10 простых правил для общения в социальных сетях и по электронной почте

Казалось бы, сейчас люди только и делают, что общаются посредством социальных сетей и email, зачем им еще какие-то правила, когда и так выработаны определенные нормы? На самом деле, в 9 случаях из 10 собеседники забывают об абсолютно элементарных вещах, возникает масса недопониманий и задержек. Ладно бы речь шла только о личной переписке: в деловом общении происходит ровно то же самое (и порой даже намного хуже, чем в неформальном). Хочу поделиться с вами своими 10 правилами для общения в соцсетях и по электронной почте и очень надеюсь, что вы найдете им применение, сделав цифровое общение не менее эффективным, чем оффлайн-коммуникации.

😏 В телеграм-канале «Постельный режим» обсуждаем секс и отношения. Строго 18+!

1. Всегда представляйтесь незнакомым людям и не начинайте с «Доброго времени суток»

Понятно, что ваше имя и так видно. Но хотя бы в 1 предложении расскажите, кто вы, откуда, какую компанию представляете и почему пишете абсолютно незнакомому человеку. Так будет понятно, откуда вы узнали о вашем собеседнике, происходит некая «настройка» будущего тона разговора. Ведь по аватарке и имени-фамилии не ясно, кто вы: серьезный человек или очередной интернет-мошенник (всякое случается, скажу я вам, и в Сети первое впечатление не менее — а то и более — обманчиво, чем в оффлайн-жизни). А почему не начинать с «Доброго времени суток»? Потому что так вы похожи на продавца утюгов и «гербалайфа» :) Нет, правда: что мешает вам написать «Добрый день!» или «Здравствуйте!» (или даже «Привет!» наконец). И обязательно добавляйте к приветствию обращение по имени. Безликое «доброго времени суток» позволяет закрасться сомнению, что подобные письма или сообщения вы рассылаете пачками каждый день десяткам незнакомых людей, и потому даже не потрудились «вплести» приветствие в ситуацию и временной контекст.

2. В первом сообщении / письме всегда обращайтесь на «вы»

Писать «Вы» или «вы» — дело ваше (на этот счет холивор в Рунете уже года три не утихает:) ). Важно то, что вы с человеком пока не знакомы, и до уровня обращения на «ты» переходить по умолчанию сразу не стоит (не все люди относятся к этому одинаково просто, поверьте мне). Если собеседник одного с вами возраста или младше вас, можете предложить переход на «ты» только после нескольких писем или сообщений (но только если видите, что общий тон «разговора» — дружелюбный, и на эмоциональном фоне общения смена «вы» на «ты» не скажется отрицательно). К людям, которые намного старше вас, в деловой переписке всегда обращайтесь на «вы.»

3. Не звоните абсолютно незнакомым людям на мобильный или в Google Hangouts без разрешения

Даже если вы где-то нашли / увидели / узнали телефон интересующего вас человека, не начинайте ему звонить. К примеру, сам никогда не беру трубку на незнакомые номера, если не жду звонка. Мобильный телефон или служба видео-звонков — это тот «последний рубеж,» который есть у любого современного человека (неважно, кем он работает, чем занимается и на какой должности находится). Брать трубку абсолютно на все входящие звонки может и обязан только пиарщик или официальный представитель компании. В остальных случаях с 90%-ной вероятностью вам всё равно не ответят. Экономьте свое время и чужие нервы. Другое дело — если вы попросили номер для уточнения деталей, вам этот номер дал сам собеседник и вы с ним связались (уже с его разрешения).

4. Начинайте с главного

Пoнятно, что у вас «крупный проект,» что вы — «компания, занимающаяся тем-то и тем-то,» что «вам рекомендовали обратиться» и т.д. Вся вступительная «вода» должна сводиться максимум к 2 небольшим предложениям. Дальше переходите к сути: вы обращаетесь с конкретным предложением / вопросом / запросом, а не для того, чтобы рекламировать себя, свою компанию и то, какие вы крутые (этой «болезнью» страдает едва ли не треть компаний и агентств, пишущих фрилансерам, к примеру).

5. Не затягивайте с ответом на запрос и не бойтесь говорить «нет»

О том, почему важно и нужно отказывать и делать это своевременно, я уже писал ранее. На всякий случай еще раз напомню: затягивание с ответом на вопрос, резюме или предложение о сотрудничестве увеличивает негативную «карму» в глазах противоположной стороны и ставит вашего собеседника в состояние хронической неопределенности.

