Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Рабочие места
28 ноября 2023

«Ювелирное дело — это моя жизнь и мой дом»: интервью с ювелиром Ильгизом Фазулзяновым

Как создаются украшения, какое золото лучше выбирать и почему изделия от Tiffany и Cartier столько стоят.
Фото автора Элена Гваришвили
Элена Гваришвили

Автор Лайфхакера

«Ювелирное дело — это моя жизнь и мой дом»: интервью с ювелиром Ильгизом Фазулзяновым

Задумывались ли вы о том, как рождаются украшения? А в чём разница между простым и фамильным кольцом? Как творит художник и чем он отличается от ремесленника? На эти вопросы нам помог ответить мастер ювелирного дела Ильгиз Фазулзянов.

Наш герой открыл первую мастерскую больше 30 лет назад. С тех пор его изделия собрали огромное количество призов на международных конкурсах, некоторые его работы хранятся в музеях, а сам он стремится к тому, чтобы создавать настоящие произведения искусства.

Ильгиз Фазулзянов

Создатель бренда Ilgiz F.

О профессии и творчестве

— Надо ли учиться на ювелира или можно быть самоучкой?

— Я окончил художественное училище, а ювелирному делу научился самостоятельно. И по моему опыту, именно академическое художественное образование обязательно для человека этой профессии. 

А вот учиться ювелирному мастерству в специализированных учебных заведениях совсем не обязательно, если вы чувствуете себя художником. Дело в том, что в таких местах готовят в основном специалистов для ювелирных производств, и лишь единицы из них становятся мастерами, способными создавать что-то уникальное. 

Везде есть баланс: много хороших мастеров не бывает и не должно быть.

— Как ювелиру перейти к работе на себя, насколько это сложно? И насколько реально создать свой бренд?

— Нужна финансовая подушка и, главное, одержимость и желание сделать что-то уникальное. Кроме того, чтобы тебя узнали и ты стал успешным, недостаточно создать единственную работу. Нужна полноценная коллекция, раскрывающая мастерство и замысел автора, которую в дальнейшем можно показать людям. 

— А как вы к этому пришли?

— Это был долгий путь: более 10 лет напряжённого труда и самообразования. Всё постигалось шаг за шагом. Когда я получил первое международное гран-при, мне приходилось зарабатывать в других областях. Большую часть полученных денег я вкладывал в ювелирное искусство — создавал вещи, которые мне самому были интересны.

Сейчас все хотят тут же создать бренд. А тогда, в 90‑х, никто о таком не задумывался. Ты просто изготавливал изделия, которые хотел и которые требовали люди. И думал в основном о том, как заработать, а не о создании бренда ради престижа и узнаваемости.

— Это призвание или профессия?

— Для кого как. Для меня это призвание — и, видимо, поэтому всё получается. А если это просто профессия, тогда вы ходите в мастерскую как на работу. Ювелирное дело — это моя жизнь и мой дом. Это мой личный мир. Я готов сутками находиться в студии и отдавать себя без остатка этому делу.

— Что отличает хорошего ювелира?

— В каждом ремесле есть понятие мастерства, и, чтобы его добиться, нужно посвятить этому делу много времени. Японцы измеряют его в часах, затраченных на занятие. Например, 20 тысяч часов, 40 тысяч, 60 тысяч. Шестьдесят тысяч часов — это мастер, более — уже сенсей. Если посчитать время, проведённое за верстаком, то в среднем за 5 лет ты овладеешь мастерством, за 10 лет — станешь реальным мастером, а после — уже сенсеем своего дела.

Чтобы стать художником-ювелиром, нужно хотя бы иметь академическое художественное образование. Надо знать и понимать основы композиции, чувствовать форму и цвет, чтобы потом трансформировать увиденное в уникальные ювелирные изделия.

Вообще, ювелирное ремесло — сложное искусство, оно требует понимания многих наук: и математики, и физики, и химии, и металлургии. Нужно также быть скульптором, конструктором, архитектором, уметь стучать молотком и работать за компьютером. Приходится осваивать огромное количество профессий, на это уходит много лет. Не все приходят к положительным результатам, потому что не хватает терпения и желания.

