Интеграторы и бизнес-тренеры в кризис — что мёртвому припарка

Виновник эпидемии трудовой импотенции в кризисное время — чувство тревоги. Так считают не абы кто, а сотрудники ведущих российских кадровых агентств. Они советуют: «Просто общайтесь, хотя бы небольшими дозами, со своими подчинёнными, учите их, повышайте квалификацию в разгар кризиса, и вы увидите, как бодро они начнут вам клепать растущие показатели. Заметьте, материальные вложения на это уходят минимальные!» — восторженно резюмируют HR-профи.

Руководство крупного бизнеса в нашем Отечестве уже смекнуло, какую выгоду может принести им этот нехитрый приём — обучение персонала. И самые прожжённые акулы знают: сегодня есть простой и эффективный способ обучать сотрудников (читай — мотивировать), не заморачиваясь громоздкими программами, не нанимая новых штатных тренеров или коучей.

К чёрту наёмных консультантов и оптимизаторов, которые требуют космических гонораров! К чёрту интеграторов с их заумными подходами и громоздкими дорогими решениями! В кризис концентрируйтесь на главном, отлаживайте бизнес-процессы и выживайте. Просто используйте eLearning — электронное обучение — формат корпоративного образования, который в кризис начал набирать небывалую популярность.

По словам Владимира Щербакова, сооснователя российской платформы для онлайн-обучения Teachbase, сейчас время такое жёсткое, что клиенты экономят не то что на специализированных решениях, а на карандашах и пластиковых стаканчиках. «Мы за недорого даём возможность на высоком уровне организовать в компании eLearning для сотрудников. То есть наши клиенты мотивируют персонал и одновременно экономят свои деньги. Да, я не боюсь признаться: нам кризис, выходит, на руку! Но лишь потому, что мы и есть антикризисное решение», — говорит Владимир.

Кто уже использует eLearning?

В США, например, сегодня рынок eLearning составляет 91 миллиард долларов, а в Европе уже в 2011 году больше половины всего бизнеса в странах имели собственные подразделения, которые занимались только электронным обучением. Но отведём завистливый взор от Запада и отметим, что в России последние год-два для многих крупных компаний стали первой обкаткой онлайн-обучения. И в последние кризисные месяцы эти компании сполна ощутили все плюшки этого формата. Возьмём для примера четыре кейса.

  1. Корпорация «Сибирское здоровье». Производитель и ритейлер БАДов и косметики. Адаптационные курсы для новичков, курс по технологиям продаж.Сибирское здоровье
  2. Сеть медицинских лабораторий ИНВИТРО. Пять лет использует eLearning: вводные курсы для новичков, тестирование сотрудников, вебинары.Инвитро
  3. Обувной ритейлер Mascotte. Более года использует eLearning: вебинары.Mascotte
  4. «Кимберли-Кларк» — международная корпорация, являющаяся крупнейшим в мире производителем бытовой бумажной продукции, продукции для личной и промышленной гигиены. Более года использует eLearning: обучающие фильмы, тестирование сотрудников.Кимберли Кларк

Эти компании совершенно по-разному подходят к eLearning, но реализация происходит c помощью одной и той же платформы — Teachbase. У специалистов корпоративного образования этих компаний мы выяснили тонкости этих процессов и вывели нехитрую формулу того…

Каким должно быть онлайн-обучение в кризис?

Есть пять основных требований к eLearning, которые делают его истинным мотиватором персонала.

Как без денег повысить эффективность сотрудников во время кризиса: сценарий eLearning

1. Облачное решение

Как уже сказано, интеграторы сейчас идут лесом: их решения сложные, и бизнесу нужны конкретные сервисы, которые решают суть проблемы, а не выполняют косвенные задачи. Разрабатывать их самостоятельно, да ещё в кризис, — самоубийство.

Лариса Соболева, «Сибирское здоровье»:

У «Сибирского здоровья» мощный IT-отдел. Но, когда мы сами попытались реализовать функциональность, переданную сейчас Teachbase, поняли: гораздо эффективнее и дешевле для нас отдать эту функцию на аутсорсинг.

Ирина Праксина, Mascotte:

Мы просчитали бюджет реализации аналогичных возможностей собственными силами, и он составил 200 тысяч рублей. Пользоваться готовой платформой оказалось гораздо выгоднее.

И становится ясно, что самый эффективный вариант — облачные решения. Причём всё меньше актуальны для бизнеса бесплатные или условно-бесплатные платформы: их предельная дешевизна часто сопровождается элементарной недееспособностью в случае с корпоративным eLearning. Так, ограничен охват аудитории, нет глубокой аналитики, возможности записывать и проматывать вебинары и так далее.

Ирина Праксина, Mascotte:

После вебинара мы получаем ссылку на его бесплатное скачивание, и это очень удобно. Плюс мы можем многократно пересматривать и проматывать записи при просмотре.

Ещё один невнятный и частичный вариант — дополнительные возможности Skype и ему подобных программ, но это решение для совсем уж смелых и жадных.

Ирина Праксина, Mascotte:

Я не могу в этом случае одновременно говорить и демонстрировать презентацию. Наконец, не всегда есть возможность, если вы собираете большую группу слушателей, подключить видеосвязь, как показывает моя практика.

Лариса Соболева, «Сибирское здоровье»:

Использование Skype подразумевает участие конкретного человека, который будет вещать. Нас это в корне не устраивает.

