Какие яйца выгоднее покупать

Sergey Suyagin

В магазинах и супермаркетах вы можете найти несколько категорий яиц по разным ценам. Какие выгоднее всего брать? Мы всё для вас посчитали.

Какие яйца выгоднее покупать

Вы в магазине или супермаркете. В списке покупок есть яйца. Перед вами на полках, как обычно, три наиболее распространённые категории куриных яиц: вторая категория столовое — самая дешёвая; первая категория столовое — несколько дороже; отборное столовое яйцо — ещё дороже. Прочие категории у нас встречаются реже и далеко не везде. Их в расчёт не берём.

Внимание, вопрос: какую категорию яиц выгоднее всего покупать? Мы всё проверили, всё посчитали и теперь делимся с вами полученными данными.

Государственный стандарт и реальность

Градацию яиц по категориям регулируют соответствующие ГОСТы. Определяющим категорию параметром является масса яйца (шестая страница документа по ссылке).

  • Вторая категория: 45–54,9 грамм.
  • Первая категория: 55–64,9 грамм.
  • Отборное: 65–74,9 грамм.

Впрочем, это норматив. Соблюдается ли он на практике? Частенько слышишь от людей постарше слова в стиле «и тут обманывают, продают второй сорт как отборку». Мы зашли в магазин и сделали контрольную закупку. По десятку яиц каждой категории.

Какие яйца выгоднее покупать

С помощью кулинарных весов мы взвесили яйца каждой категории.

Какие яйца выгоднее покупать

Результаты по второй категории:

Какие яйца выгоднее покупать

Общая масса десятка составила 509 грамм, то есть в среднем одно яйцо весит 50,9 грамма. Это почти середина нормы по ГОСТу. Всё в порядке.

Первая категория:

Какие яйца выгоднее покупать

Общая масса десятка составила 595 грамм. Средняя масса одного яйца — 59,5 грамма. Опять середина нормы. Всё хорошо.

Отборное яйцо:

Какие яйца выгоднее покупать

Общая масса десятка составила 665 грамм. Средняя масса одного яйца — 66,5 грамма. Хммм…

По ГОСТу минимальная масса отборного яйца может составлять 65 грамм. Получается, что на практике доставшийся нам десяток отборки находится фактически на нижней границе нормы. Ещё 1,5 грамма, и можно было бы задавать вопросы птицефабрике.

В идеале одно отборное яйцо должно весить в среднем 70 грамм. С этого десятка отборки мы недополучили примерно 35 грамм продукта.

Экономия

Теперь перейдём к финансовой стороне вопроса. У нас средняя цена по магазинам на яйца такая:

  • Вторая категория: 41 рубль за десяток.
  • Первая категория: 45 рублей за десяток.
  • Отборное: 48 рублей за десяток.

Для начала высчитаем стоимость 1 грамма яйца для каждой категории.

  • Вторая категория: 41 ÷ 509 = 0,0805501 рубля за грамм.
  • Первая категория: 45 ÷ 595 = 0,07563025 рубля за грамм.
  • Отборное: 48 ÷ 665 = 0,07218045 рубля за грамм.

Как видите, грамм отборного яйца самый дешёвый, но очень часто люди пытаются сэкономить и берут вторую категорию яиц, потому что они вроде как самые дешёвые. На самом деле выгоднее всего брать отборку. Пусть она подороже, но по соотношению к получаемой массе продукта отборка выгоднее всего.

Теперь давайте проведём пересчёт в более наглядном виде. Опираться будем на вторую категорию. Обозначим среднюю фактическую массу яйца второй категории как х.

Тогда средняя фактическая масса яйца первой категории относительно второй будет 59,5 ÷ 50,6 = 1,17х. Значит, и цена десятка должна составлять 1,17 × 41 = 48 рублей. Но на практике десяток этих яиц стоит всего 45 рублей.

Средняя фактическая масса отборного яйца относительно второй категории составляет 66,5 ÷ 50,6 = 1,3х. Значит, цена за десяток должна составлять 1,3 × 41 = 53,3 рубля. А на практике всего 48 рублей.

