Творческие личности и учёные говорят о креативности как о внезапном озарении. Эйнштейн, описывая то, как к нему пришла мысль о теории относительности, сказал, что это был самый счастливый момент в его жизни. Писательница Вирджиния Вульф была более оригинальной:

Странно, как сила креативности может в один момент привести весь мир в порядок.

Действительно ли креативность сопровождается счастьем? И если нет, то какие эмоции на неё влияют?

Этим вопросом в течение семи лет задаётся психолог Эдди Хармон-Джонс и его коллеги. Они пришли к выводу, что на креативность влияет не эмоциональный окрас (положительные и отрицательные эмоции), а мотивационная эффективность (термин придумали исследователи), то есть то, как эмоция воздействует на желание трудиться. К примеру, веселье — положительная эмоция, но она имеет низкую мотивационную эффективность. А вот желание — положительная эмоция с высокой мотивационной эффективностью.

Доказать актуальность теории удалось с помощью исследования. Участников разделили на две группы. Первой показывали видео со смешными котами (низкая мотивационная эффективность), второй — видео с привлекательно выглядящими десертами (высокая мотивационная эффективность).

Несмотря на то, что обе группы испытывали положительные эмоции, более креативно к решению последующих задач подошли участники второй группы.

То же касается и видео, вызывающих отрицательные эмоции. Грусть (низкая мотивационная эффективность) мешала сфокусироваться, отвращение (высокая мотивационная эффективность) — наоборот.

Исследователи пришли к выводу, что мотивационная эффективность более способствует креативности, чем сама эмоция. Это связано с тем, что эмоции с низкой мотивационной эффективностью заставляют преследовать новые цели, а с высокой — помогают сфокусироваться на текущей цели.