Planner 5D, как это нередко бывает, начинался как проект «just for fun». Основатели гордились тем, что сделали классный продукт, но не знали, как превратить его в бизнес. Все изменилось после того, как Planner 5D попал в стартап-академию Farminers. О том, как создавали проект, в интервью «МакРадару» рассказывает один из сооснователей — Алексей Шереметьев.

Как возникла идея создать планировщик интерьеров Planner 5D?

Мы работали с моим кофаундером Сергеем Носыревым всегда в паре. Я дизайнер, он программист. В какой-то момент Сергей купил землю под постройку дома, а я занимался ипотечными делами, собирался покупать квартиру и планировал ремонт. И мы как-то обсуждали все это, а поскольку мы вдвоем айтишники, то искали в интернете, и ничего интересного не нашли. Так идея и родилась.

Опытные предприниматели рассказывают, что, прежде чем приступить к созданию чего-либо, надо определить, какую «боль» будет лечить продукт?

У всех, кто сталкивается с ремонтом, покупкой мебели, перепланировками, проблема одна: нужно как-то все спланировать. Есть, условно говоря, две возможности. Рисовать на листке бумаги либо использовать сложные софтверные решения вроде AutoCAD, 3ds Max и прочих. Но так как последнее сложно, в итоге все рисуют на бумажке. Но век сейчас цифровой, хочется рисунок переслать членам семьи, поделится с ними. И фактически то, что мы сделали, — это та же бумажка, только на компьютере. Не нужно иметь специальные навыки, изучать 3D-моделирование, не надо быть инженером — просто скачал приложение и пальцем нарисовал, как в игре The Sims. Кстати, действительно есть люди, их достаточно много, которые скачивают The Sims, чтобы спланировать себе ремонт. Потому что там все просто и наглядно. Пусть там мебель и не реальная, но примерно можно «прикинуть диванчик». Поэтому мы просто открыли The Sims на одном мониторе, а на втором делали Planner 5D.

Какие проекты чаще всего делают люди, например, в России и в США? Учитывая наши еще во многом советские дома…

Есть большая разница. Потому что потребности у японцев, мексиканцев, американцев, русских разные. Наборы мебели должны быть разные, и объекты должны быть разные. У нас огромное количество клиентов из Бразилии, они в основном делают большие дома с бассейнами. А если посмотреть на российского пользователя — это, как правило, малогабаритные квартиры с крошечными кухнями, в которых люди все равно пытаются сделать что-то и рисуют планы. Японцы в основном планируют сады. Стандартные проекты для американцев — садик, дом двух- или трехэтажный и куча мебели внутри. Основные наши пользователи — это США, Бразилия, Европа и Россия. При этом Россия занимает всего 30%. Поэтому основной упор мы сейчас делаем на зарубежный рынок, и наблюдать за спецификой пользователей из других стран очень интересно.

Сооснователи Planner5D Сергей Носырев (слева) и Алексей Шереметьев
Сооснователи Planner 5D: Сергей Носырев (слева) и Алексей Шереметьев.

Как вы зарабатываете на приложении и какие цифры можете озвучить, не раскрывая коммерческую тайну?

Planner 5D сейчас есть на всех ОС и устройствах, за исключением Windows. За счет этого набрали свыше 3,5 миллионов пользователей. За два с половиной года пользователи сделали свыше 10 миллионов проектов. Монетизировать продукт мы начали только год назад. За это время мы стали самоокупаемыми и потихоньку наращиваем прибыль.

Как устроена работа в команде Planner 5D?

Начинали вдвоем, и сначала нам казалось, что мы самодостаточны и нам больше никто не нужен. Потом, естественно, пришли к тому, что надо нанимать специалистов. В разное время у нас было от 2 до 15 человек. Сейчас 10 человек. Ситуация складывается забавная: половина команды — русская, половина — литовская. У всех разные подходы к работе, мы разговариваем на трех языках: русском, литовском, английском. Но каких-то секретов нет. Потому что наша основная идеология — не тратить время на обсуждения. У нас нет системы планирования, трекеров задач и прочего. Основной рабочий инструмент — Google Docs. Там мы держим планы, набор задач, документы. Конечно, программисты используют нужный им софт для общения, например, для отлова багов, но глобально в компании мы используем только простые инструменты.

А есть у вас корпоративные пользователи? Смотрите в сторону B2B?