Итого

Получается, что, покупая отборку вместо второй категории, мы экономим 53,3 − 48 = 5,3 рубля с десятка. Я съедаю 10 яиц в день.

5,3 × 365 = 1934 рубля экономии в год. Неплохо!

Проведём мысленный эксперимент, в котором отборное яйцо попадало бы в середину нормы по ГОСТу, как в случае с яйцами второй и первой категории. Каждое отборное яйцо имело бы массу 70 грамм.

Тогда 70 ÷ 50,6 = 1,3834х, а значит, цена за десяток таких эталонных отборных яиц должна была бы составить 1,3834 × 41 = 56 рублей 72 копейки при фактической цене 48 рублей.

56,72 − 48 = 8,72 рубля экономии с десятка.

8,72 × 365 = 3183 рубля экономии в год.

Ещё раз про вред яиц

Многие люди до сих пор не обладают актуальной информацией о яйцах. Современные исследования безоговорочно опровергли связь между потреблением яиц (а также другой насыщенной животными жирами и холестерином пищи) и повышением вредного холестерина в крови. Оказалось, что белок, содержащийся в яйцах, наоборот помогает наладить процесс транспорта холестерина в организме и избежать образования бляшек и тромбов. Фактически недостаток белка в рационе является куда более страшным, нежели разумное превышение количества насыщенных жиров. Мы посвятили этой теме две отдельные статьи, попутно объясняющие секреты приготовления идеальных яиц и отвечающие на главный вопрос: как лучше есть яйца — с желтком или без.

