Если вы переходите на фриланс или просто решили подработать, рано или поздно вам зададут вопрос о стоимости ваших услуг. Он может ввести в ступор: продешевить не хочется и потерять клиента тоже. Поэтому придётся искать компромиссы.

Как понять, сколько вы можете брать

Бывает, один человек просит за какую‑то услугу 5 тысяч, а другой — 50 тысяч. И оба смотрят друг на друга с недоумением, ведь каждый думает о коллеге: «Неужели за эти деньги можно работать?»

Дело в том, что справедливой цены нет. Верная сумма — та, которую заказчик готов заплатить и за которую исполнитель готов работать.

Так что вы со своей стороны должны рассчитать, сколько вам нужно, а потом скорректировать это значение так, чтобы найти необходимое количество клиентов для безбедной жизни. Вот что для этого нужно сделать.

1. Выясните средние цены на рынке

Эта цифра нужна, чтобы просто понимать, сколько вообще берут ваши коллеги. К сожалению, для каждого персонально эта цена не значит ничего, потому что за ней скрывается слишком много переменных.

Возьмём копирайтинг. Есть маститые авторы, которые берут десятки тысяч за текст. Но их не так много на фоне людей, которые называют себя копирайтерами просто потому, что в школе хорошо писали сочинения. Последние готовы брать 50 рублей за 1 000 знаков, и, естественно, они обрушивают статистику. Так будет в любой отрасли. Есть неопытные люди, есть просто неумелые, есть профи с синдромом самозванца, которые не верят, что им можно платить больше. А есть звёзды, которые берут не только талантом, но и именем, бойкостью, самоуверенностью.

Средняя стоимость нужна вам для того, чтобы быть готовым обосновать свою ценность для заказчика и объяснить, почему именно вам нужно заплатить больше. Потому что клиенты тоже нередко ориентируются на средние суммы. Хотя есть и исключения: некоторые считают, что чем дороже, тем лучше, но так везёт не всегда.

Чтобы сформировать своё представление о средних ценах, изучайте вакансии и тематические группы.

2. Посчитайте стоимость часа вашей работы

Для начала нужно понять, сколько денег вам необходимо в месяц. В идеале эта цифра складывается из трёх параметров:

  • сколько вам требуется на комфортную жизнь;
  • как много вы тратите на попутные расходы в процессе работы: на бумагу, электричество и прочее;
  • сколько вам нужно на подушку безопасности, инвестирование, обучение и так далее.

Лучше всего считать это в годовой перспективе, чтобы учесть непостоянные расходы и возможные отпуска. Получившуюся сумму надо разделить на количество часов, которые вы собираетесь уделить работе.

Разумеется, это утопическое значение. Вы можете решить, что вам нужны миллионы, значит, час стоит 10 тысяч. Так не получится, особенно в самом начале пути. Поэтому стоит адекватно подойти к расчётам и принять получившуюся цифру как цель, к которой вы будете стремиться.

Здесь важно, что цена часа работы нужна только вам, заказчику её называть не нужно. Время, затраченное на труд, вообще не показатель его результата. А ещё оно даёт пространство, чтобы торговаться: «Собираетесь делать это два дня? Да тут работы на час!» Привязывать оплату надо не ко времени, а к ценности, так что лучше брать деньги за конкретный результат.

Стоимость часа работы также поможет вам более успешно выбирать проекты. Допустим, вам предлагают один десятичасовой проект за 5 000 и один трёхчасовой — за 3 000. Пять тысяч больше, чем три. Но во втором случае у вас останется время на ещё два проекта по 3 000 или на 7 часов отдыха. Если вы завалены задачами, иногда бывает так, что дешевле не работать.

3. Оцените уникальность вашего предложения

Самое время столкнуть средние цены и стоимость вашего часа. Посмотрим на ситуацию со стороны заказчика: зачем платить больше, если есть толпа людей, готовых работать за более низкую плату? Так что необходимо донести, в чём ваша ценность. И здесь имеет значение буквально всё: и качество работы, и скорость, и энтузиазм, с которым вы откликаетесь на срочные задания, и лёгкость в общении, и готовность иногда сделать что‑то сверх техзадания, и личный бренд.

В общем, за вас никто не придумает, в чём ваши сильные стороны и как вы будете презентовать их потенциальным заказчикам. Чем вы круче (и можете это доказать портфолио и отзывами), тем больше получится требовать — кажется, здесь всё очевидно.

Зная эти три пункта, вы уже можете рассчитать компромиссную цифру, в которой сойдутся ваши ожидания, навыки, а также суммы, которые готов платить вам заказчик.

Как экспериментировать с расценками

Цифра, которую вы рассчитали, хороша в теории. На практике всё будет зависеть от того, насколько адекватно вы сопоставили свои умения и желания. А ещё от того, насколько вас ограничивает ситуация. Если в холодильнике пусто, а почта не ломится от заявок заказчиков, можно снизить ожидания и умерить аппетиты.

Если финансы позволяют, лучше изредка выполнять дорогие заказы, чем постоянно делать дешёвые: финансовый результат будет тот же, а свободного времени останется больше.

Пусть лучше я напугаю клиента большой суммой, чем продешевлю. Фигурально: чтобы заработать некие 500 рублей, можно написать 10 тысяч знаков по 50 рублей, а можно — тысячу по 500. Согласна ли я, райтер с огромным стажем, лупить 10 тысяч знаков за полштуки? Конечно, нет. Согласен ли заказчик платить за толковый результат адекватные деньги? Если да — добро пожаловать, работаем. Если нет — вперёд на биржу: там и за 10 рублей напишут, вопрос только что.

Иванна Орлова, копирайтер

Стоит также помнить, что вы определяете цену на свои услуги не раз и навсегда. Вы можете поднимать её, если стали компетентнее или просто хотите больше денег. Удобнее всего это сделать из позиции, когда у вас много заказчиков.

Приходит клиент за услугой, делаем её за условные 100 рублей. Второму выставляем цену в 200 рублей. Третьему — 400 и в этот момент повышаем цену первому. С четвёртого берём уже 800 рублей. И так до тех пор, пока количество отказавшихся заказчиков не превысит критическую массу.

Дмитрий Кузьмин, редактор, автор

Такой подход позволяет вам постепенно перейти на более дорогие заказы и ничего не потерять в деньгах.

Что нужно запомнить

  1. Справедливой цены нет. Есть сумма, которую заказчик готов заплатить за пользу от вашей работы.
  2. Чтобы рассчитать стоимость своих услуг, нужно достигнуть компромисса между вашими ожиданиями, компетенциями и реалиями рынка.
  3. Как только заказов станет много, повышайте ставки.

А как подходите к оценке своих услуг вы? Делитесь в комментариях.