Всё наше восприятие настоящего идёт из далёкого прошлого. Казалось бы, человек — такое сложное существо, с разумом, интеллектом, социальное. На практике, если копать чуть глубже, выясняется довольно очевидная для любого признающего эволюцию вещь: древнейшие механизмы являются основой для всего многообразия чувств, эмоций и ощущений, которые мы ежесекундно испытываем сейчас, в современном развитом мире.

Тема на сегодня — всё то же потребление. Излишнее, неразумное потребление, навязываемое современной экономикой. Мы поговорим о том, как обмануть стремление к обладанию вещами, максимально снизив негативный эффект как для кошелька, так и для психики. Если говорить о втором, то тут ситуация ещё лучше: при помощи небольшого хака можно вполне себе удовлетворять тягу к приятным ощущениям, избегая при этом утопания в вещизме.

Итак, есть два тезиса:

  1. Чтобы удовлетворять своего внутреннего потребителя, стоит заменять затратные большие покупки на более частые, но маленькие.
  2. Покупки вещей стоит заменить на покупку уникального опыта.

Всё, чем мы обладаем, теряет для нас ценность с течением времени. Это заложено в нашей природе и является основой в фундаментальных вопросах, связанных с нашим поведением. Подробно почитать о причинах того, почему нам всё приедается и к чему это приводит, можно в англоязычной статье Сони Любомирски, профессора психологии Университета Калифорнии. Оттуда вы узнаете о принципах работы «гедонической адаптации» и её роли в нашем мышлении.

Стремление к новому и лучшему ведёт к поиску разнообразия. Это работает, даже если отношения с человеком заменить на отношение к вещам. Точно так же, как мы привыкаем и постепенно теряем страсть к партнёру, мы теряем страсть к вещам. Даже если у вас самые лучшие вещи, они приедаются. В поисках дозы гормона счастья мы ищем новые положительные ощущения, а получение чего-то нового как раз даёт то, что мы ищем. Вот здесь к нашим услугам всё многообразие товаров. Причём, следуя тому же принципу, на первое место встаёт именно новизна вещи.

То есть, подаренное кольцо с бриллиантом вызовет краткосрочную повышенную радость из-за размера камня, а кольцо с бриллиантом чуть меньше вызовет чуть меньшую краткосрочную радость. Однако на долгосрочном отрезке, и то, и другое кольцо будет вызывать абсолютно одинаковые ощущения. Точнее, их отсутствие — кольцо уже привычно вам, вы носите его и не замечаете.

Решающей оказывается не цена, а новизна вещи. Используйте это на пользу своему кошельку.

Второй тезис следует из различия в восприятии нами вещественных объектов и чего-то нематериального. Речь идёт о новом опыте, новых ощущениях. Эта тема гораздо более интересна, поскольку подразумевает все те же прелестные ощущения, как при распаковке своего нового iPhone, но только без необходимости покупки очередной бессмысленной игрушки.

Вещь статична по своей сути, и она находится рядом с тобой, постоянно. Она неизбежно надоест. Радость обладания потихоньку сходит на нет — вещь уже привычна тебе.

Уникальный единичный новый опыт — то, что единожды даёт тебе невероятные ощущения. Первый прыжок с парашютом будет намного сильнее по ощущениям, чем прокатиться на Ferrari. Посчитайте, сколько всего нового можно испытать на сумму, которую вы могли бы потратить на покупку Ferrari. А теперь переведите это по какому-то своему внутреннему курсу в единицы счастья. Концерты всех любимых групп, кругосветное путешествие — есть десятки и сотни способов получить новый уникальный опыт, и этот опыт даст бешеную дозу счастья в момент получения, а также каждый раз, когда вы будете обращаться к нему через память. Опыт не требует места в шкафу, не ломается, его не надо обслуживать, пылесосить и чистить. Да и платить за аренду хранилища опыта в голове вроде пока тоже не нужно.