1. Инуумоно — спортивная стрельба из лука по собакам
Существует заблуждение, что самурай — воин ближнего боя, сражающийся исключительно мечом. Но мы уже рассказывали, что это не так. На самом деле эти ребята были конными лучниками, а катану использовали в основном как предмет статуса или оружие «последнего шанса» — когда враг дорвался до рукопашной и другого варианта просто нет.
Но умение стрелять для буси было ещё важнее, чем биться на мечах.
Искусство самурая именовалось тогда не бусидо (это относительно новое выражение), а кюдо и юмия-но мити — «путь лука и стрелы». И воины тренировались стрелять из луков ничуть не менее, а то и более усердно, чем махать катаной. Именно для отработки этого навыка изобрели инуумоно.
Вот как это выглядело. Строим круглый загон диаметром где-то 15 метров. Запускаем туда несколько собак. Участники соревнования садятся на лошадей и скачут вокруг вольера. У каждого — лук и стрелы с оперением собственного цвета. Задача — перебить столько друзей человека, сколько сможешь. Кто больше целей поразил, тот победитель. Это вам не по банкам стрелять, тут практика нужна.
Инуумоно стало особенно D. G. Bargen. Suicidal Honor: General Nogi and the Writings of Mori Ogai and Natsume Soseki среди японской знати в периоды Камакура и Муромати (с 1185 по 1573 годы). Этот вид спорта ценил великий лучник Садамунэ, написавший целый трактат о нём.
А его правнук, ещё более заметный стрелок Мочинага, настрочил аж пять руководств, и эта стрельба стала почитаться как важнейшее для самурая искусство. И где были зоозащитники, когда они так нужны?
Правда, позже буддийские монахи начали ненавязчиво Y. Woodson. Lords of the Samurai: The Legacy of a Daimyo Family самураям, что нехорошо убивать невинных животных, не приведёт такая практика к просветлению.
Благородные буси таки вняли просьбам духовенства. А чтобы и святош этих уважить, и себя не обидеть, просто стали стрелять в собак затупленными стрелами. Это не убивало животных, но им вряд ли стало сильно легче. А вот самурайская карма была спасена.
2. Тамэсигири — испытание оружия на людях
Как известно, у любого самурая имелась катана, которая должна была с одного удара разрубать что угодно — шёлковый платок, волос любимой женщины, всадника в полном доспехе вместе с конём и так далее. Правда, выдающиеся достоинства этого оружия были несколько преувеличены, о чём мы уже писали. Но всё равно, катана обязана хорошо рубить.
И у японцев было целое отдельное боевое M. Sesko. Legends and Stories around the Japanese Sword под названием тамэсигири («пробный удар»), нацеленное на испытание оружия. Купил благородный буси себе катану, и как ему прикажете угадывать, оригинал это или подделка? Правильно, начать кромсать что-нибудь — соломенные снопы, бамбук, ткань…
Как гласит пословица, купленный утром меч должен быть использован до заката солнца. А иначе ты не буси, а так, и катана у тебя для виду.
Особо суровые рубаки предпочитали оттачивать искусство сечки на трупах казнённых людей, на живых приговорённых преступниках и даже на крестьянах и нищих, попавшихся под горячую руку. Порой удар наносили не по одному телу, а по нескольким, предварительно связав их вместе, — это называлось сумоногири.
На испытанных мечах ставили M. Sesko. Legends and Stories around the Japanese Sword, какие именно увечья были ими нанесены. А ещё давали клинкам всякие захватывающие имена вроде Рю гурума (разрубатель бедёр), О-кэсой (рассекающий пополам) или Хигэгири (брадобрей). Это было своеобразным знаком качества.
Историк Кадзухиро Сакауэ из японского Национального музея природы и науки, K. Sakaue. A case report of human skeletal remains performed Tameshi-giri (test cutting with a Japanese sword) / Department of Anthropology, National Museum of Nature and Science скелеты несчастных, на которых средневековые буси испытывали своё мрачное искусство. По его словам, иногда тела складывали штабелями по семь штук. А после испытания меча самураи возвращали их семьям — безумный жест вежливости.