Но сохранить и трансформировать увиденное в прекрасное произведение дано лишь истинному художнику, готовому постоянно работать над собой.

— Как выглядит ваш рабочий день?

— Ровно в 10 утра я уже сижу за верстаком. Работаю до 8–9 вечера. А потом до полуночи сижу с блокнотом и карандашом и придумываю эскизы будущих изделий. У меня есть определённые требования к себе: каждый день я должен что-то придумать, создать, даже если этот проект никогда не реализуется в материале.

Художник, который серьёзно занят своим делом, не должен постоянно ждать музу. Творчество — это самодисциплина, порядок и постоянная работа. Муза же просто оберегает художника, сохраняя пространство вокруг него, чтобы он мог творить.

— Можно ли в этом деле отличиться, стать известным, великим, делать единственные в своём роде вещи?

— Великими нас делают люди. Если вы с самого начала стремитесь только к величию, наверное, вы к нему не придёте. Потому что это абстрактная величина. В современном обществе зачастую может так сложиться, что человек, который мало что из себя представляет, становится звездой.

А кто-то действительно талантливый занят своим делом, сидя за верстаком, никуда не выходит, и его произведения никто не замечает. Они проходят мимо публики. И лишь история потом покажет, кто какой сделал вклад.

— А у вас были такие амбиции?

— Знаете, без амбиций никогда ничего не происходит, но они у меня не выходят наружу. Держу их внутри себя. Каждый день я с раннего утра за верстаком — и ухожу из студии последним. Если надеть корону и ходить в ней, точно ничего не добьёшься. Ты должен каждый день прежде всего себе доказывать, что ты достоин. Ставить перед собой новые задачи и цели — и только тогда твои амбиции будут оправданы.

Брошь «Шипы розы»
Брошь «Шипы розы». Фото из архива Ильгиза Фазулзянова

— Какие у вашего дела минусы и плюсы?

— Минусов достаточно. Во-первых, творчество наше дорогостоящее, а все драгоценные материалы подконтрольны государству. А во-вторых, ювелирное искусство не особо признаётся в творческой среде. Я пытаюсь эту проблему преодолеть, создавая масштабные коллекции для показов в музеях.

— А почему так?

— Когда ты произносишь «ювелирное изделие», для многих речь уже не про искусство, а просто про украшения из золота и бриллиантов. Конечно, исторически ювелиры создавали изделия на потребу клиенту, под заказ. Являются ли такие вещи предметом искусства — вопрос. Но это не значит, что в нашем деле нет настоящих художников.

Искусство — это когда ты вкладываешь идею, когда сохраняешь фрагмент времени, в котором живёшь, и передаёшь его следующему поколению. В ювелирных изделиях это сделать сложно: слишком малые формы.

Я шёл к этому более 30 лет и наконец выработал, как можно передавать через ювелирные изделия то, что происходит. Мы живём в очень интересное время, происходит трансформация мира и общества. И это можно спрятать за ширмой красоты своего изделия. Ведь ювелирное искусство очень символично. И, если правильно отрабатывать эти символы в линиях, элементах, можно вложить в произведение и скрыть тем самым огромное количество информации.

— Вы можете привести пример из вашей коллекции?

— Например, брошь «Бытие». Это две спицы, которые вяжут кружева из человеческих судеб. Или работа «Вороны», которая находится в фондах Оружейной палаты. Она была сделана в 2014 году и отражает отношения Америки с Востоком. Есть также работа «Шипы розы», которая показывает, как даже близкие люди могут стать врагами.

Слева направо: подвеска «Вороны», брошь «Бытие»
Слева направо: подвеска «Вороны», брошь «Бытие». Фото из архива Ильгиза Фазулзянова

— Любимая часть работы?

— Любимая часть — это начать и закончить. Каждая работа делается на одном дыхании. А в мире всё меняется каждый день, и сохранить это «творческое дыхание» и творческий настрой очень сложно. Если получается, тогда выйдет офигенно. Если же всё затянется, работа станет вымученной.

— Вы часто бываете недовольны своими работами?

— Раньше такое бывало чаще, сейчас — реже, потому что опыт позволяет заранее видеть результат.