Мистер Трёхметровый
2014-09-25 12:59:09
10 яиц в день это очень вредно. Для взрослого человека норма 3 яйца.
Сергей Арзуманов
2014-09-25 13:01:47
У меня в пятёрочке рядом с домом отборные стоят 68р, первая категория в районе 42р. Вывод довольно очевидный)
Сергей Юхимчук
2014-09-25 13:08:05
Посчитали одну партию яиц от одного поставщика в один конкретный период времени в одном конкретном магазине и представили это как глобальную статистику, даже экономию за год посчитали! Мдя... А почему нет цифр экономии по стране за десятилетку?
максим удалов
2014-09-25 13:11:55
Как бывший научный сотрудник думаю, что эксперимент поставлен слегка не корректно. А что если у отборных яиц скорлупа толще и тяжелее? Взвешивать надо потребляемый продукт без скорлупы - бел0к и желток. с долей сарказма, если что :-)
Yuri Sakharov
2014-09-25 13:13:48
Ерунда. Яйца потребляются штуками, а не граммами. В какой-нибудь рецепт мы кинем 1 яйцо, какой бы величины оно ни было. И результат вряд ли будет отличаться. Нельзя сохранить 10 грамм от отборного яйца для следующего рецепта. Так что экономнее второй сорт.
Михаил Шубнов
2014-09-25 13:16:00
Это с желтком 3 яйца, а чисто белком можно и поболее)
Andrew Petrusha
2014-09-25 13:28:22
Мать моя, ну какой феерический бред - ну кто яйца в граммах считает?! В ШТУКАХ блин, В ШУТКАХ!!!!! На один нормальный омлет для меня красивого надо 5 мелких или 4 средних яйца. 3 крупных яйца мало (вы сами написали, что они едва выходят за нижнюю границу весового диапазона)!!! Поэтому их тоже придётся брать 4 штуки + давиться лишним омлетом - не оставишь же его на завтра!!! И вот теперь считаем стоимость моего омлета: 5 мелких по 41 рубль за десяток = 20,5 руб. 4 средних по 45 рублей за десяток = 18 руб. 4 крупных по 48 рублей за десяток = 19,2 руб. У всех мозг в наличии, чтобы определить какие яйца самые выгодные!? Маня всё больше и больше поражает лайфхакер!!!
Vlad Yermizin
2014-09-25 13:54:06
А есть еще такой нюанс, что "вторичку" дают более молодые и здоровые куры ;)
Максим Р
2014-09-25 14:33:35
"Я съедаю 10 яиц в день" я не помню чем точно это грозит но каждый день лопать столько яиц нельзя, ну разве что вы только белок едите.
Григорий Ноженко
2014-09-25 14:33:51
не, чувак, три это уже не норма
Sergey Suyagin
Sergey Suyagin
2014-09-25 14:55:14
В этом и проблема. Мне однажды одна бабушка тоже что-то сказала, я не помню что точно, но что-то всё-таки отложилось в памяти, не уверен что именно, но я теперь в это безоговорочно верю.
Sergey Suyagin
Sergey Suyagin
2014-09-25 14:58:43
А что если взять 5 крупных и залить поменьше молока?:)
Максим Р
2014-09-25 15:00:37
Куча холестерина, развитие диабета и тд., если вам оч интересно почитайте в гугле, я про это читал в обзорах спортивного питания, там перечислялись факты но я на память не запомнил. И все что через чур это не нормально, можно и 1кг мяса каждый день уплетать но не думаю что от этого будет польза так и здесь.
Sergey Suyagin
Sergey Suyagin
2014-09-25 15:01:05
В посте ни слова о том, что это глобальная статистика. Цены везде разные, от усреднённых по стране показателей толка не будет. У вас есть алгоритмы, остальное за вами.
Больной на диете
2014-09-25 15:01:13
Вам 1 литр 40 градусной водки или 2 литра 20 градусной? Ответ думаю очевиден.
Sergey Suyagin
Sergey Suyagin
2014-09-25 15:03:47
Не понял суть аналогии:(
Больной на диете
2014-09-25 15:07:41
У меня в магазине отборные стоят 80 рублей. В упаковке они всегда крупные и целые (видимо упаковывают лучше). Остальные категории существенно мельче и бывают с трещинами. По началу перебирал из разных упаковок, но потом решил покупать за 80 рублей. Но в моем случае об экономии можно не думать, так как я не потребляю 10 штук(!) в день. Иногда за неделю и десяток не потратится.
Больной на диете
2014-09-25 15:08:04
Побольше яиц и поменьше молока уже не так вкусно.
Ivan Ryzhkov
2014-09-25 15:08:37
