хищников, сохранив реальную разницу в размерах (сравните со «Зверопоем», где слон всего на голову выше свиньи). Или что полицейский Буйволсон носит очки — у буйволов действительно не слишком хорошее зрение.
Казалось бы, второй части достаточно просто оставить всё как есть, но создатели идут по главному принципу сиквелов и развивают не только саму историю, но и мир. В «Зверополисе‑2» есть новые локации, например связанные с водоплавающими (ждите самые смешные и дурацкие сцены с приветствием «Эй, Боб!»), и появляются рептилии. Не зря они отсутствовали в предыдущей части.
Но главное, что «Зверополис‑2» просто интересно рассматривать: количеству и разнообразию локаций позавидуют многие приключенческие фильмы. В безумный район земноводных невозможно не влюбиться: рынок, водные горки, которые используют как транспорт, бесконечная суета — сразу понятно, что с первого раза заметить все фоновые детали просто невозможно.
Да и в других сценах огромное количество мелочей, которые делают мир живым и правдоподобным. Бары, различные транспортные средства — даже трудно представить, сколько труда вложено в задумку и прорисовку. А ведь некоторые элементы мелькают считаные секунды.
Мультфильм «Зверополис‑2» удачно сочетает разный юмор
Взрослые и серьёзные темы не помешали «Зверополису» остаться просто смешным мультфильмом как для детей, так и для взрослых. Далеко не всегда Disney или Pixar удаётся сохранить необходимый баланс. Так, при всей красоте и обаянии «Душа» и четвёртая «История игрушек» — истории для взрослых, а «Райя и последний дракон» или «Лука» — наоборот, очень детские.
«Зверополис‑2» — тот мультфильм, в котором можно долго разбирать политические и социальные аллюзии. Но, скорее всего, это получится сделать, только выйдя из кинотеатра. Потому что действие наполнено беспрерывным экшеном, шутками и отсылками. В какие-то моменты кажется, что событий и героев даже чересчур много. Зато отвлечься на телефон просто не захочется — тут бы успевать всё ловить.
Баланс шуток получился очень удачным. Это даже не деление на детей и взрослых — просто каждый уловит то, что соответствует его уровню знаний и внимательности. Есть простые милые гэги с моржами и бобрами, возвращается босс мафии, который управляет медведями (почему-то во второй раз сцена с ним выглядит не менее смешно), хамелеоны сбрасывают шкуру и теряют хвосты, бегемотов проталкивают в трубу вантузом, а братаны-зебры просто всё время кричат: «Зебры!». Глупо? Да. Смешно? Очень.
Кроме этого, есть более сложные ситуативные шутки вроде поедания червяков в ресторане. Здесь одновременно обыгрывают стереотип о встрече с бандитом и национальную кухню — развязка идеальна своей простотой. А любителям кинематографических отсылок выдают целую порцию неожиданных оммажей: от «Рататуя» до совсем уж внезапного «Сияния». Любую из этих частей можно не заметить и не узнать — это никак не повлияет на происходящее. Можно дальше смотреть за погонями, которые сняты в такой динамике, что Том Круз позавидует. Лично я несознательно задерживал дыхание во время просмотра — во второй раз в жизни после подзабытого фильма «Время» 2021 года.
«Зверополис‑2» во многом похож на первую часть. Но его очень трудно обвинять в самоповторах. Отчасти из-за того, что это невероятно весёлое и динамичное зрелище, которое просто приятно смотреть. Отчасти — из-за многослойности сюжета. Сохранив всё то, что запомнилось в первом мультике, сиквел предлагает интересное развитие персонажей и мира.
При этом финал намекает на продолжение. Но на третий раз точно лучше придумать что-то новое.