Родственники покойных порой хоронили в одной могиле нескольких человек сразу, потому что не могли определить, где останки их близких, а где чужие, — так те были изуродованы.
3. Цудзигири — развлекательные убийства на перекрёстках
Цудзигири дословно Tsujigiri / Tofugu «убийство на обочине». Первоначально так называли дуэли между благородными буси. Ну, как обычно, не поделили что-то самураи — слово за слово, «а ну выйдем, разберёмся». И пошли рубиться на дороге, чтобы катанами за дверные косяки не цепляться.
Но в период Сэнгоку (1467–1600) в Японии началась дикая анархия, и самураи стали позволять себе M. Sesko. Encyclopedia of Japanese Swords. Например, купил буси новую катану, надо испытать, а осуждённых преступников или пленников под рукой нет.
Неловко получается. Решение: идём на улицу (желательно всё-таки в ночное время) и убиваем там встречного торговца или крестьянина. Это тоже было цудзигири, и с точки зрения законодательства самураю никаких претензий предъявлять было нельзя. Ну обезглавил какого-то землекопа, с кем не бывает.
Так можно было отработать новый приём, проверить заточку клинка или просто улучшить настроение. А ещё ходило поверье, что, совершив тысячу внезапных убийств, можно вылечить любую болезнь.
В 1602 году сёгунат Эдо наконец запретил эту практику под страхом смерти, справедливо рассудив, что эдак скоро крестьяне в стране закончатся, и кому рис выращивать? Тем не менее подобные убийства всё-таки время от времени случались.
Кстати, несмотря на название, E. Mitamura. Edo banashi shūsei необязательно проводились на свежем воздухе. Как-то раз в 1696 году в квартале красных фонарей Ёсивара самурай по имени Сано Джиродзаэмон оказался недоволен качеством оказываемых услуг, выхватил катану и порубил несколько десятков женщин, не выходя из помещения.
Мог бы просто в жалобной книге запись оставить, но не сдержал эмоций. Сёгун самурайской доблести не оценил и приговорил воителя к смерти. Позже об этом событии был поставлен спектакль кабуки «Убийство сотни человек в Ёсивара».
4. Кири-сутэ гомен — право убивать за оскорбления
Как известно, самурайская честь очень важна. Ведь если последняя будет запятнана, буси, возможно, придётся совершить сэппуку или уйти в монахи. А другие дворяне будут над ним смеяться — это особенно неприятно. Поэтому самураи очень любили обижаться на любой косой взгляд. А если самурай обиделся — тут недалеко и до смертоубийства.
Буквально кири-сутэ гомен Kirisute-gomen / Samurai World Encyclopedia «право разрезать и уйти». Впрочем, эта фраза появилась гораздо позже. В ранних исторических источниках этот обычай называется учи-суте («ударить и бросить») или бурей-учи («оскорбить и ударить»).
Учи-суте означало право самурая нанести мечом удар любому, кто его оскорбит. Под оскорблениями в разные времена подразумевалось самое разное поведение: в эпоху Сэнгоку, например, могли зарубить за то, что крестьянин «не так смотрит» или смеет хихикать над тем, что буси носит носки с сандалиями.
Но позже кири-сутэ гомен всё-таки было ограничено более чёткими правилами. Так, самурай E. Ikegami. The Taming of the Samurai: Honorific Individualism and the Making of Modern Japan был наносить удар сразу после оскорбления, а не через несколько дней.
Упустил момент — ну, значит, простил. Собрался рубить простолюдина — одолжи ему свой короткий меч вакидзаси, чтобы он получил шанс на самооборону. Благородным противникам меч не одалживаем, у них свой есть.
Сумел защититься — молодец, хвалим, прощаем. Второй удар наносить нельзя.
Если самурай всё-таки убил наглеца, следует пойти к ближайшему чиновнику, доложить про инцидент и предоставить хотя бы одного свидетеля, чтобы тот подтвердил версию буси. Кстати, можно приводить своих друзей и родственников, не принципиально.
Если сюзерен самурая решал, что убийство было оправданно, буси извиняли. Если кири-сутэ гомен имело не очень весомые причины, самурая могли посадить под домашний арест на 20 дней и даже конфисковать у него оружие на этот же срок.
