Страна башен

В центре Кавказского хребта, где вершины, как кинжалы, сверкают ледниками, а склоны покрыты изумрудными лугами, в долине бурной реки Асса давным-давно жил человек по имени Га. Он был мудр и прожил достойную жизнь. У него было три сына: Эги, Хамхи и Тергим. Умирая, Га призвал к себе сыновей и завещал им:

Ты, Эги, поселись в том ауле, где жил я. Ты, Хамхи, построй свой аул. То же сделай и ты, Тергим.

Так в Ассинском ущелье появились три новых селения, названных по именам основателей: Эги-кеал (теперь Эгикал; кеал — «крыша дома»), Хамхи и Таргим.

Местные жители именовали себя галгаями, что в переводе означает «строители башен». В аулах не было понятных обитателям равнин изб и землянок: слишком непрактично. Горцы строили высокие каменные башни.

С началом монгольского нашествия маршрут Великого шёлкового пути из соображений безопасности «перекочевал» с равнин в горы. Эгикал, Хамхи и Таргим стояли как раз на пути его следования. Местные жители активно торговали с караванами, а также взимали с купцов дань. Аулы росли и богатели.

 Vladimir Sevrinovsky/Shutterstock.com
Vladimir Sevrinovsky/Shutterstock.com

Постепенно семьи, жившие в этих местах, стали настолько влиятельны, что распространили самоназвание «галгаи» на соседние племена. В связи с этим считается, что с Эгикала началось расселение ингушского народа по Ассинскому ущелью.

Позднее галгаи построили на выходе из ущелья большое селение Онгушт (Ангушт, Ингушт). Русские казаки прозвали народ, проживавший там, ингушами, а место — Ингушетией.

Но горная Ингушетия как была столетия назад «страной башен», так и остаётся ей по сей день.

Что посмотреть в Эгикале?

Историко-археологические изыскания установили, что жизнь в Ассинском ущелье кипела уже в XII веке. Но расцвет Эгикала, когда аул стал по-настоящему значимым политическим, экономическим и культурным центром горной Ингушетии, пришёлся на позднее Средневековье.

В то время этот башенный комплекс на южном склоне горы Цей-Лоам насчитывал шесть боевых, пять полубоевых и 50 жилых башенных сооружений с различными пристройками. По периметру аул опоясывало двойное кольцо оборонительных стен.

Жители занимались различными ремёслами: гончарным, оружейным делом и другими. Кроме того, Эгикал славился знатоками горского права и народной медицины. Но главное — там жили искусные строители.

Фотографии Евгения Шивцова

Прежде чем возвести башню, тщательно готовили место. Для этого на выбранном участке разливали молоко: если оно не просачивалось в землю, начинали строительство; если просачивалось — рыли до скального основания. Зачем такие сложности? Дело в том, что галгаи не заливали фундамент, а для строительства необходимо надёжное основание.

При выборе места для будущей башни учитывались также особенности почвы и удалённость от рек и ручьёв. Горцы понимали, что вода — это жизнь, чем ближе к ней, тем безопаснее, и что плодородный клочок земли в горах на вес золота. Такие земли берегли и никогда не занимали под строительство.

Самый доступный строительный материал в горах — камень. Поэтому все сооружения в Эгикале и окрестных аулах возводились по так называемой циклопической технологии.

Циклопическая кладка — это постройка стен из больших каменных глыб без применения какого-либо связующего раствора.

По архитектуре и предназначению башни подразделялись на три вида: боевые, полубоевые и жилые.

Изначально аулы состояли только из жилых башен. Они назывались галами.

Гала — двух- или трёхэтажная прямоугольная башня с плоской крышей и каменным столбом по центру, на котором крепились этажные перекрытия.

Каждая гала принадлежала определённому роду (поэтому сейчас башни именуются по фамилиям семей, живших в них). На первом этаже, как правило, держали скот (овцы, козы), а на верхних жили несколько родственных семей. Рядом с жилой башней обязательно строили полуподземный или надземный склеп. Таким образом, гала — это своего рода семейная усадьба, где поколения одного и того же рода сменяли друг друга.

