Что такое информационный шум

В наше время можно заметить, что многие люди не очень хорошо разбираются в теме, на которую активно дискутируют. Они утверждают, что знают многое по этому вопросу, но почему-то во время беседы чувствуются только поверхностные знания, даже не так — обрывочные. Люди в большинстве своём не понимают причинно-следственных связей в огромном объёме получаемой информации.

Сейчас происходит информационная революция, информация перестала быть недоступной, ценной и фундаментальной. Раньше, чтобы получить крутую книгу, необходимо было отстоять в очереди или достать её через десятые руки — такое издание было на вес золота. Специальных обучающих курсов для обычных людей практически не было. Рецепты приготовления еды передавались по наследству, а к советам старших прислушивались как к самому важному.

Теперь в один клик можно изучить Вселенную, понять правила ведения бизнеса, узнать 25 рецептов салата оливье, осилить технологию монтажа гипсокартона. Приправьте это сверху блогами, лайками, цитатами, почтой, сериалами и самым вкусным с ТВ.

Информационный шум — это неотфильтрованный поток информации, в котором полезность полученных данных уменьшается прямо пропорционально количеству этих данных.

Есть такое понятие в передаче данных, как «сигнал/шум». Оно определяет величину и качество приёма информации относительно помех (шума) от источника к приёмнику. Так вот, если шум сильный или преобладает над полезностью информации, система будет работать неустойчиво и с ошибками и, соответственно, неправильно выполнять поставленные задачи. Всё вышесказанное можно отнести и к человеку.

Для того чтобы улучшить качество приёма, в инженерии ставят фильтры или улучшают источник (приёмник). В ситуации с людьми можно выполнять похожие действия.

В чём заключается опасность

Раньше ценилось умение хорошо воспринимать информацию, усваивать, а главное, использовать её. Сейчас всё немного по-другому: надо уметь упорядочивать и фильтровать потоки информации, а главным становится её поиск. Чувствуете разницу?

Не зря появились Evernote, Pocket, закладки, облачные хранилища. Человеческий мозг не может уже усвоить всю информацию, он просто помнит, где она и как хранится. Он уже не хочет запоминать причинно-следственные связи. Мозг превращается в быстрый компьютер.

Опасность не в том, что компьютер однажды начнёт мыслить как человек, а в том, что человек однажды начнёт мыслить как компьютер.

Сидни Харрис (Sydney Harris)

Человек теперь не хочет анализировать и воспринимать информацию, он начинает привыкать к простому инфопотоку, не вникая, что там (вспомните чтение по диагонали). Но в этом и кроется главная опасность: вырабатывается зависимость от информации. Курсы, блоги, статьи, видео, фотографии — на это тратится много энергии и времени, а толку на выходе зачастую ноль.

Источники шума

Телевидение

Главный злодей нашего времени. Мегапотоки ненужной информации: реклама, ТВ-шоу, новости, фильмы, а ещё просто переключение каналов в поисках чего-нибудь интересного.

Интернет

Второй по величине генератор информационного шума. С появлением интернета разрушились все барьеры на пути к нужной и ненужной информации.

Человек полагает, что он владеет ситуацией в интернете, что попадает именно туда, куда он хочет. А вы не замечали, как за поиском ответа на свой вопрос вы перелопатили десяток сайтов, прочитали несколько липовых отзывов, просмотрели пару рекламных блоков, а ещё частенько проверяли почту и отвечали в чате социальной сети? И вы думаете, что ваш мозг отфильтровал необходимую информацию хорошо? Скорее всего, нет.

Радио

Мощный источник шума — аудиоканал. Обсуждение пустых тем в прямом эфире, музыка различных направлений, реклама. Но основной поток шума мы воспринимаем тогда, когда включено радио в общественном месте: оно накладывается на уже имеющийся шум и забивает мозг полностью.

Газета

Раньше газеты являлись единственным источником внешней информации, они были не так забиты хламом. Сейчас же страшно открывать газету, особенно рекламного типа. Даже в хорошем журнале National Geographic 30% информации составляет элитная реклама, и всё равно её приходится читать: очень сложно этого не делать.

Реклама

Она везде и всюду, она обволакивает нашу жизнь: баннеры, билборды, буклеты, бегущие строки, контекст. С ней по-настоящему сложно бороться: на неё все равно обращаешь внимание, как ни крути, она въедается уже на подсознательном уровне.

Информационный фон

Сюда относятся все остальные источники: разговоры, книги, смартфоны, указатели, инструкции и так далее. Из всего можно сделать простое заключение: мы живём с информацией каждый день, мы ей буквально пропитаны.

Как бороться с информационным шумом

Главная рекомендация — понять, что всё знать и за всем уследить нельзя. Мозг не компьютер, он, к сожалению, не многозадачен. Нужно уменьшить спектр необходимых для вас знаний на текущем этапе жизни.