Если же буси сгоряча убил кого-то важного для сёгуна или императора, его могли вынудить совершить сэппуку и даже лишить его детей наследства. Так что особо буянить всё-таки не следовало.
Возможно, именно кири-сутэ гомен является причиной традиционной японской вежливости, которая порой доходит до безумия. Дело в том, что ронины, буси-изгои, не отказывались от своих самурайских замашек и тоже считали себя вправе нанести удар за настоящее или мнимое оскорбление.
Обычного дворянина можно было хотя бы опознать по дорогой одежде, а ронины зачастую выглядели как грязные оборванцы. Вот только такой бродяга вполне мог иметь под лохмотьями меч и умел его применять. Это было веским поводом для простых японцев быть исключительно почтительными со всеми подряд — мало ли.
И, кстати, у самураев было особое E. Ikegami. The Taming of the Samurai: Honorific Individualism and the Making of Modern Japan торинуке гомен — «право пройти первым». Оно относилось к медицинским работникам, врачам и акушеркам. Им позволялось больше, чем другим простолюдинам, и рубить их было нельзя. Даже если доктор потрогал самурая где не надо.
5. Иайдзюцу — убийство ничего не подозревающего противника
Представьте: вы вместе с другим самураем сидите на корточках, как полагается ровным буси, и пьёте чай. И он как-то недобро поглядывает то на катану, лежащую перед ним, то на вас. Что в таком случае предписывает самурайская этика?
Правильно, прибегнуть к иайдзюцу. Это D. A. Hall. Encyclopedia of Japanese Martial Arts вынуть меч раньше, чем это сделает ваш собеседник. Ещё более сложное действо, которое под силу только настоящим мастерам меча, — баттодзюцу. Это умение достать катану из ножен, нанести удар и убить противника одним движением.
После можно спокойно вытереть клинок о штаны безвременно усопшего, вложить обратно в ножны и продолжить пить чай, любуясь цветущей сакурой.
Если убить с одного удара не получилось и пришлось наносить ещё несколько, то это не баттодзюцу, а иайдзюцу — не перепутайте.
Кроме того, изучавшие эту G. Wagner. Japanese Swordsmanship: Technique and Practice самураи постигали также этикет в позе иай-гоши — ну, той самой, в которой пьют чай. Особенно важно было научиться правильно кланяться, так как в этот момент голова подставляется под удар.
А ещё нельзя было разворачивать оружие рукоятью к собеседнику — так, что клинок будет неудобно выхватить. Он может подумать, что вы ставите себя в уязвимое положение, потому что недооцениваете его способности фехтовальщика, и решит доказать вам, что иайдзюцу у него на уровне.
6. Хитобасира — человеческое жертвоприношение при строительстве
Самураю, если он богат, неплохо было бы всё-таки иметь замок. А его надо построить так, чтобы он не рухнул при землетрясении, которые нередко бывают в Японии.
Решение — перед закладкой фундамента J. Mitchelhill, D. Green. Castles of the Samurai: Power and Beauty под будущим замком человека в качестве жертвы. Можно несколько. Чаще всего использовались мать и младенец. Этот обряд соблюдался самураями до XVI века. Такие жертвы оставлялись также и при строительстве мостов, плотин, стен и так далее.
А после этого потомки самураев удивляются, почему у них мстительные призраки-онрё с чёрными нечёсаными волосами отовсюду лезут — даже из телевизоров.
7. Ёбаи — самурайские ухаживания за дамами
Вообще может показаться, что быть самураем — значит пользоваться успехом у женщин. В конце концов, не каждая девушка рискнёт отказать суровому буси, имеющему привычку, чуть что, хвататься за меч. Тем не менее в реальности у этих ребят были некоторые проблемы с женитьбой.
Дело в том, что вплоть до конца периода Эдо самураю для этого K. Hyakunen. Japanese Culture in the Meiji Era получить согласие своих родителей, родителей невесты, даймё и администрации сёгуната. А в некоторых, особенно запущенных случаях — и лично императора. Как вы понимаете, это была задачка ещё та.
