Однажды на рынке я разговорился с торговцем из Азербайджана. Слово за слово, и мы неожиданно перешли от выбора  фруктов и овощей к организации его маленького бизнеса. У Мамеда  больше 10 торговых точек на разных рынках Москвы. На свой вопрос: «Как же получилось все организовать?» — я получил следующий ответ:

Для бизнеса не важно быть умным. Если бы это было так, то все академики были бы богатыми, а это не так. Для бизнеса не важно много физически передвигаться. Если бы это было так, то самыми богатыми были бы грузчики. Для бизнеса важно все части соединить в целое.

Мамед, торговец фруктами

Вот так без всяких MBA простой торговец вывел одно из главных правил бизнеса.  Позже я на собственном опыте убедился в справедливости его слов, когда  искал исполнителей для своего проекта на биржах удаленной работы Odesk и Elance. Найти программиста и дизайнера, с которыми у вас будет взаимопонимание, которые будут работать не только ради денег, но и на конечный результат, которые сами скажут: «А давай я еще вот здесь поправлю, так будет лучше», — очень сложно. Такие мастера большая редкость.

И если вы твердо решили собрать удаленную команду для работы над своим приложением, то вот восемь советов.

Совет первый. Работайте с программистами, которые говорят с вами на одном языке. В ходе работы постоянно будут возникать моменты, требующие уточнения. Языковой барьер станет помехой эффективной работе.

Совет второй. Старайтесь работать с программистами из одной с вами часовой зоны. В работе удаленных команд есть такое понятие, как ping. Казалось бы, простейшая просьба, например, изменить цвет блока с красного на зеленый, может выполняться дизайнером 2-3 дня!  А сколько таких моментов может быть?  Десятки. Вообще, ping — одно из самых слабых мест работы удаленных команд. Если в случае команды, находящейся в офисе, сроки окончания работы над приложением надо всегда умножать на три, то, когда речь идет о распределенной команде, — как минимум на пять. То есть если вы, ваш программист и дизайнер договорились все сделать за месяц, то в реальности все будет сделано через пять месяцев. И от этого никуда не уйти!

Совет третий.  Старайтесь не работать по предоплате.  Предоплату обычно просят те специалисты, которые морально готовы бросить проект на четверти и половине пути. Odesk  и Elance предоставляют эффективные инструменты как по защите программиста от нечистоплотного заказчика, так и по защите заказчика от плохого программиста.

Совет четвертый. Никогда не предлагайте программистам стать партнерами по бизнесу взамен удешевления стоимости разработки приложения. Честно говоря, такую ошибку можно совершить только раз в жизни. Как правило, взамен снижения стоимости разработки заказчик предлагает программисту часть дохода от приложения, называемую роялти. В конечном итоге все придет к следующему: человек, у которого, скажем, 20%, будет управлять вами, у которого 80% прав на приложение.

Совет пятый. Перед началом совместной работы договоритесь с исполнителями, как часто вы будете обсуждать ход работы и получать промежуточные варианты.  Да, необходим постоянный контроль. Есть, наверное, в этом неприятные моменты, как и  во всяком контроле, но это лучше, чем услышать через две недели после старта: «А я еще не начинал. У меня тут проблемы, сосед сверху залил…»

Совет шестой. Ведите переговоры со многими исполнителями. Спрашивайте их о цене, просите показать опубликованные приложения в App Store. Поищите информацию в Google или Facebook. Изучите исполнителя, прежде чем приступать к совместной работе.   

Совет седьмой. Старайтесь найти программиста-дизайнера. Или сложившуюся пару программиста и дизайнера. Это сложно, но в таком случае за качество приложения можно быть спокойным.

Совет восьмой.  Старайтесь как можно быстрее реагировать на просьбы исполнителей что-то уточнить, обеспечить дополнительными материалами и так далее. Помните о пинге, не позволяйте собственной лени тормозить работу.

Эти восемь советов, конечно же, не претендуют на полноту, но, во всяком случае, дают представление о том, как правильно организовать работу удаленной команды. А какой у вас опыт? Поделитесь своими советами в комментариях. Давайте составим совместный гайд и поможем программистам, дизайнерам и издателям правильно организовать работу в команде.