Об изделиях

— Всегда ли ювелиры работают с драгметаллами? И вообще, всегда ли они занимаются именно украшениями?

— В основном да. Но сейчас появился очень хороший материал — титан. Правда, для меня самого пока вопрос, будут ли изделия из него считаться ювелирными. Не факт. Но из титана можно создавать уникальные вещи, которые способны стать арт-объектами.

Конечно, понятие «ювелирная работа» может быть применимо во многих отраслях производства. Можно сделать комод с ювелирными элементами, фоторамки, картины. Спектр возможностей ювелирного дела огромен.

— Как придумывается украшение? Каков процесс его создания?

— Рождается идея, ты её зарисовываешь, подбираешь материалы, с помощью которых её можно воплотить. Потом включаешь в процесс технолога и думаешь, как это изделие разложить по деталям и потом собрать. После всего этого создаётся окончательный рабочий эскиз, который отражает, как эту работу можно создать в материале, не потеряв при этом изначальной идеи, ставшей источником вдохновения.

Потом делается макет. Он может быть из всего — например, из пластилина или бумаги. Также используется компьютерное моделирование, результат которого потом можно распечатать в пластике. Какие-то детали делаются с помощью 3D-технологий, а какие-то — вручную. Для меня самое приятное — это вырезать предметы из воска.

После определяется, в каком металле и цвете тебе необходимо изделие, и ты отправляешь его в литьё. Затем начинается процесс обработки. Здесь мне нужны помощники для ускорения процесса. Каждый элемент изделия обрабатывают и полируют, огранщики параллельно занимаются камнями. 

Затем идёт сборка — и настоящий праздник, когда всё совпадает и подходит. Ты заканчиваешь работу, и у тебя возникает временный момент усталости. А когда начинаешь новый проект, снова наполняешься волшебной энергией.

— Сколько по времени может занять работа над изделием?

— В среднем на одну работу уходит около двух месяцев. Конечно, бывают изделия, которые создаются годами. Если ритм сбился, то ты откладываешь работу и ждёшь того момента, когда почувствуешь эмоции, схожие с теми, что были, когда ты её начинал.

— Вы работаете с очень дорогими материалами. Часто ли бывает брак и что с ним делать?

— Без брака, конечно, в нашем деле не обходится. Приходится всё переплавлять и начинать заново. Брак чаще всего случается в литье, поэтому я стараюсь делать больше работ, которые меньше от него зависят. Например, выполняю изделия с помощью ковки, проката и так далее.

— Как начать работать с дорогими материалами и производить дорогие изделия?

— Когда ко мне приходят молодые ювелиры, я советую начать с серебра. Так можно набраться опыта и заполучить клиентов. Есть изделия, которые в серебре смотрятся плохо, тогда их можно позолотить. Со временем у вас появятся клиенты, которые захотят ваши работы не в серебре, а в золоте. Всё происходит шаг за шагом, не получится сразу наделать вещей из золота с бриллиантами и всё это продать.

— Помните своё первое украшение?

— Да, конечно. Это были национальные серьги в татарском стиле, выполненные в технике филигрань. Я сделал их в 1992 году. В Казани, где я жил, были музеи, в которых хранились национальные украшения. И они меня вдохновляли. Мы плотно работали с искусствоведом и создавали изделия, часть из которых вошла в коллекции музеев Казани. А те первые серёжки висят в витрине у меня в кабинете.

— Какое самое дорогое изделие вы делали? Почему оно было таким?

— Дорогое по сумме? Или то, что было особенно по сердцу? Про первые я не очень люблю говорить. А вот дорогих сердцу очень много, потому что я в своих изделиях записываю всё, что происходит в моей жизни. А если благодаря каким-то украшениям ты ещё и получаешь известность, они становятся вдвойне дорогими. Например, это одна из моих самых известных работ — подвеска «Снегири», которая завоевала огромное количество призов. Мир узнал обо мне благодаря ей, и она очень дорога моему сердцу.

Подвеска «Снегири»
Подвеска «Снегири». Фото из архива Ильгиза Фазулзянова

— С каким материалом сложнее всего работать? А с каким, наоборот, проще?