Кроме того, дворянство в Японии (как, впрочем, и во многих других странах) рассматривало брак всё больше не с романтической, а с экономической стороны, поэтому самураев женили на девицах с хорошим приданым — неважно, любимых или нет. Это называлось омиай — сватовство к богатой невесте.
Удачная женитьба позволяли обедневшим самураям поправить своё финансовое положение, а богатым простолюдинам — примкнуть к древним благородным семействам. Желание буси заработать понятно: даймё S. R. Turnbull. Warriors of Medieval Japan им жалование за службу не деньгами, а рисом. Минимальная ставка в год — примерно 150 килограммов. Получение такой зарплаты не позволяло самураям возгордиться и начать кичиться богатством.
Иногда бывало так, что какому-то обеспеченному купцу позарез надо породниться с самураем, что сулило неплохую защиту и разные выгоды. Решался вопрос так: за богатого буси выдавали дочь. А если самурай не хотел на ней жениться, ему делали щедрый денежный подарок на свадьбу. И чувства к суженой мгновенно просыпались.
Естественно, браки, заключённые не по любви, не способствовали здоровой интимной жизни, и самураи иногда совершали ёбаи — «ползание по ночам».
Это когда мужчина тайно приходит к девушке в тёмное время суток, проводит с ней время и утром удаляется. Считалось, что, если уйти молча, правила приличия не будут нарушены.
Иногда самураи B. Lafayette De Mente. Japan’s Cultural Code Words: Key Terms That Explain the Attitudes and Behavior of the Japanese ёбаи с той девушкой, на которой позже женились, и тогда это считалось ритуалом благородного ухаживания.
Если же женатый самурай приходил к простолюдинке, её мать и отец делали вид, что ничего такого не видели. Мало ли, ещё катаной махать начнёт. А если девушка внезапно беременела, их назначали официальными родителями ребёнка.
8. Косё — самурайская подготовка
Слово косё переводится как «человек, который следует за дворянином» — примерный аналог западного пажа. Это когда взрослый воин-буси берёт себе на обучение мальчика, которому только предстоит стать настоящим самураем. В средневековой Европе рыцари примерно также принимали в услужение оруженосцев.
Воспитание юного самурая было S. R. Turnbull. Warriors of Medieval Japan, которое современные родители сочли бы довольно жестоким. Упражнения по фехтованию начинались с 5–7 лет, а некоторые уникумы могли и трёхлетнему деревянную саблю выдать — не игрушечную, а тренировочную.
К семи годам в дело шёл также настоящий короткий клинок маморигатана, для самообороны. Мальчиков обучали военной тактике, стрельбе из лука, верховой езде, плаванию в доспехах (суйэйдзюцу), обращению с копьём и рукопашному бою, дзю-дзюцу с применением палок и кастетов явара — чтобы веселее было.
Кроме того, уделялось внимание этикету, чайным церемониям, сложению хокку и так далее.
Это тоже было важно, потому что при несоблюдении правил приличия самураи частенько хватались за оружие — иайдзюцу, да.
Будущим буси запрещали плакать, даже если было очень больно, и призывали стоически терпеть трудности. Так, некий самурай Йошики, воспитывавший восьмилетнего сына одного могущественного даймё, L. S. Roberts. Growing Up Manly: Male Samurai Childhood in Late Edo-Era Tosa его ходить пешком, а не ездить на лошади или в карете, чтобы тот рос настоящим мужиком, а не вот это всё.
Для S. R. Turnbull. Warriors of Medieval Japan храбрости детей отправляли, например, ночевать на кладбищах и в других местах, где, по поверьям, водится нечистая сила. Кроме того, будущему самураю могли приказать сходить ночью на площадь, где выставлялись отрубленные головы преступников, и оставить на них отметки ножом. Так поутру наставник буси мог удостовериться, что подопечный исполнил приказ, а не струсил.
Наблюдение за публичными казнями, ходьба босиком зимой, отсутствие сна и непомерно тяжёлая работа тоже были полезными для боевого духа воспитанников.
9. Сэппуку — лучший способ сберечь честь
Несмотря на высокий статус самурая, брак с ним порой был сопряжён с определёнными рисками. Мы уже рассказывали, что сэппуку буси совершали не то что бы очень часто — только когда другого выхода не было.