Если вам очень интересно почитайте в гугле про холестерин и диабет. Начните ,для примера, с плотности липопротеинов.
Sergey Suyagin
Sergey Suyagin
2014-09-25 15:08:54
Ну мы же не будем спорить о вкусе, правда?
Ivan Ryzhkov
2014-09-25 15:09:54
why?
Больной на диете
2014-09-25 15:10:33
Вкус напрямую зависит от рецепта, который вы предлагаете изменить.
Sergey Suyagin
Sergey Suyagin
2014-09-25 15:10:53
Вы опираетесь на довольно устаревшие исследования, они опровергнуты.
Sergey Suyagin
Sergey Suyagin
2014-09-25 15:12:39
Линк, пожалуйста, на единственно правильный рецепт омлета с золотой пропорцией, в противном случае предложение поэкспериментировать с рецептом вполне имеет место быть.
Максим Р
2014-09-25 15:16:08
Возможно и ошибаюсь, медики постоянно что то новое находят и меняют свои точки зрения :)
Больной на диете
2014-09-25 15:19:20
Я не говорю о единственно правильном рецепте. Andrew Petrusha вывел для себя формулу рецепта с определенными пропорциями ингредиентов. Очевидно, что в других пропорциях ему готовить омлет не хочется, иначе бы он не писал про «давиться лишним омлетом». И тут вы предлагаете изменить процентное соотношение ингредиентов в его рецепте. Поэтому я вам и привел аналогию с водкой. Лучше выпить 100 грамм обычной водки, чем 200 грамм разбавленной водки. Надеюсь теперь я понятно все разъяснил?
Sergey Suyagin
Sergey Suyagin
2014-09-25 15:30:51
Мне кажется, в дискуссию нужно попросить вернуться самого Andrew Petrusha, а сейчас вы додумываете за него. Впрочем, если цель просто поболтать, то я пока здесь:)
Vitaly Korobov
2014-09-25 15:33:55
Если я правильно помню, чему учили в советском союзе, то самые полезные яйца несут молодые куры. А молодые куры физически не могут нести крупные яйца. Так что считалочка только для денег не совсем корректна. Лично я покупаю С1, желательно свежие.
Данияр Саптояков
2014-09-25 15:53:44
Да фигня всё это. Главное что в ШУТКАХ яйца считать надо! В ШУТКАХ!!!!!1
Андрей Борисенко
2014-09-25 16:18:51
у взрослого чоловика норма — два.
Gary Nova
2014-09-25 18:18:28
Что-то я просмотрел - куда деваются яйца тяжелее 70 г.? Тільки для себе?
Ruslan Mansurov
2014-09-25 19:57:14
Sergey Suyagin читали Китайское исследование Колина Кэмбелла?
Sergey Suyagin
Sergey Suyagin
2014-09-25 22:09:48
Ну там по ГОСТу не тяжелее 70, а тяжелее 74.9, но я таких, если честно, никогда в наших магазинах не видел. Это высшая категория и, видимо, только для избранных:)
Sergey Suyagin
Sergey Suyagin
2014-09-25 22:24:02
А что там?
Sergey Suyagin
2014-09-26 00:11:41
Нет, но читал итог по 21 разному исследованию на эту тему.
Андрей Сюткин
2014-09-26 11:52:31
Кривая у вас математика )))) Съедаешь больше - платишь бобльше, хотя и цена за грамм ниже. Я могу съедать яичницу из трех отборных или из трех второй категории. Во втором случае я съем на несколько грамм меньше и так же меньше заплачу. и съедать десяток в день.... вы ещё не кудахтаете?
Stakan Iri
2014-09-26 13:58:23
где такие цены на яйца?
Sergey Suyagin
Sergey Suyagin
2014-09-26 14:08:16
Ульяновск
Александр Васильев
2014-09-26 14:49:15
Статья бред. Написана безграмотно. Не 65 грамм, а 65 граммОВ. Жертвы ЕГЭ во всех СМИ трудятся. Качество яйца определяется не количеством, а качеством. Самые большие яйца - самые бесполезные. А мелкие - наоборот. Подобные исследования уходят к корням трудов британских ученых.
Виктория
2014-09-26 14:50:05
а диабет-то каким макаром от яиц появится? лишнего веса особо не наберёшь на яйцах, а углеводов там вообще нет...поясните.
Инга Факинштейн
2014-09-26 14:53:36
Все правильно, у нас , в Тюмени отборное по 44 рублика за десяток, каждое второе- с двумя желтками - выгода очевидная, да и на вкус хороши!
Виктория
2014-09-26 14:54:38
так там и взвешивали без скорлупы, отборное выходит около 65гр.
Оксана Запевалова
Оксана Запевалова
2014-09-26 14:56:21
Жертвы ЕГЭ рекомендуют вам ознакомиться: http://www.gramota.ru/lenta/news/8_1364