Как без денег повысить эффективность сотрудников во время кризиса: сценарий eLearning

2. Предельная простота интерфейса и удобство использования

В кризис у всех полно рабочих задач и всем хочется выкладываться по полной — чуть ли на улицу выбегать и продавать прохожим свои товары-услуги. В этих условиях работники стараются показать начальству свои успехи, чтобы не быть уволенными.

В то же время начальство может не сомневаться, что онлайн-обучение в свободное от работы время — дома — будет использовано по максимуму как раз по двум причинам выше: на работе некогда, а достижения достигать надо.

Здесь руководству нужно лишь позаботиться о простоте и удобстве процесса eLearning, чтобы персоналу не приходилось тратить драгоценные усилия и время на заковыристые интерфейсы.

Ирина Королёва, руководитель Высшей медицинской школы ИНВИТРО:

Персонал ИНВИТРО — это медсёстры разных возрастов, не обязательно молодые люди, которые на раз-два управляются с компьютерами. Для нас принципиально необходима простота пользования: чтобы слушатели и учащиеся не тратили много времени, разбираясь, что куда нажать.

Как без денег повысить эффективность сотрудников во время кризиса: сценарий eLearning

3. Максимально разные форматы

Человеку должно быть интересно учиться, а тому, кто учит, следует подавать знания в утилитарных форматах — в форме вебинаров, курсов, фильмов, тестов и так далее. Платформа eLearning, которую выбирает компания, должна предлагать максимум возможных форматов дистанционного обучения. Сюда, в частности, относится и возможность учиться через мобильные приложения.

Ирина Праксина, Mascotte:

Вебинары подключаем, например, когда появилась новая программа лояльности, начинается акция или вышел новый тест и так далее. Кто может — смотрит онлайн, остальные пользуются записями.

Лариса Соболева, «Сибирское здоровье»:

С помощью обучающего курса «Технологии продаж» продвигаем новинки и акционные товары — получается хороший рычаг с возможностью получения обратной связи. Некоторых сотрудников я никогда в глаза не видела, а эффект есть!

Андрей Комизерко, менеджер по развитию компетенций в продажах, «Кимберли-Кларк Россия»:

Если платформа предоставляет возможность получать обучающий контент не только с ПК, но и через смартфоны или планшеты, то такому инструменту обучения цены нет за счёт мобильности и простоты использования.

Как без денег повысить эффективность сотрудников во время кризиса: сценарий eLearning

4. Возможность пробовать и подбирать нужный момент

На рынке товары пробуют!

Возможно, компания опасается бросаться с места в карьер. Тогда надо сначала обкатать систему, а затем переходить на полные профессиональные тарифы. Решение простое: просите у потенциальных SaaS-провайдеров «пробники» — прощупывайте возможности системы на бесплатных тарифах или договаривайтесь о пилотном проекте. В том же Teachbase половина клиентов сначала запускают пилоты и, когда видят хорошие результаты, стартуют уже на постоянной основе.

Андрей Комизерко, «Кимберли-Кларк Россия»:

В пилотный запуск мы просто смотрели, как это работает. Мне было важно, чтобы все сотрудники — от Владивостока до Калининграда — сказали: «Да, ничего не зависает, и нам всё понятно». Мы собрали фокус-группу, получили от них отзывы и после этого только выложили на платформу обучающий контент.

Другой финт ушами — можно договариваться с провайдерами о временном использовании системы: подгадать и провести обучение именно в этом месяце, заплатить за это, скажем, 10 тысяч рублей и через 3–4 месяца вернуться к процессу. Удобно и выгодно. А нам в кризис это и надо!

Как без денег повысить эффективность сотрудников во время кризиса: сценарий eLearning

5. Возможность получать аналитику, отслеживать результат

Наконец, помните: контроль посещаемости онлайн-курсов и вебинаров, подробная статистическая отчётность, обратная связь — бесценные инструменты руководителя.

Если SaaS-платформа не даёт такой возможности, смело задвигайте такую платформу! Если нельзя оценивать результаты онлайн-обучения, как тогда вообще понять, что оно эффективно?

Ирина Королёва, ИНВИТРО:

Самая ценная информация в платформе — это возможность следить за статистикой обучения. Можно проследить, сколько времени человек затратил на тестирование, на какие вопросы он неверно ответил, посмотреть общую статистику по вопросам — самые слабые места наших сотрудников.

Лариса Соболева, «Сибирское здоровье»:

Мы каждый год замеряем вовлечённость наших сотрудников, и с начала электронного обучения этот показатель значительно вырос, что доказано результатами внутрикорпоративных исследований и замеров.

Пять нехитрых правил — залог того, что сейчас, в кризис, сотрудники компании смогут не терять присутствия духа с помощью современного инструмента eLearning. Он будто знак того, что каждый человек нужен компании, нет причин для апатии на работе, но есть дополнительный стимул и возможность саморазвития… И в этом контексте странное выражение «Кризис — время возможностей» и впрямь обретает практический смысл.

Лариса Соболева, «Сибирское здоровье»:

Снизилась текучка, снизились затраты на наставников, и даже в итоге увеличилось количество положительных отзывов от клиентов. Изначальная цель — повысить уровень сервиса — у нас совершенно точно достигнута.

Ирина Королёва, ИНВИТРО:

Сейчас я дала задание коллегам максимально оптимизировать корпоративное обучение и всё, что можно вместить в онлайн-формат, не откладывая, перевести в него.