Книга «18 минут. Концентрируйся, не отвлекайся и делай то, что действительно важно» вошла в десятку лучших бизнес-книг года по версии New York Post и Publishers Weekly. Она рассказывает о том, как бороться с повседневной рутиной и сосредоточиться на ключевых моментах в нашей жизни. Вся стратегия укладывается в ежедневные 18 минут.

О чем эта книга?

Книга Питера Брегмана «18 минут» о том, как жить, «чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». А конкретно — о том, как научиться расставлять приоритеты, распоряжаясь временем, которого всегда не хватает. О том, как ставить себе цели и сосредотачиваться на них, не отвлекаясь на второстепенные вещи. Суть в том, что при помощи простого 18-минутного плана на каждый день выполнять по-настоящему важные дела, которые по разным уважительным (и не очень) причинам мы постоянно откладываем на потом.

Чем эта книга отличается от других книг по тайм-менеджменту?

Большинство книг по тайм-менеджменту посвящены рациональному планированию: как организовать день так, чтобы успеть как можно больше. Брегман замахнулся на более глобальную задачу: не просто планирование дня, а планирование жизни в целом. Хотя всё действительно начинается с одного дня. Потом одного года. А потом вы учитесь не просто всё успевать, но и успеваете понять, зачем вы это делаете.

Время, как замечает автор, единственное, чего нельзя вернуть. Наша жизнь конечна, и только от нас зависит, чем её наполнить. Но множество людей, занимаясь, казалось бы, очень важными делами, работая не поднимая головы и испытывая постоянную нехватку времени, тем не менее тратят его попусту.

Книга учит концентрации, но не только на повседневных задачах. Прежде всего человек должен понять, чем ему действительно стоит заниматься, чтобы прожить осмысленную и гармоничную жизнь.

Что предлагает книга для гармонизации жизни?

Питер Брегман поделил книгу на четыре части. В первой он рассказывает о том, как создать почву для дальнейших действий. Во всём есть скрытые возможности, надо суметь их разглядеть. Затем придумать ежедневный план и следовать ему. И бороться с тем, что отвлекает от этого плана.

Вторая часть рассказывает читателю, как организовать жизнь вокруг того, что делает человека счастливым. Нет смысла заниматься тем, что вызывает отторжение, каким бы выгодным в карьерном и материальном плане это ни было.

Третья часть учит структурировать время с помощью 18-минутного плана на каждый день. А четвёртая — справляться с отвлекающими факторами и не бросать дело на полпути.

Первое — создать почву для действий. Что это значит?

«18 минут», Питер Брегман
João Silas / Unsplash.com

Питер Брегман отмечает, что человек не ограничен только своей работой. Он рассказывает об эпидемии самоубийств в крупных компаниях во время их реорганизации, когда с жизнью сводили счёты даже те сотрудники, которых не увольняли — от одного только ожидания этого события. Для них работа и была жизнью, они не видели себя за её пределами. Да, страшно остаться без средств к существованию, но не стоит забывать и о других своих ипостасях — члена семьи, человека, у которого есть увлечения. Возможно, просто пришло время заново оценить свой потенциал и заняться чем-то совершенно другим.

Брегман рассказывает о молодых людях, вчерашних выпускниках колледжей, которые за пару лет меняют несколько профессий в поисках себя. Тут главное — не слишком увлекаться, поскольку чересчур широкий выбор мешает составить чёткий жизненный план.

Брегман в таких случаях советует хотя бы на минуту забыть, куда надо идти, и сосредоточиться на том, кто вы есть и что вам действительно нужно. Возможно, после этого вовсе не захочется расставаться с очередной работой, можно и там создать почву для действий и правильно организовать свою жизнь.

Второе — как организовать жизнь вокруг того, что делает счастливым. Как это сделать?

Автор предлагает «увидеть мир с высоты птичьего полёта», то есть оценить полную картину. Люди тратят массу времени просто по инерции — на ненужные споры, несчастливые браки, невыгодные вложения.

Вместо того чтобы вовремя остановиться, они заходят слишком далеко, когда уже поздно отступать. Чтобы прекратить двигаться по инерции, можно выбрать две стратегии: замедлиться либо начать сначала. Кстати, большинство книг по тайм-менеджменту вообще не рассматривает паузу или замедление темпа жизни как способ управления временем.

Но разве пауза или замедление не пустая трата времени?

Иногда и то и другое необходимо. Быстродействие заложено в природе человека, мы склонны реагировать немедленно, особенно на агрессию. В этом случае необходима пауза, чтобы успеть взять эмоции под контроль. Прежде чем бурно реагировать — ответить криком на крик, к примеру — Брегман советует сделать вдох и расслабиться примерно на 5 секунд. Тогда следующий ваш ход будет умнее и менее импульсивным.

Существует цепь «событие — реакция — результат». Результат не должен стать побочным эффектом реакции. Нужно сначала сосредоточиться на результате («что я хочу получить»), сделать паузу и только потом осознанно реагировать.

Необходимо тратить время и на отдых: остановиться, подумать о приоритетах, а не заниматься всем и сразу. Многозадачность, столь любимую тайм-менеджментом, Брегман не приветствует.