Виктория
2014-09-26 14:58:09
для человека весом 60-80кг может норма и 2шт, а для 120-140кг три яйца точно мало будет... вообще не вижу необходимости вот прям каждый день есть яйца, надо питаться разнообразно и сбалансированно.
Надежда Сальникова
2014-09-26 15:37:56
"уходят к корням" - это верх грамотности и стилистики речи))
Yuri Yakubov
2014-09-26 16:21:23
У нас есть еще деревенское, которое стоит больше отборного. Взвесить что ли.
Stakan Iri
2014-09-26 16:28:09
у нас в Питере яйцо категории С0 в супермаркете стоит от 80 до 100 рублей за десяток
Дмитрий Семенюта
2014-09-26 16:40:21
У отборных яиц желтки оранжевые, а у дешевых светло-желтые, может их кормят по-разному?
Sergey Suyagin
Sergey Suyagin
2014-09-26 16:43:52
Сочувствую.
Виктория Денисова
2014-09-26 17:02:26
Товарищи, ознакомьтесь, пожалуйста, с гостом: http://vsegost.com/Catalog/59/5987.shtml. Конечно яйца делятся на пять категорий, если мы конечно, говорим только о категориях, но также существую еще и качественные характеристики разделения яиц. Соответственно выбирать яйца только по размеру не стоит.
Тимофей Круглик
2014-09-26 18:06:40
Яйца без скорлупы не взвешивают. Скорлупа - это вам не тара. "умники".
Ruslan Mansurov
2014-09-26 20:11:08
Сергей думаю ссылка будет полезней моих объяснений)) - http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/healthy_eating/the-china-study/
Валентина Кузнецова
2014-09-26 20:22:47
Ерунда, граммами они тоже успешно считаются. У меня есть "сталинская " Кулинария, так вот, в рецептах указаны именно граммы яйца. А кроме всего прочего в продаже есть даже белки, упакованные в бутылку. И еще одно добавление; когда делаю заварное тесто 3 яйца может быть мало, а 4 много, последнее яйцо нужно добавлять частями. Так что Ваше утверждение отнюдь не бесспорно.
Иван Грозный
2014-09-26 20:23:10
в отборных больше химикатов. Вот они и яркие.
Иван Грозный
2014-09-26 20:27:22
О, ну да. Килограмм помидор, сто грамм, До недавнего времени только колхозники говорили "договор" с ударением на первом слове. И они победили! Теперь "дОговор" - это грамотно. Кто-нибудь в курсе, "километр" тоже с ударением на второй слог теперь?
Виктория Теребинина
2014-09-26 20:31:57
А если это скорлупа тяжелая...
Сергей Береговский
2014-09-26 20:44:56
Где такие цены ? Тула, Центральный рынок. С1-58 рублей С0 - 68 рублей. Есть и по 87 рублей.
Pavel Grishin
2014-09-26 20:45:36
47-48 р. за десяток
Алексей Праведнов
2014-09-26 22:50:19
Ерунда, я не знаю, в каком Вы Питере проживаете, но в Питере на Неве яйцо категории С0 от 80 до 100 рублей за десяток стОит только в элитных супермаркетах, где берут понтами и завышенной ценой ... хотя товар, по сути - "из одной бочки", максимальная цена на яйцо С0 в СПб - до 65 рублей за десяток ... всё остальное - для богатых лохов, которые не умеют считать свои деньги ... Деревенские яйца - да, рублей 80 и выше за десяток продаются ... правда неизвестно, чем эти "фермеры" своих кур-несушек кормят для улучшения продуктивности ...
Дмитрий Петряков
2014-09-26 23:31:34
"Второй сорт" здесь не уместно На странице https://ru.wikipedia.org/wiki/Яйцо_(пищевой_продукт) Есть раздел "Маркировка куриных яиц" С - это не сорт, а "столовое"
Михаил Кузнецов
2014-09-26 23:33:57
Десять яиц в день - интересно сколько месяцев можно прожить съедая по десять яиц в день? Почитаем ка мнение ВОЗ. Эксперты ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) утверждают, что ежедневно можно потреблять без риска для здоровья не более 300 мг холестерина. По российским данным, яйцо содержит до 300 мг этого вещества. Многие годы российские диетологи рекомендовали потреблять 2 яйца за три дня. Теперь «Рекомендуемые наборы пищевых продуктов», составленные специалистами, предлагают мужчинам трудоспособного возраста съедать 270 яиц в год, женщинам — 250, а пенсионерам — 220 яиц в год. А есть мнение С.А. Мазуркевич в «Энциклопедии заблуждений», которая убеждает читателя, что рекомендация российских ученых относительно потребления яиц — это всего лишь заблуждение, и можно потреблять 1—2 яйца в день. То есть по консервативному мнению - 0,8 яйца в день по радикальному 2 яйца в день. Браво автору он героически съедает десятикратную норму взрослого человека. Будем надеется, что он заедает их не дошираком.