Быт в башне строился предельно просто. Вещи хранили в нишах толстых каменных стен, топили по-чёрному, готовили на открытом очаге. При этом очаг и цепь, на которую подвешивался котёл, считались священными — все важные решения принимались у очага, а цепь являлась семейной реликвией.

Фотографии Евгения Шивцова

Жилую башню нужно было обязательно построить за один год, иначе род считался слабым, терял уважение. Строители имели непререкаемый авторитет. Даже если они халтурили и построенная на века башня начинала рушиться, считалось, что виноваты хозяева. Пожадничали, мало заплатили работягам — отсюда и брак.

Постепенно отношения в древнем ингушском обществе изменились: появились междоусобицы. Это, в свою очередь, привело к появлению и распространению нового типа башен — полубоевых. Они тоже назывались галами и походили на обычные жилые башни, но были лучше приспособлены для ведения боя и обороны. Так, в них были ниши для стрельбы из лука и «балконы», чтобы сбрасывать на врагов камни или выливать кипяток.

Но вершиной архитектурного искусства галгаев справедливо считаются боевые башни.

Воув — высокая (не ниже 20 метров) квадратная военная башня, имевшая, как правило, пять этажей и пирамидальную крышу.

В воув был только один вход/выход, ведущий сразу на второй или третий этаж (на первом держали пленников). Забирались туда по приставной лестнице, выполнявшей ту же роль, что мост через ров в средневековых замках: её в любой момент можно было поднять наверх.

Ширина последнего этажа боевой башни, как правило, в два раза меньше первого. Воувы сужались кверху неслучайно: при осаде, когда противник завоёвывал один из этажей, обороняющиеся поднимались выше и баррикадировались там. Чем уже были стены, тем сложнее врагам атаковать.

Благодаря этому, при достаточном запасе воды и еды, башни могли выдерживать длительные осады.

Фото: Vladimir Sevrinovsky/Shutterstock.com , Vladimir Sevrinovsky/Shutterstock.com , Vladimir Sevrinovsky/Shutterstock.com

Кроме того, воувы играли важную стратегическую роль. Их размещали по периметру аула, на пересечениях дорог, у входов в ущелье и т. д. Башни строили в самых высоких точках долины. Во-первых, это усложняло задачу врагам, а во-вторых, так было проще передавать сигналы о приближающейся опасности от аула к аулу.

На протяжении XVII–XVIII веков воувы были практически неприступны. Даже если врагу удавалось захватить одну башню, то её защитники по навесным мостам перебирались в другую и занимали оборону там. Но в XVIII веке, с распространением огнестрельного оружия, воувы утратили свою неуязвимость — их строительство прекратилось.

Эгикал — это крупный башенный комплекс, сохранившийся до наших дней. Там вы увидите и жилые и полубоевые галы, и боевые воувы. Одна из боевых башен высотой 27 метров достояла до наших дней практически в идеальном состоянии. Она, как древний воин, по-прежнему охраняющий родную землю. Всего в ауле сохранилось порядка ста различных построек, создающих неповторимую атмосферу. Средневековые башни будто возвращают вас на сотни лет назад: здесь люди жили по законам гор, за обиды платили кровью, а гостю в доме отдавали всё самое лучшее.

Чем заняться в Эгикале?

Эгикал сегодня — это уникальный музей под открытым небом. Он входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного заповедника. Поэтому главная цель поездки в Эгикал — осмотр древних башен.

Для этого лучшим временем считается лето. Галы и воувы столь органично вписаны в ландшафт, что можно часами бродить по аулу, любоваться башнями, горными пейзажами и фотографировать их.

Фото: sculler/Shutterstock.com , 2–3 — фотографии Евгения Шивцова

Кроме того, экскурсию по Эгикалу можно совместить с посещением спортивного или культурного праздника, которые проводятся там ежегодно.