Чем же плоха многозадачность?

Питер Брегман о многозадачности
Redd Angelo / Unsplash.com

Брегман сравнивает многозадачность со шведским столом, на котором так много блюд, что вкус каждого всё равно забывается. Надо брать меньше блюд и выполнять меньше дел, но выполнять хорошо. Выберите для себя пять дел, которые сильнее всего влияют на жизнь, и сконцентрируйтесь на них.

Не стоит разбрасываться временем и силами — нужно ставить перед собой цели и иметь талант, чтобы их достичь.

Для этого автор предлагает освоить четыре элемента успеха. Первый — по максимуму использовать свои сильные стороны. Второй — принять слабые стороны и суметь использовать их тоже. Третий элемент — заявить о своих индивидуальных особенностях. И четвёртый — понять, чем вы действительно хотите заниматься, найти своё любимое дело.

С сильными сторонами всё понятно. Но как можно превратить в силу свои слабости?

Брегман приводит в пример Давида и Голиафа. Давид не стал биться с великаном Голиафом в рукопашном бою, где заведомо проиграл бы. Он использовал пращу — по мнению Брегмана, «выбрал и навязал другую войну и выиграл в ней». Многие знаменитые и успешные люди стали такими из-за огромной неуверенности в себе: им постоянно требовалось подтверждение своих способностей.

Зачем заявлять об индивидуальных особенностях?

Питер Брегман учит быть собой и не подстраиваться под других. В пример он приводит Сьюзан Бойл (Susan Boyle), безработную и невзрачную жительницу шотландской деревни, чей голос покорил мир. Будь на её месте стандартная красавица, возможно, этого и не произошло бы.

Четвёртый элемент успеха — найти любимое дело. А если оно не совпадает с профессией?

Автор уверяет, что можно достичь чего угодно.

Для этого нужно:

  • хотеть добиться;
  • верить, что это возможно;
  • относиться к неудачным попыткам как к полезному опыту.

Человек терпит одно поражение за другим, прежде чем добивается успеха. Главное — не оставлять попыток. Любимое дело, по мнению Брегмана, то, которому можно посвятить год и не бросить.

Чем конкретно наполнены 18 минут, которые помогают повысить концентрацию?

18 минут, которые помогают повысить концентрацию
Cathryn Lavery / Unsplash.com

Тут всё просто. Пять минут с утра нужно выделить для планирования дня. По одной минуте раз в час проводить повторную фокусировку на задачах. Можно запрограммировать звуковой сигнал в смартфоне, напоминающий о том, что нужно оценить, продуктивно ли прошёл час. Вечером потратить ещё 5 минут и оценить, как прошёл день. Чего удалось добиться, что преодолеть? Что планируется сделать завтра? С кем нужно взаимодействовать? В двух словах — нужно осознанно выбрать, на чём сосредоточиться в течение дня, и регулярно себе об этом напоминать.

Экономить время помогает и правило трёх дней. Если в списке неотложных дел какое-то из них находится больше трёх дней, нужно:

  • сделать его немедленно;
  • запланировать, когда именно оно будет сделано;
  • отпустить (не делать сейчас);
  • занести в список «когда-нибудь», «может быть».

Как автор предлагает бороться с отвлекающими факторами?

У каждого свои отвлекающие факторы. Брегман приводит в пример человека, который считал, что его коллеги постоянно плетут против него интриги, а начальство недооценивает. Эта фантазия стала отвлекающим фактором, мешающим как следует работать. В итоге, когда его вызвали к начальнице, чтобы похвалить за хорошую работу, он начал обвинять её в вымышленных грехах и в результате был уволен. Поэтому Брегман советует придумать такую фантазию, которая работает на вас, а не против вас.

Другой отвлекающий фактор — непрошеные посетители в разгар работы. Спровадить их неудобно, в итоге время тратится попусту. Но единственный способ не отвлекаться на ненужные разговоры — научиться говорить твёрдое «нет» любому, кто вам мешает.

Ещё один фактор — излишний перфекционизм, мешающий вовремя доделать дело. Брегман считает, что «вознаграждается не совершенство, а продуктивность». Поэтому нужно не погрязать в мелочах, а смотреть вперёд.

В чём практическая польза этой книги? Применимы ли рекомендации автора к нашим реалиям?

Книга доступно и понятно учит планировать время и делать это с удовольствием, не погрязая в сложных расчётах и мелочах. Эти рекомендации применимы к любым условиям и реалиям, даже самым экстремальным, поскольку временем располагают все.

Главное — уметь им правильно распорядиться, о чём и рассказывает Питер Брегман.

В книге много примеров и историй из жизни автора, исторические параллели, забавные рассказы и притчи.

Тем не менее люди, хорошо знакомые с литературой по тайм-менеджменту и уже выбравшие для себя другую модель, возможно, не увидят в этой книге ничего особенного.

Автор слегка многословен, местами поверхностен, но в целом книга читается легко и приятно и вполне достойна прочтения. Считать ли её руководством к действию, решать читателю.

«18 минут. Как повысить концентрацию, перестать отвлекаться и сделать действительно важные дела», Питер Брегман

Купить на Litres.ru Купить на Amazon.com