Александр Гурьев
2014-09-27 00:51:58
Мелкие яица С2 дают куры молодки, в них больше витаминов и питательных веществ.
Nikolaj Kin
2014-09-27 06:43:23
Я покупаю только перепелиные яички
Александр Писаревский
2014-09-27 09:46:29
С помощью обычной гибкой пластиковой бутылки очень легко отделить желтки от белков. Догадайтесь, как!(:smile:)
Бурьян Укропыч
2014-09-27 10:03:33
Мужик, да ты корнями уходишь намного глубже, чем бриты, во времена всеобщей безграмотности и являешься жертвой своей безаппеляционной самоуверенности. Ты это страусу скажи, что его яйца самые бесполезные, вот он посмеётся!
AM S
2014-09-27 12:14:13
В "Пятерочке" в Москве цены на яйца первых категорий больше 60ти рублей. Вторую категорию вчера покупал за 35. Что дают эти расчеты? А если верить, что мелкие яйца от молодых несушек и они полезней, то о какой выгоде речь? Судя по аватарке автора о той, что дает возможность поддерживать бройлерный вес собственного тела.:)
Влад
2014-09-27 12:42:46
Все спортсмены, особенно силового спорта жрут их десятками и как видишь живы здоровы.
Andrey Nikiforov
2014-09-27 13:54:53
никто и ничто не делает людей больными как профессиональный спорт
Яна Билюга
2014-09-27 15:05:15
То есть чем желток бледнее-тем лучше?
Яна Билюга
2014-09-27 15:06:54
Ну вообще.. 65 это не максимальная цена, а средняя, а особенно в маленьких магазинчиках. В сетевых - да, там в среднем рублей 58 за десяток.
Яна Билюга
2014-09-27 15:07:41
А как определить в магазине свежесть?
Lex G.
2014-09-27 18:17:53
Интересно, но сыровато. Логично предположить, что чем меньше яйцо, тем тоньше скорлупа, чем яйцо больше - тем она толще. (Сравните скорлупу перепелиного яйца, куриного, гусиного и страусиного). Чем скорлупа толще - тем больше она весит. Итог - взвешивать надо было не целые яйца, а уже разбитые, без скорлупы. как минимум - будут другие цифры, как максимум - противоположный результат (что, в принципе, маловероятно).
Алексей Пономарь
2014-09-28 00:09:55
Это вы на основании чего решили?
bill gets
2014-09-28 00:11:03
Ruslan Mansurov и Sergey Suyagin это один и тот же человек, диалог с самим собой.
bill gets
2014-09-28 00:11:06
(автор комментария думает, что в интернете всё бесплатно)
bill gets
2014-09-28 00:11:10
Я имел в виду категорию. Яйцо не столовое, яйцо куриное.
bill gets
2014-09-28 00:11:12
Отборные яйца почти в 2 раза больше в объёме, чем второго сорта. Выгода очевидна даже без взвешивания.
Aleksey Kovalik
2014-09-28 21:10:13
ашан и метро у вас цены до 150 руб. за 30 яиц
Дмитрий Лаврентьев
2014-09-29 09:31:55
Зарабатывать нужно больше, а не на яйцах экономить!)))
Дмитрий Лаврентьев
2014-09-29 10:47:13
Зарабатывать нужно больше, а не на яйцах экономить!)))
Vitaly Korobov
2014-09-29 11:46:51
Учитывая любовь магазинов к переклеиванию ярлычков с датой — никак. Я покупаю на рынках, свежесть можно определить по косвенным признакам: проходимость, количество коробок с яйцами, репутация продавца :)
Yuri Sakharov
2014-09-29 14:25:19
Спорим, оставшиеся неиспользованные части яйца вы выльете в раковину?)))
Ben Big
2014-09-29 16:30:01
Лол, лол, великое китайское исследование такое китайское: http://www.healthlabs.ru/2014/03/26/china-study-part-3.html
Михаил Михайлов
2015-04-25 23:03:16
Всю переписку не читал - главное в другом. Самые отборные яйца получают от самых старых кур. А мелкие яйца от молодых. А мы все знаем, чем накачивают кур на птицефабрике. И чем старее кура - тем больше в ней говна. Сами работники птицефабрик покупают С2.