— Самое сложное — это работать с эмалью, поэтому не все берутся за эту технику. Ты должен стать одним целым с этим материалом, потому что он непредсказуем и слушается, только когда ты с ним говоришь на одном языке. Всё остальное благодаря опыту не вызывает сложностей.

— Откуда вы берёте материалы для изделий?

— Металлы можно покупать в банке, камни — у лицензированных компаний. Или ты можешь сам приобрести где-то камни, пройти таможню и оплатить налог за ввоз. То есть оборот этих материалов контролируется государством.

О драгметаллах и камнях

— Почему нет изделий из чистого золота? Что туда подмешивают? И откуда берётся белое золото?

— Чистое золото мягкое, как пластилин, из него невозможно делать украшения, а добавки придают ему твёрдость. Такие примеси называются лигатурой. В основном в золото добавляют серебро и медь. А если оно белое, значит, туда добавили платину, никель, палладий.

— Кто ставит ювелирную пробу?

— У нас в стране это делает пробирная палата, а не сам мастер. Ювелир же ставит на изделие свой именник, который выдаёт государство. На нём отображены год и место изготовления, код мастера или фирмы. Зная именник, вы можете ввести в поисковике шифр и узнать, кто, где и когда изготовил ваше изделие.

— Меняется ли как-то золото после переплавки? Устаревает, портится?

— При частой плавке металла происходит так называемое старение металла. Поэтому каждый раз при очередной плавке нужно добавлять какую-то долю чистого золота, иначе при прокате он может быть хрупким.

— Искусственные камни — это плохо? Почему к ним все так скептически относятся?

— Раньше я тоже плохо относился к лабораторным камням, но поменял своё мнение. И теперь использую их в своих работах. Современные компании стали производить камни очень высокого качества, они ничем не отличаются по свойствам от натуральных.

Когда ты создаёшь какую-то сложную работу, тебе нужен камень конкретного цвета, чистоты и сложной огранки. Такой или невозможно найти в природе, или он будет крайне дорогим. Зато его можно заменить лабораторным. От этого изделия не теряют свою ценность.

Здесь каждому покупателю нужно понимание, что он приобретает: произведение ювелирного искусства таким, каким его задумал автор. Если ему важнее, чтобы там были натуральные камни, то он должен быть готов к дорогой покупке. К примеру, живописец может использовать любые материалы для самовыражения, и от этого картина не теряет ценности. Так и в нашем деле.

— Почему всякие стразы типа Swarovski так дорого стоят?

— Это исключительно пиар, бренд. Они молодцы, что набрали хорошую команду дизайнеров, создающих современные, качественные вещи, которые нравятся покупателю. Выглядит модно, блестит красиво. При этом все понимают, что такое же изделие в драгоценных материалах будет в разы дороже. И в итоге стоимость страз уже может казаться не такой высокой.

— Что вообще определяет цену изделия?

— Материалы, из которых оно сделано, стоимость работы, налоги, бренд, имя мастера. Если это авторская работа, созданная каким-то узнаваемым именитым ювелиром, то изделие может стоить дороже. Это так называемый авторский коэффициент.

— Почему ювелирные дома вроде Cartier, Bvlgari, Tiffany стали такими великими? Что их отличает и обоснована ли цена?

— У них есть богатая история. Они появились во времена «золотой эпохи» ювелирных украшений: в конце XIX — начале XX века. Благодаря своей истории и рекламе эти компании завоевали мировое господство на рынке и смогли устанавливать свои цены. Но сейчас их положение немного ослабевает, потому что многие покупатели всё больше хотят уникальных авторских произведений и выбирают более камерные ювелирные дома.

О выборе украшений

— Можно ли невооружённым глазом распознать подделку?

— Если через ваши руки проходит огромное количество ювелирных изделий, это реально. Неспециалисту же это сделать сложно. Если вы берёте ювелирные изделия в руки раз в полгода, то вряд ли отличите подделку просто на вид.

— Какое золото лучше выбирать? Или, может, отдать предпочтение другим металлам?