У нас было несколько попыток в России. Основное, с чем мы пробовали работать, — это мебель. Очевидная вещь: ты расставил мебель в проекте, теперь надо ее купить. Начали общаться с производителями мебели, продавцами, вплоть до IKEA. Но найти общий язык в коммерческом плане не удалось ни с кем. Сейчас мы бесплатно разрешаем встраивать Planner 5D на сайте всем, кто хочет, и собираем таким образом аудиторию. В то же время в США у нас сейчас развивается очень интересное взаимодействие со школами. К нам приходит много писем от учителей и директоров американских школ с просьбой о сотрудничестве. Они используют Planner 5D во время уроков — например, на уроках архитектуры — и для домашних заданий. Сначала мы делали для каждой школы что-то индивидуально, а теперь строим программу лояльности, в рамках которой будут корпоративные лицензии и многое другое. Нам самим интересно посмотреть, что из всего этого выйдет.

Planner5D_demo

По статистике, в каких целях используют Planner 5D?

В основном для решения своих проблем с планировкой, расстановкой мебели. У нас есть большое комьюнити, где люди выкладывают и обсуждают свои проекты, мы сами общаемся с пользователями и пытаемся выяснить, что им нужно. Потому что когда ты сам делаешь продукт, то кажется, что ты делаешь то, что нужно. А на самом деле нужно совершенно не то. Мы с этим уже сталкивались и сейчас больше общаемся с пользователями.

Вы прошли весь путь в Farminers от подачи заявки до выпуска из стартап-академии. Расскажите, что там внутри, как вообще работает система?

Если бы не Farminers, то не было бы Planner 5D. Сначала мы делали планировщик для себя. Для нас важнее было сделать крутую вещь, а не бизнес. Мы гордились тем, что сделали лучше, чем Autodesk со своей программой Homestyler, при том, что мы все сделали вдвоем, а у них тысячи инженеров. При этом мы по-прежнему работали на своих работах, а планировщиком занимались по ночам. Решительного шага мы не делали, пока я не увидел в Facebook объявление Алены Владимирской о том, что Игорь Мацанюк набирает команды в Farminers. Я отправил заявку. Через пару дней нас пригласил Игорь, мы поговорили, на следующий день уволились со своих работ и начали работать в академии Farminers. Мы были очень «зеленые» практически во всех аспектах бизнеса. Нам здорово вправили мозги, возились с нами, обучали. Всего было 15 стартапов в первом наборе, мы сидели почти как в школе, за соседними партами. Затем нас отправили в Кремниевую долину показать планировщик настоящим монстрам IT-бизнеса. Через год мы уже запустили Planner 5D в его нынешнем виде, и у нас очень быстро набралась аудитория в 250 000 пользователей, а спустя 5 месяцев мы перешагнули отметку в 1 миллион пользователей. Из первого набора в Farminers на плаву остались только наш проект и еще один.

А что стало с остальными?

Ну не может же всем повезти. Были классные стартапы, которые были просто не поняты. Опередили время или не хватило энергии основателям. Ведь одно дело, когда ты строишь какие-то расчеты и видишь все под своим углом зрения, а другое дело — реальность, с которой ты сталкиваешься. В академии были ребята, про которых все думали, что вот они точно выстрелят, потому что у них была классная идея и реализация этой идеи. Но не пошло у них.

Не помните, как назывался проект?

Сервис знакомств iPQ2. Проект закрыт, команда разбежалась.

Farminers взяли вас к себе не за бесплатно. Какие были условия?

Условия нам назвали сразу, все было прозрачно. 150 тысяч долларов в обмен на 40% компании. Я до сих пор воспринимаю это совершенно нормально, потому что лучше, если у тебя будет 60% от чего-то, чем 100% от ничего. Да, говорят, что Мацанюк много забирает, ну а кто вам что-то даст за просто так? Даже если 90% забрали, остается еще 10% и шанс в этой жизни что-то сделать самому. Мне кажется, это стоит того.

Переезд в Литву входит в часть плана по «захвату мира»?

Мы с самого начала думали о себе как о глобальной компании. Литва — это первый шаг. Здесь много хороших специалистов, которые понимают европейскую аудиторию. Мы за год выросли по доходам в 5–6 раз. Научившись работать с европейской аудиторией, пойдем дальше.


В заключение добавлю уже от себя. В начале осени Planner 5D выйдет в абсолютно новом интерфейсе, и «МакРадар» получил право на эксклюзивную информацию о предстоящих изменениях.