6. Будьте вежливы и сдержанны, используйте «говорящую» тему письма

В заголовке письма сформулируйте четко в 3-5 словах то, зачем и о чем пишете. Так выше вероятность, что вам ответят. Даже если тон собеседника вас задевает или кажется вам надменным, проявляйте сдержанность и вежливость: возможно, вы просто столкнулись с «защитной реакцией» человека, которому десятками в день приходят письма от разнообразных некомпетентных и даже недалеких людей (чем известнее человек или компания, на которую он работает, тем процент таких писем становится выше).

7. Если у вас возникают сомнения — гуглите

Бывает и так: вы уже достаточно долго общались с человеком по делам или по личным каким-то темам, но вас «терзают смутные сомнения» насчет порядочности, намерений и серьезности вашего собеседника. Не поленитесь вбить имя и фамилию в поисковик, полистайте проекты, блоги, связанные с этим именем. Посмотрите Facebook*, Twitter и даже иногда анкеты знакомств: «скелеты в шкафу» порой лежат на самом видном месте. Недаром в крупных ИТ-компаниях при приеме на работу проверяют «цифровое я» будущего сотрудника.

8. Почту проверяйте дважды в день, в первую очередь отвечая на письма от незнакомых людей

Для себя установил правило проверять почту утром до 10 утра и вечером в период с 17: до 19:00. Ориентируйтесь по адресам отправителей и теме письма. Периодически заглядывайте в папку «Спам» в почтовом профиле и во вкладку «Другие» в сообщениях Facebook*: туда иногда попадают важные и нужные вам письма (потому что технологии по-прежнему нет-нет — да и дают сбой).

9. На время командировок и отпуска включайте в почте автоответчик

В правильно настроенном автоответчике в ответ на присланное вам письмо должны быть контактные данные человека, с которым можно связаться на время вашего отсутствия, а также примечания о вашей доступности / недоступности для звонков и писем в определенный период времени, возможности / невозможности написать вам в Skype, Facebook* или по другим каналам связи.

10. Ставьте в копию только тех, кого касается это письмо. Пользуйтесь ярлыками, группами и папками для работы с письмами

«Чехарда» из вложенных писем, разосланных сразу 20 людям из одной компании — это нехорошо и неудобно. 250 входящих, перемешавшихся в случайном порядке — это тоже неудобно. Забыть о письме и рыться в архиве сообщений и писем в поисках нужной вам темы обсуждения или проекта — для фрилансера или менеджера вообще непростительная штука. Чем больше порядка в ваших «Входящих» и «Отправленных», тем удобнее вам самим и тем меньше времени вы тратите на промежуточную рутину.

Фото: Shutterstock

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Никс
04.06.13 20:24
У меня лежит почти готовый пост про деловую переписку, основанный на собственном опыте - вот там дело. Только там надо немного убавить градус ненависти к любителям опенофисов и последователям советов артемия лебедева.
Margarita Isanova
04.06.13 21:01
1. Всегда представляйтесь незнакомым людям и не начинайте с «Доброго времени суток» - насчет "времени суток" спорно - как знать, когда человек прочитает письмо - утром или поздно вечером? несущественный совет. 3. Не звоните абсолютно незнакомым людям на мобильный - не стоит забывать, что есть люди, которые а) не постоянно сидят в инете, а дело может быть довольно срочным; б) доступны только по мобильному (невозможно написать сообщение или отправить письмо, для этого необходимы разные телодвижения вроде регистрации на сайте и тд, а позвонить - быстрее и проще. Для таких случаев используется рабочий номер с автоответчиком на случай занятости. Если человек выложил свой номер телефона в свободный доступ, он должен предполагать, что на него могут позвонить. Другое дело, что специфика общения по телефону иная. Насчет "ты-вы" спорно, опять-же. Все зависит от собеседника. За это я люблю английский, где нет подобного различия. От себя могу добавить, что не стоит повторять одно и то же сообщение несколько раз, если Вам на него не ответили за сутки, а то очень часто получается "А вы не прочитали мое письмо? А почему не ответили? А готово? А когда?". В идеале - использовать функцию "отправить подтверждение о прочтении". А получателям - отписывать, что письмо/сообщение получено.
Гульнара Эмирали
04.06.13 21:18
Все "правила" вроде очевидны, но в практике многие забывают об этих очевидностях. Я особое внимание, обычно, уделяю теме письма. Для меня самой важно, чтобы человек на той стороне уже с первого взгляда понял о чем пойдет речь.
wcp
05.06.13 14:33
А что ж мой коммент-то удалили? Правда не нравится? Так я еще раз могу написать - для каких дебилов вы пишете эти прописные истины? Вы своих читателей таковыми считаете? Или же это попытка клепать сео-статьи в надежде получить поисковый трафик по НЧ ? Очень прошу статью "Методы чиркания спичкой по коробку", давно жду.
Читать все комментарии