Так, с 2012 года в Джейрахском районе Республики Ингушетия проходит международный турнир по смешанным единоборствам «Битва в горах». Бои проводятся на рингах под открытым небом, а величественные горы и средневековые башни создают неповторимую атмосферу.

Первый турнир прошёл непосредственно в Эгикале, но вторую «Битву» перенесли в более просторный соседний аул Таргим: слишком много зрителей и участников собрало мероприятие. Турнир, как правило, проводится в начале лета.

Фотографии Тимура Агирова

Из Эгикала вышло множество известных ингушских фамилий. В частности, он является родовым селением известного советского писателя Идриса Муртузовича Базоркина. Его роман «Из тьмы веков» считается энциклопедией жизни ингушского народа.

Идрис Базоркин скончался в 1993 году и похоронен в родовом склепе в Эгикале. В связи с этим каждый год 15 июня (в день рождения писателя) в ауле проходят памятные мероприятия, посвящённые его жизни и творчеству.

Словом, людям, интересующимся Средневековьем, культурой кавказских народов, а также просто любящим горы, Эгикал подарит не один час захватывающих приключений.

Как добраться до Эгикала?

Эгикал находится в Джейрахском районе Ингушетии и административно входит в Гулинское сельское поселение. Добраться до этого горного башенного комплекса можно только на автомобиле. Есть два маршрута.

 Vladimir Sevrinovsky/Shutterstock.com
Vladimir Sevrinovsky/Shutterstock.com

Маршрут № 1

Начальный пункт — Владикавказ. Сначала нужно доехать до районного центра Джейрах — маршрут Е117, Военно-Грузинский тракт. От Владикавказа до Джейраха ходит рейсовый автобус, но дальше всё равно придётся пересаживаться на частное авто (к примеру, нанять кого-нибудь из местных жителей).

Далее дорога следует по республиканской трассе (Р109) через населённые пункты Ляжги, Ольгети и Гули.

Данный маршрут считается наиболее удобным и безопасным.

Маршрут № 2

Начальный пункт — Назрань. Оттуда необходимо доехать до посёлка Галашки, между ними проложена асфальтированная дорога. Но после посёлка Мужичи, что в 9 километрах от посёлка Галашки, начинается грунтовка. Некоторые участки этого маршрута доступны только внедорожникам.

В Эгикал нередко приезжают туристы
В Эгикал нередко приезжают туристы

Фотография Евгения Шивцова

Почему стоит увидеть Эгикал?

Ингушские башни — это пример человеческого гения. Сложно поверить, что эти монументальные сооружения возводились без какой-либо строительной техники и приспособлений. Горцы вручную обрабатывали каменные глыбы и строили многометровые башни.

Гуляя по улочкам этого древнего ингушского селения, невольно задумываешься, как тяжело жилось этим людям. Природа в горах неласковая, вокруг сплошные камни, чтобы растить хлеб и разводить скот, приходилось трудиться днём и ночью. Но они никуда не ушли, пока их не выгнали…

Фотографии Евгения Шивцова

Эгикал был заселён до середины ХХ века. В 1944 году по приказу Берии ингушей насильственно депортировали из родных аулов. После смерти Сталина люди стали возвращаться на родину, но селиться в горах им больше не разрешали, только в равнинных сёлах.

Учитывая это, поражает факт, что спустя десятилетия один человек всё-таки вернулся в Эгикал. Наперекор всему он живёт в своей родовой башне и даже завёл пасеку. Кроме того, многие ингушские семьи регулярно приезжают навестить свои галы. Почтение к истории и предкам — одна из особенностей ингушского народа.

В последнее время Эгикалу и другим башенным комплексам уделяется много внимания: это отличный рекреационный ресурс. Вероятно, скоро возле этих древних горных замков появятся гостиницы и рестораны, проложат удобные туристические маршруты. Но пока этого не случилось, Эгикал надо видеть! Вас поразят его величие, нерушимость и спокойствие.