Но если воитель всё-таки решался на это, правила хорошего тона S. R. Turnbull. The Samurai: A Military History его жене последовать примеру супруга. Дамы, однако, чаще не распарывали живот, потому что это слишком брутально и некрасиво, а предпочитали полоснуть себя ножом по горлу. Перед этим они предусмотрительно связывали себе колени, чтобы не упасть случайно в неприличной позе.
Для мужчин же харакири было ещё более мудрёным S. R. Turnbull. The Samurai: A Military History. К нему готовились весь день — мылись, брились и чернили зубы, это называлось охагуру. Совершив все необходимые действия, буси писал финальное хокку, пил саке и наконец совершал задуманное кинжалом кусунгобу.
За процессом наблюдали зрители, даймё, другие самураи и их слуги. Детей с собой тоже можно было брать, чтобы закалить их мужество.
Воин-самурай мог совершить сэппуку иногда просто за компанию, если его господин умер или потерпел позор, — это называлось дзюнси. После распарывания живота шею воину наполовину рассекал кайсякунин, его помощник, — когда буси уже всем доказал свою храбрость и презрение к боли, можно было и избавить его от мук.
Быть кайсякунином для других самураев было L. Frederic. Japan Encyclopedia, потому что тут легко опозориться. Ударишь слабо — только увеличишь страдания товарища. Ударишь сильно — голова отвалится и коснётся земли, а это позор и для тебя, и для твоего подопечного. Случалось даже так, что кайсякунин, не сумев как следует разрубить шею друга, потом сам делал харакири, чтобы смыть позор. Последний такой случай был зафиксирован аж в XX веке.
Особо брутальные самураи услугами кайсякунина не пользовались — зачем, если сами с усами. Совершив необходимые манипуляции, доблестный буси L. Frederic. Japan Encyclopedia был сам запахнуть кимоно и закрыть лицо руками, чтобы никто не увидел выражение недовольства и уж тем более страданий. Такой способ почитался как особо мужественный.
Неудивительно, что большинство буси предпочитало вместо сэппуку податься в ронины или уйти в монастырь.
10. Кучиками-но — саке из пережёванного риса и слюны
Чтобы все вышеперечисленные трудности не сломили воинского духа, самураям следовало иногда отдыхать. Но поскольку сериалы Netflix и видеоигры тогда до Японии ещё не добрались, у буси оставался более традиционный, хотя и вредный для здоровья, способ расслабиться — саке.
Вот только даже выпивка у настоящих самураев была не как у людей. И, поднимая очередную чашу, лучше было не задумываться о том, как она была приготовлена.
Дело в том, что средневековое японское Kanpai! Sake through the ages / The Japan Times сильно отличалось от того, что вы можете попробовать сейчас. Современная рисовая водка — хотя саке уместнее сравнивать с хересом — изготавливается с применением открытого ещё в VIII веке особого вида плесневого грибка кодзи (Aspergillus oryzae).
Но в Средневековье этот способ был ещё не очень распространён, и поэтому тогдашний напиток часто готовили по старинке, применяя оригинальную технологию кучиками-но. Это слово буквально переводится как «саке, пережёванное ртом».
Рецепт Why Sake Used to Be Made with the Spit of Japanese Virgins / Vice: берём рис, жуём, пока не превратиться в кашицу, и сплёвываем в деревянный чан. Ждём несколько дней, пока ферменты слюны не превратят крахмал в глюкозу, которая затем трансформируется в спирт. Всё, можно пить.
Впрочем, зачастую такой напиток получался настолько густым, что при его употреблении дозволялось использовать палочки. Вместо риса можно было также использовать каштаны или просо.
Самый лучший продукт именовался Sake Used To Be Made With The Saliva Of Virgins / Vinepair — «саке красивой женщины». Его готовили специально обученные юные девушки, не встречавшиеся до этого с мужчинами. Впрочем, как вы понимаете, девственниц на всех не напасёшься, поэтому большая часть саке создавалась без соблюдения соответствующих рекомендаций — даже при участии старушек и лиц мужского пола. Этот факт деликатно замалчивался.