Ограничьте использование интернета

Если вы блогер. Многие сейчас пишут об интернет-зависимости: люди не могут без почты, чтения статей, подписок, других блогеров. И эту зависимость очень сложно побороть. Да, они правы, но главная причина проблемы, как ни парадоксально, — это блог. Уберите блог — исчезнет проблема.

Как уменьшить шум: почистите информационную ленту, закладки, подписки по почте, любимые группы в соцсетях, сайты до того минимума, с которым вам станет комфортно. Оставьте только необходимую информацию. Делать это надо жёстко: убрали и забыли.

Создайте свою буферную информационную зону, оградите себя от всего лишнего. Не стоит бесполезно читать и общаться с другими из-за блогерской вежливости.

Перестаньте читать по диагонали. Так вы расслабляете свой мозг. Прекратить читать то, что не относится к вашему направлению развития. Хотите почитать что-то другое — сохраните информацию в закладках, и если она не будет востребована в ближайшее время, то смело удаляйте навсегда, даже не читайте.

Должен быть режим проверки почты и комментирования. Кто как хочет: либо утром, либо вечером с кофе и печеньками — но этот режим должен быть обязательно.

Если вы простой интернет-пользователь. Здесь другая проблема — социальные сети. Блогеры просто меньше сидят в соцсетях. Надо понять, что социальные сети для создания информационного шума в вашей голове — самое то. Столько бесполезной информации не генерирует ничто (даже телевидение проигрывает): лайки, фотографии, цитаты, тексты, комменты, конкурсы, новости ни о чём — всё это в невообразимом количестве.

Теперь представьте: есть люди, у которых более 1 000 друзей, более 60 групп в избранных, более 300 фото и видео. Сколько из-за этого забито информационных кластеров в голове? Если бы не моя профессиональная деятельность, я бы давно удалился из социальных сетей.

Сократите пребывание в социалках до одного часа в день, отфильтруйте свою ленту новостей, оставьте только необходимых вам людей и группы. А лучше вообще удалите свои ненужные аккаунты. Вы даже не представляете, насколько голова станет чище. Проведите эксперимент: не заходите в Facebook, «ВКонтакте» и другие социальные сети неделю. Получится? Думаю, с трудом.

Прекратите комментировать всё подряд и вести пустую переписку на форумах. Больше гуляйте, занимайтесь спортом, используйте интернет только для профессионального и творческого роста и не забывайте о жёстком фильтре.

Исключите телевидение

Рекомендация простая: убрать ТВ из жизни в принципе. Поверьте, ничего вы от этого не потеряете. Всю важную информацию вы и так будете узнавать, проверено на практике. Детям телевизор противопоказан вдвойне.

Иногда поражает гонка за большими ТВ-комбайнами, и чем меньше доходы семьи, тем большего размера дома телевизор.

Фильтруйте радио

Это момент спорный. Есть хорошие радиопередачи, с рассуждениями и интересными историями. Но большинство всё же имеет развлекательный характер и сопровождается рекламой.

Можно слушать аудиокниги и свою музыку, причём из готовых плей-листов, по настроению. Слушайте минимум передач, которые действительно вам будут полезны. Когда попадаете в среду, где играет чужое радио, попросите выключить (приглушить) или слушайте свою аудиоколлекцию.

Устраивайте дни тишины

Отдыхайте иногда от информации: гуляйте, выберитесь за город, сходите на выставку, займитесь спокойным хобби или ремонтом. Или просто поспите столько, сколько хочется, никуда не торопясь (это очень полезно). Ограничьте поток входящей информации до нуля, отлично в этом помогает деревня или дача.

Читайте полезные книги

Простой совет, но многие даже его не выполняют. При этом читать надо в спокойной обстановке, когда никто и ничто не отвлекает. Чтобы во время чтения работала память, творческое мышление, появлялись аналитические выводы. Читайте полезную литературу, но не в гигантских количествах. Не используйте скорочтение. Избегайте бульварного чтива.

Осознавайте информацию

Поймите, всего знать нельзя, за всем не успеть, всё не прочитать. Лучше осознать фундаментальную информацию по одному важному вопросу, чем поверхностную по пяти. Сёрфить в интернете — это плохо, а вот понять и установить причинно-следственную связь — действительно круто.

Если вы это осознаете, то поймёте, какая информация вам нужна, а на что даже не стоит тратить драгоценное время. Не думайте, что чтение 150 сайтов или блогов вас развивает. Боритесь с рассеянностью.

Не генерируйте шум

Напоследок самое интересное: важно не генерировать шум самим. Мы сами зачастую являемся спамерами в информационном пространстве. Лайки, ссылки, комментарии, письма, фотографии, видео. Не надо делать действие ради действия, потому что все так делают или из вежливости. Подумайте, а нужна ли эта ваша информация другим? Не засоряете ли вы информационный канал?

Помните: каждое слово должно быть на вес золота.