— Главный критерий выбора украшения — чтобы вам оно нравилось. А дальше уже можно обратить внимание на нюансы. Лучше выбирать 18-каратное золото — это 750‑я проба. Также стоит обратить внимание на то, как украшение изготовлено: как сделан и работает замок, как закреплены камни.

— Какой выбрать камень, если у тебя не очень большой бюджет?

— Вторая группа самоцветов — прекрасные камни. Это могут быть аметисты, бериллы, турмалины, опалы, гранаты. Они ценятся всё больше и становятся очень популярными среди ювелиров. Так что можно найти красивые и интересные изделия с такими камнями, и с годами их стоимость станет ещё выше.

— Какое украшение может стать фамильной драгоценностью?

— Во-первых, то, что ты делаешь для себя, используя какие-то свои символы и смыслы. А во-вторых, это может быть уникальное произведение современного мастера, которое ты покупаешь и сохраняешь в своей семье.

Ещё интересные интервью
🎙
«Балет — от слова „болит“»: интервью с балериной Большого театра Верой Борисенковой
«В Арктике ты осознаёшь, что природа совершенно другого масштаба»: интервью с гляциологом Дианой Владимировой
«В ресторане первым делом смотрю на цвет пола»: интервью с ресторанным критиком Олегом Назаровым
Обложка: фото из архива Ильгиза Фазулзянова
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Chto podarit' mal'chiku na Novyj god: 15 klassnyh idej

Что подарить мальчику на Новый год: 15 классных идей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Nahodki AliExpress: samye interesnye i poleznye tovary

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары

10 подарков парню на Новый год, которые не будут пылиться на полке

10 подарков парню на Новый год, которые не будут пылиться на полке

10 бытовых товаров от Synergetic, которые часто покупают на Ozon

10 бытовых товаров от Synergetic, которые часто покупают на Ozon

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

Берём в подарок колонку «Яндекс Станция Миди» со скидкой 50%

Берём в подарок популярную колонку «Яндекс Станция Миди»

Это интересно
Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь

Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

Как выбрать апарт-отель для инвестиций и зачем это нужно

Как выбрать апарт-отель для инвестиций и зачем это нужно

Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку

Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку

Комментарии
Наталья Мурахтанова
29.11.23 10:17|изменено
Заглянула на сайт Ильгиза ради интереса — украшения там, конечно, огонь!
Алексей Михайлов
29.11.23 13:41
"Художник, который серьёзно занят своим делом, не должен постоянно ждать музу. Творчество — это самодисциплина, порядок и постоянная работа. Муза же просто оберегает художника, сохраняя пространство вокруг него, чтобы он мог творить." - можно это утащить? Это просто... Лучше и не скажешь.
Ilsur Gazizov
02.12.23 09:57|изменено
Хорошо когда ювелир занимается только творчеством. На сегодня это невозможно если ты одиночка. ГИИС, ФинМониторинг, ФНС это основные организации с которыми надо работать, есть ещё и ряд других карательных организаций. И чтобы всё было правильно нужно очень много времени этому уделять. С каждым годом требования к ювелирам только увеличиваются,поэтому ,,Творить " уже мало у кого получается, если официально зарегистрирован.

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Kremlina Nova8 минут назад

0 / 0

Ничего себе. Какая целеустремленная и бесстрашная женщина. Я люблю ходить и путешествовать, но не одна и не в экстремальных условиях.
Из Мексики в Канаду пешком: девушка променяла престижную работу на маршрут длиной 5 700 км — и не жалеет
Аватар автора комментария
Ринат8 минут назад

0 / 0

Говорили же , что чума возникла из-за того , что именно в Европе уничтожили всех кошек при борьбе с нечистой силой, расплодились крысы с блохами , переносчиками болезни
Учёные из Кембриджа рассказали, как в Европу пришла самая смертоносная чума — из-за вулканов
Аватар автора комментария
Виктор Медведев9 минут назад

0 / 0

С учётом того, как сейчас работает мобильный интернет в России, не очень-то и нужна симка в планшете
Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей
Аватар автора комментария
Виктор Медведев10 минут назад

0 / 0

А это мини-ракета?) Мне кажется, что зарядка больше на собаку похожа)
Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%
От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях